
- •1.Школа «потока сознания» в модернизме (Джеймс Джойс «Улисс»)
- •2. «Огонь» а. Барбюса и антивоенные романы писателей «потерянного поколения»
- •4. «Ферма животных» Оруэлла в современном контексте (сказочная повесть и мы на рубеже веков).
- •5. Философские аспекты проблематики сказки а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
- •9. Роман Фицджеральда «Великий Гэтсби»: система ценностей «джазового поколения», мотив деформации нравственного начала личности.
- •10. «Великий Гэтсби» Фицджеральда и «Американская трагедия» Драйзера: эволюция национального мифа - «американской мечты».
- •11. Американская литература 30-х гг. (д. Стейнбек, у. Фолкнер, э. Хэмингуэй – по выбору)
- •12. Основные направления литературы второй половины хх в. (Анализ одного произведения по выбору).
- •13. Литературный процесс на рубеже XIX - хх веков: характеристика основных литературных направлений (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм)
- •14. Специфика критического реализма на рубеже XIX-хх веков (т. Манн, д. Голсуорси, р. Роллан – по выбору).
- •15. Понятие символа. Символизм во французской поэзии (п. Верлен, а. Рембо, с. Малларме). Символизм в драматургии (м. Метерлинк).
- •17. О. Уайльд - глава английского эстетизма. «Портрет Дориана Грея». Тема двойника в «Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда» Стивенсона и в романе «Портрет Дориана Грэя».
- •19. Модернизм - искусство, рожденное хх веком. Процессы объективизации и субъективизации в литературе модернизма. Дж. Джойс, м. Пруст и ф. Кафка - «отцы модернизма».
- •20. Ж.П. Сартр - писатель - экзистенциалист. Роман «Тошнота» - философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Образ абсурдного мира в романе.
- •23. Тема американской мечты и американской трагедии в творчестве писателей сша.
- •24. Вторая мировая война и литература. Переоценка наследия прошлого, национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе (а. Белль, а. Зегерс, а.М. Ремарк – по выбору).
- •25. Роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в контексте «контркультуры». Осуждение фальши, лицемерия, «показухи», «липы». Преодоление одиночества.
- •26. Литература стран «третьего мира», возрастание ее роли в мировом литературном процессе хх века. Латиноамериканская литература.
- •27. Роман «Сто лет одиночества» г. Гарсиа Маркеса. Тема судьбы латиноамериканского континента в романе и мифологема одиночества.
- •30. «Магический реализм» и «необарокко» в творчестве писателей Латинской Америки хх века: г. Маркес, Кортасар, Борхес, Карпентьер (по выбору).
- •11. Массовая литература начала 21 века
- •8. Гротескно-сатирическое изображение цивилизации
- •6. Роман Керуака "На дороге" - выражение настроений молодежи 50-х годов, бунт против конформизма.
- •34. Движение битников и молодёжная "контркультура" в литературе
- •35. Человек и цивилизация в романе у.Олдинга "Повелитель мух".
- •36 Постмодернизм в литературе.
- •1. Школа «потока сознания» в модернизме (Джеймс Джойс «Улисс»).
30. «Магический реализм» и «необарокко» в творчестве писателей Латинской Америки хх века: г. Маркес, Кортасар, Борхес, Карпентьер (по выбору).
Художественная практика писателей Латинской Америки свидетельствует о синтезе элементов европейской эстетической традиции с не менее устойчивыми концептами собственных культур. Стоит отметить, что для латиноамериканской культуры не свойственна идея эстетизации отчуждения человека, присущая европейскому авангарду (экзистенциализм), или традиционализм немодернистской литературы. В свою очередь, латиноамериканская литература повлияла на европейскую культуру, подарив ей энергию веры в будущее. "Необарокко", основанное как на мифе, так и на неомифе, "магический реализм" Маркеса, Фуэнтеса, Карпентьера, Кортасара, объединяющий жизнеподобное с фантастическим и создающий своеобразный общеконтинентальный художественный код, передают сложность, неоднозначность, а зачастую иррациональность современной жизни.
И "магический реализм" (художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира), и "необарокко" рассматривают человека как часть всеобщего мира, (это может быть сделано через историю рода, семьи, народа, страны), восстанавливая, тем самым, утраченные европейцами цельность и смыслоположение бытия.
Эстетическое новаторство современного романа Латинской Америки состоит в обращении к мифологическому мышлению, донесенному народами континента до наших дней. В качестве ключевой формулы нового романа предлагается термин «магический реализм». Во многих произведениях современных латиноамериканских авторов действительность пропущена сквозь призму фольклорного сознания.
Художественный космос нового романа необыкновенно широк и необъятен. В латиноамериканском романе парадоксальным образом совмещаются коллективное мировосприятие и чувство одиночества, мифомышление и высокая интеллектуальность, безысходное отчаяние и исторический оптимизм.
Парадоксальность латиноамериканской литературы заключается в том, что она в течение целого века ориентировалась на европейские образцы, а ныне обращается к первоистокам жанра. Чтобы охарактеризовать небывалую масштабность отношения латиноамериканских авторов к миру, парагвайский романист Роа Бастос прибегает к емкому термину «космовидение».
Своеобразие нового латиноамериканского романа (его нередко называют барочным - избыточность и чрезмерность латиноамериканской прозы, ее перенасыщенность описаниями и деталями) многие писатели объясняют самой действительностью Латинской Америки, хаотической и противоречивой, неразгаданной и требующей истолкования. Барокко, по словам Карпентьера, «это не только стиль, это метод преобразования материи и формы, метод упорядочивания через беспорядок». Чтобы объяснить этот термин, некоторые называют этот метод «барочной эстетикой внутреннего разлада».
Габриэль Гарсиа Маркес (род. 1928). Гарсиа Маркес, пожалуй, самый яркий представитель не только колумбийской, но и всей современной американской литературы. Первые рассказы Гарсиа Маркеса появились в печати в конце 40-х гг. и, по его собственному признанию, были написаны под влиянием Кафки. Но мир австрийского писателя отступил перед гораздо более яркой реальностью - картинами детства, прошедшего в родовом гнезде Маркесов в Аракатаке. Этот провинциальный, затерянный в сельве городок становится центром художественной вселенной, которую писатель будет создавать в своих рассказах, повестях и романах.
Действие первой повести писателя «Палая листва» (1951) происходит как раз в Аракатаке - Макондо - в течение одного часа. Произведение написано в форме внутренних монологов отставного полковника, его дочери Исабель и ее маленького сына. Они собрались вокруг гроба своего друга - местного доктора, покончившего жизнь самоубийством. Доктор был отвергнут жителями, и, со своей стороны, он тоже не хотел иметь ничего общего с ними. Основные мотивы повести - обреченность, заброшенность, одиночество, связанные с жизнью в городке. Многие художественные элементы «Палой листвы» - меланхолический тон, отдельные персонажи (Аурелиано Буэндиа), исторические и географические реалии, повествовательные ходы были использованы и в последующем творчестве писателя, прежде всего в его знаменитом романе «Сто лет одиночества». Но в то же время повесть достаточно своеобразна. Логическая хаотичность, «зашифрованность» многих персонажей, отсутствие элементов юмора и фантастики сближают раннего Гарсиа Маркеса с Фолкнером.
Повесть «Полковнику никто не пишет» (1958), по признанию самого автора, его лучшее произведение. Она рассказывает о судьбе молодого офицера в армии либералов, который в момент перемирия спас для консервативного правительства золотую казну правительства. Несколько десятилетий спустя, немощный и больной, полковник безрезультатно ждет помощи. Его единственный сын расстрелян за связь с партизанами. В городе идет глухая политическая борьба, в которой полковник внешне не принимает участия. Но его нравственная стойкость помогает сохранить достоинство и другим людям, живущим в обстановке страха. В конце повести полковник понимает, что в своей отчаянной борьбе за существование он отнюдь не одинок. Вместе с ним - молодое поколение, «новые люди в их городе», чьи лица «озарены радостной надеждой».
Автор переписывал эту повесть одиннадцать раз, и она стала образцом зрелой реалистической прозы, использующей современную технику. В повести отчетливо проскальзывают юмористические ноты, ранее чуждые его творчеству. Невеселый юмор главного героя предваряет всепобеждающую смеховую стихию основного произведения Гарсиа Маркеса - «Сто лет одиночества».
Роман «Сто лет одиночества» (1967) был написан в Мексике за 18 месяцев лихорадочного труда. Грандиозный успех романа объясняется удивительно гармоничным сочетанием новизны и традиционности формы и содержания, широтой поднимаемых проблем, простотой и естественностью языка.
Сюжетным и композиционным стержнем романа является история шести поколений семьи Буэндиа, живущей в уже знакомом по предыдущим произведениям городке Макондо.
История рода, возраст которого более ста лет, оказывается зашифрованной в мельчайших подробностях в манускриптах волшебника-цыгана Мелькиадеса. В них предсказана гибель последнего потомка семьи Буэндиа в момент, когда будут расшифрованы записи. Книга неразгаданных предсказаний хранится в семье еще со времен ее родоначальника - авантюриста Хосе Аркадио Буэндиа Первого. Через сто лет древнюю рукопись прочитывает Аурелиано Буэндиа Последний. Его вместе с Макондо уничтожает чудовищный ураган. Так гибнет крепкий когда-то род Буэндиа от постепенно нарастающего в романе отчуждения, разобщенности и одиночества.
Будучи во многом традиционным, роман в то же время производит неизгладимое впечатление свежести и новизны. Не поддается общепринятым определениям его жанр. Его можно считать и семейной хроникой, и исторической эпопеей, и развернутой притчей, и реалистической сказкой, и гениальной пародией на всю предшествующую литературу от Библии и рыцарских романов до модернистской прозы наших дней. Гарсиа Маркес обновил жанр романа, слив в едином произведении самые исконные, во многом забытые литературные традиции ренессансной прозы с современным мироощущением.
Одним из основных организующих начал книги является раблезианский юмор, народно-смеховая стихия, которая позволяет писателю бесстрашно исследовать действительность, пересоздавая в пародийном ключе громадный исторический и фольклорный материал.
Главная заслуга Гарсиа Маркеса состоит в том, что на примере одной семьи писатель создает очень выразительный образ не только Колумбии, но и всей Латинской Америки от эпохи первоначальной колонизации до наших дней. Это достигается во многом благодаря новаторскому использованию категории времени. Повествовательное время, с одной стороны, в начале романа спрессовано и остановлено (события XIX в. сплавлены с событиями XVI в.). С другой стороны, по мере развития сюжета движение времени и событий постепенно ускоряется, «раскручивается» и вместе с вырождением семьи приводит к катастрофе.
Вырождение отождествляется с нарастающим одиночеством персонажей, живущих в несовпадающих измерениях. Оно становится симптомом отчуждения личности. Но роман, несмотря на апокалиптический конец, всем своим пафосом обращен к будущему. Это роман-предупреждение о катастрофе, которая может постигнуть людей, если антигуманные силы одержат победу.
Роман «Осень патриарха» (1975) - роман о власти, точнее - об одиночестве абсолютной власти. Диктаторская тема - одна из наиболее распространенных в латиноамериканской литературе. Помимо знаменитого романа Астуриаса «Сеньор Президент» (1946) она стала основной в таких широко известных произведениях, как «Великий Бурундун Бурунда умер» (1952) колумбийца Хорхе Саламеа, «Я, верховный» (1974) парагвайца Роа Бастоса, «Превратности метода» (1974) кубинца Алехо Карпентьера. Образ центрального персонажа романа строится Маркесом на гиперболе и гротеске. Героя зовут то Закариасом, то Никонором Альварадо, то просто Генералом Вселенной, Настоящим Мужчиной. Диктатор-патриарх умирает, приближаясь к двумстам годам после неоднократных воскресений. Облик у него - получудовища-получеловека. В молодости он якобы общался с самим Христофором Колумбом, а в старости - с послами США.
При всей собирательности образа, составленного из фактов, связанных с биографиями многих латиноамериканских диктаторов, главным прототипом для романа послужил венесуэльский диктатор Хуан Гомес, который был личностью настолько яркой, что венесуэльцы не могли устоять перед искушением и реабилитировали его как выдающегося венесуэльца.
Карибский колорит конкретных деталей изображенной в романе действительности подчеркивается автором особо. Для Гарсиа Маркеса - это зона «фантастической реальности», место, где могут происходить самые невероятные вещи.
Не случайно вся литература «магического реализма» впервые зародилась в карибских странах с их причудливым смешением рас, цивилизаций и верований. Отсюда и другое качество романа - поэтический стиль, позволяющий назвать «Осень патриарха» романом-поэмой.