Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
vasutin_psihohirurgia.doc
Скачиваний:
154
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
2.65 Mб
Скачать

Введение.

Прежде чем начать писать эту книгу, я переработал очень много литературы, пытаясь для себя понять механизмы функционирования психики. И много раз я брался за эту книгу и много раз откладывал ее до лучших времен.

Писать о том, что происходит в психике, очень сложно из-за того, что нельзя взять одну какую-либо сторону проблемы и разобрать ее “до косточек” вне связи с другими ее проблемами. Только целостный подход к психике может дать более-менее адекватную картину того, что происходит внутри нас, какие мотивы ведут нас по жизни (или же “несут” - как в половодье вода).

К.Лоренц писал: “Почти невозможно описать словами, как работает система, в которой каждый элемент находится в сложных причинных взаимосвязях со всеми остальными. Даже если объяснять устройство автомобильного мотора - и то не знаешь, с чего начать. Поэтому почти невозможно усвоить информацию о работе коленчатого вала, не имея понятия о шатунах, поршнях, цилиндрах, клапанах и так далее и тому подобное. Отдельные элементы системы можно понять только в их взаимодействии, иначе вообще ничего нельзя понять. И чем сложнее система, тем сложнее ее объяснить; между тем структура взаимодействия инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения, составляющих общественную жизнь человека, несомненно является сложнейшей системой, которую мы только знаем на Земле.” (К.Лоренц. Агрессия. М. “Универс”, с.7, 1994.)

И для того чтобы психотерапевт смог осознанно подойти к решению проблем своих пациентов, ему надо понять (хотя бы ориентировочно) - что же происходит внутри “черного ящика”, которым по праву можно назвать нашу психику. Мы достаточно неплохо знаем: какая информация в человека входит, и какая из него выходит. Но почему разные люди по-разному реагируют на одну и ту же информацию - это мы знаем только приблизительно. И, естественно, что незнание механизма развития болезни, ее поддержания в «боевом» состоянии, приводит к фиаско при ее лечении.

В последние годы многим врачам, особенно на Западе, стало ясно, что успех в лечении пациентов зависит не только от того - сколько и каких лекарств им назначается. Мы наконец-то начинаем понимать, что лекарства, какими бы хорошими ни были, просто не способны вылечить человека. Связано это с тем, что лекарства чаще всего только снимают симптомы заболевания. И очень редко используются на причинном уровне. Лечение лекарствами большинства болезней напоминает кошение травы – чем чаще косишь – тем гуще она становится. Чем больше человек страдает от болезни, тем чаще ему приходится снимать ее симптомы. То есть в случае применения лекарств, снимающих симптом болезни (например, при бронхиальной астме бронхолитиков) болезнь не лечится, но только загоняется в угол. В этом случае вопрос о выздоровлении даже не стоит. То есть большинство врачей не лечат болезнь, но только облегчают больному страдания. Хоспис, да и только!

Озабоченность западной культуры качеством питания, количеством холестерина и других вредных веществ в пище, является выражением господствующего представления о том, что состояние психики хотя и играет определенную роль в развитии болезней, но НЕ ОЧЕНЬ большую.

Но психосоматическая медицина однозначно доказала, что это не так, что состояние психики человека играет ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ роль в развитии болезней. И если мы хотим достичь успеха при лечении больных, то нам необходимо учитывать психологические факторы их жизни, которые в значительной степени влияют на появление и развитие болезни. Психосоматическая медицина на самом деле является интегративной медициной, то есть медициной, которая учитывает все факторы, влияющие на динамику болезни. Без учета психологических факторов лечение больных подобно работе колхоза "Напрасный труд". И многие практикующие врачи давно это поняли.

Я сам долго страдал от того, что при работе с пациентами вынужден был действовать почти как слепой котенок. Ведь нельзя же назвать серьезной ту теорию образования болезней, что господствовала в Советском Союзе. Эта теория образовалась в период торжества химиотерапии и господства органического взгляда на болезни, когда роль психики в образовании болезней или же не учитывалась вовсе или же считалась такой мизерной, что на нее можно было не обращать внимания. Она считала, что почти все болезни надо лечить химическими препаратами.

И в настоящее время мы ежедневно видим массу неудач, которые происходят при лечении больных. Это особенно ярко проявляется при лечении алкоголиков. Разными методами, но человека отвращают от приема алкоголя внутрь своего организма: методами условно-рефлекторной терапии, введением лекарств, запугиванием (кодирование) и так далее. Но принципиально положительное отношение к алкоголю у пациента при этом почти всегда сохранялось неизменным.

Практически ни один нарколог не считал (да и до сих пор мало кто из них считает), что при помощи алкоголя человек адаптировался к миру, что алкоголизм в первую очередь является социальной болезнью. И, по большому счету, лишать человека возможности употреблять алкоголь в некоторых случаях смертельно опасно для него.

Естественно, как только действие рефлексов или же страха перед алкоголем у пациента уходило, он начинал пить еще больше. В общем, если сказать более грубо, советская наркология считала пьющих людей бестолковыми придурками, которые сами не знают, что хотят, маленькими детьми, которые играют с опасной игрушкой, не понимая этой опасности.

И только тогда, когда я начал изучать наследие гениального американского психотерапевта Милтона Эриксона и созданные на основе его работ техники (например, нейро - лингвистическое программирование, эриксонианский гипноз и тому подобные методы), я начал хоть что-то понимать в тех психологических механизмах, которые работают внутри “черного ящика” нашей психики. И при этом я одновременно получил очень эффективные рычаги изменения поведения моих пациентов в нужную им сторону.

С моей точки зрения главный вклад М.Эриксона в современную психотерапию – демонстрация эффективности нестандартного и творческого подхода к лечению пациентов, когда авторитеты и устоявшиеся методики не имеют никакого влияния на принимаемые в ходе терапии решения. М.Эриксон был настолько гибок и разнообразен в своей работе, что мог приспособиться к каждому человеку. И создать уникальную программу его лечения.

М.Эриксону удалось создать новую парадигму в терапии, когда центр тяжести был перенесен с патологии на потенциальные ресурсы. Эриксоновский подход в психотерапии характеризуется отношением «всехорошести» человека.

Я предлагаю вам свой тип психотерапии в режиме он-лайн. Вы увидите на этих страницах внутреннюю «кухню» того, как и почему я пришел к тому или иному выводу относительно какой-либо конкретной болезни. А также, почему я использую в том или ином конкретном случае ту или иную технику. Мне представляется, что такая подача информации даст вам намного больше, чем если бы я это делал в традиционном научном стиле, принятом в советские времена.

Я не могу себя назвать метром психотерапии, я такой же, как многие другие психотерапевты. Просто я понял психотерапию по-своему. Вполне возможно, что вы в своей сфере интересов знаете больше, чем я. Но в своей сфере мне удалось (естественно, как это кажется мне) создать что-то новое. За 18 лет, в течении которых я осваивал, изучал и использовал новые психотерапевтические подходы, у меня сложилась своя система мировоззрения. Или лучше сказать – система воззрения на мир психотерапии. Может быть, я в чем-то не прав, в чем-то ошибаюсь. И то же самое другие психотерапевты делают более правильно и изящно. Но мне представляется, что вам будет полезно посмотреть на мой путь в психотерапии. Конечно же, я не думаю, что вы станете бездумно копировать изложенные здесь техники.

Я изучал и применял новейшие психотехники и, естественно, эта информация и этот опыт взаимодействовал с уже имевшимися знаниями. И в результате я вынужден был заняться синтезом. А так как я уже с 1987 года работаю в режиме частной практики, жестокая необходимость заставляла меня создавать такие техники, которые бы РАБОТАЛИ У НАС, в нашей стране. А они не могут работать без внятной теории. Мне пришлось заняться и этим.

И я надеюсь, что мое видение современной психотерапии станет для вас хорошим трамплином для того, чтобы стать УНИКАЛЬНЫМ терапевтом. Ведь мы лечим своих пациентов своей ДУШОЙ. И каждый из нас должен создать СВОЮ психотерапию под свою душу и под своих пациентов. И в результате вы сможете вложить и свою часть работы в наше общее дело.

Поэтому я хочу, чтобы вы восприняли все изложенное ниже не как истину в последней инстанции, которую я хочу вам «втереть в уши». Мне представляется, что то, что я нашел, достаточно интересно, неплохо отражает реальные соотношения в психике человека. И позволяет мне успешно лечить своих пациентов.

Вполне возможно, что вы, ознакомившись с моими подходами, сможете сделать свои собственные шаги вперед. Если я в какой-то мере смогу способствовать вам в этой работе, то буду считать, что цель моей работы достигнута.

Мне повезло в жизни! Я формировался как психотерапевт на той неуловимой грани, когда мы уже могли достаточно свободно и без слишком сильных шор впитывать все самое ценное, что было создано советской психотерапией. В ней было очень много добротного материала, что можно без стыда использовать даже сейчас. И мое поколение психотерапевтов впитало это без той неизбежной доли идеологии, которую вынуждены были «зацепить» более старшие наши коллеги.

И вот тогда, когда я подошел к принципиальным барьерам, которые невозможно было преодолеть в советской системе, эти барьеры пали. И на нас хлынул поток новых идей и новых подходов из-за границы. И я оказался подготовлен к тому, чтобы без предубеждения и с полной адекватностью впитать и ассимилировать это, создав на этом симбиозе что-то новое.

Я вполне убежден, что это не могли бы сделать ни сами «западенцы» (я их видел не мало и не мало у кого учился), ни кондовые советские психотерапевты. Новая генерация российских психотерапевтов с успехом ассимилирует новые подходы потому, что мы не скованы рамками никаких школ. Вследствие этого с достаточно большой уверенностью можно утверждать, что психотерапия нового поколения рождается в нашей стране. Мы в настоящее время находимся на острие развития современной психотерапии.

Я знаю массу блестящих психотерапевтов в нашей стране, которых просто не могло бы появиться ни в Советском Союзе, ни на Западе. И они создали такие эклектические технологии, которые было бы просто невозможно создать нигде в другом месте. Я уверен, что после некоторого инкубационного периода, эти техники выплеснуться на Запад. И произведут там революцию!

В названии этой книги, естественно, есть подтекст. Слова «нового поколения» относятся и к первому слову – психотерапия, и к тем, кто будет читать эту книгу. Я надеюсь, что вы относитесь к поколению «next», для которого я и писал эту книгу.

Данное издание книги в значительной степени дополнено новыми технологиями и подходами, которые я наработал со времени первого издания книги. Также серьезные дополнения внесены и в изложенные ранее методики, так же как внесены дополнения и исправления в теоретическую часть.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]