Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Все лекции как курс..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
987.14 Кб
Скачать
  1. Эпоха реакции и контрреформы в конце XIX века.

Сама по себе смена царя еще не предполагала смену политики. Поэтому начало царствования наследника престола Александра III (1881—1984 гг.) было ознаменовано петициями Самарского, Новгородского, Казанского, Тверского, Рязанского земств с намеками на необходимость дарования конституции. Это было предложение продолжить диалог власти и общества. Но уже 29 апреля 1881 г. царь выступил с манифестом, в котором положил конец либеральным ожиданиям. Ушли со своих постов министры-либералы. Стержнем политики нового правительства стали контрреформы, уничтожение зародышей новых центров власти.

Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр III предпочел опереться на реакционеров: Д. А. Толстого, К. П. Победоносцева, В. П. Мещерского. Диалог власти и общества снова сменился монологом власти, видевшей свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве. Характерно, что позиция самих крестьян реакционеров не интересовала, что привело впоследствии к грубым просчетам в политике.

Александр III занял прямо враждебную позицию по отношению к земству. Правительство поощряло произвол губернаторов, местной администрации по отношению к органам общественного самоуправления. В 1889 г. была учреждена должность земских начальников, в результате чего зависимость должностных лиц от общественного мнения сменилась диктатом реакционного дворянства. Земские начальники контролировали общинное самоуправление крестьян, рассматривали судебные дела, ранее подлежавшие мировому суду, разрешали земельные споры. В 1890 г. в результате земской контрреформы в земстве также была увеличена роль дворянства. Но это не дало реальных результатов. Оппозиционное движение в земствах не только не уменьшилось, но и постоянно расширяло свою социальную базу.

Неэффективность гласного суда в борьбе против революционного движения привела к ограничению в 1881 г. гласности политических процессов. Прекратилась публикация отчетов о судебных заседаниях. Фактически был отменен принцип несменяемости судей. С 1881 по 1917 г. в стране на “временной основе” действовало чрезвычайное положение. Кроме обычной, существовала политическая полиция в виде корпуса жандармов и охранных отделений, чего не было ни в од­ной европейской стране. Однако суды продолжали выносить неугодные правительству приговоры, а фамилии знаменитых адвокатов были известны каждому образованному человеку.

Особую ненависть реакционеров вызывала высшая школа, этот рассадник революционных идей. В 1884 г. был введен новый университетский устав, фактически уничтоживший автономию университетов. Решения о выборе преподавателей должны были утверждаться министром просвещения. Был упразднен университетский суд. В жизнь университета стал активно вмешиваться так называемый попечитель округа, который мог созывать ученый совет, назначать деканов, т.е. осуществлять руководство учебным процессом. Были ограничены ассигнования высшей школе, повышена плата за обучение, увеличен срок военной службы для выпускников. Удар пришелся и по средней школе. В 1887 г. был издан циркуляр, запрещавший принимать в гимназии лиц “низших сословий”, исключая лишь особо одаренных детей.

Контрреформы нанесли сильный удар по либеральному движению. Оно пострадало больше, чем революционное. Причиной этого было использование русского национализма, национальных традиций и православной церкви против либеральных идей. Даже в годы правления Николая I православие и национальные традиции воспринимались как возможный элемент либерального мировоззрения, в частности в идеологии славянофилов. В годы правления Александра III либерализм под напором “официальной народности” властей и низкопоклонства перед ними церкви становился все более западническим и атеистическим, а значит во все большей степени отдалялся от народа. Монополизировав национальную идею, царизм достиг того, чего ему не удалось сделать при помощи земской контрреформы. Он идейно изолировал народ от либералов. В результате ближе к крестьянству оказались революционеры-народники. Они сумели выработать общий с крестьянством язык, усвоили общинные идеалы, совершенно чуждые либералам. Это имело далеко идущие последствия. Хотя в 60-70-е годы XIX в. крестьянство, ожидавшее передела земли от царя, не поддалось на революционную пропаганду, отчуждение крестьянства от либералов привело к тому, что в начале XX в. именно революционеры сумели возглавить крестьянское движение.

Лекция 9. Особенности буржуазного развития в пореформенной России.

Вопросы:

1.Социальная опора либеральных преобразований.

2.Особенности развития российского предпринимательства.

3.Традиционные ценности и многоукладный характер экономики общества.