Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ребяткам.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
184.12 Кб
Скачать

17. Комедии н. Эрдмана: характер драматического конфликта, мастерство репризы.

Водевили, интермедии, комедии положений, которые Э писал в начале творческого пути, стали хорошей школой для него. Они научили мастерски закручивать интригу, правильно организовывать действие и при этом звучать остросовременно, актуально, злободневно. Здесь оттачивалось мастерство Э в построении сцены, репризы, рождался афористичный, остроумнейший эрдмановский стиль.

Интрига «Мандата» строится на традиционных водевильных приемах: переодевание, путаница, неузнавание, диалоги «глухих». Комедия населена фантомами, миражами. Буквально на глазах публики возникают обман за обманом. Мир, созданный в «Мандате», предстает перед читателем фантасмогоричным: «миражная интрига» разворачивается в панораму «миражной жизни». А правят этой жизнью растерянность и страх.

Страх в пьесе не сиюминутное преходящее состояние, которое возникает под влиянием одних обстоятельств и может исчезнуть перед лицом других. Страх, которым одержимы герои «М», не подвержен влиянию обстановки. Это всеобщий, вездесущий страх, который деформирует саму психику персонажей и готов пробудиться при любом сильном толчке. Растерянность и страх персонажей пьесы порождены прежде всего атмосферой беззакония, перевернутым послереволюционным миром, где властвует произвол, где нет спасения и защиты «маленькому», рядовому человеку.

«М», безусловно, стал «отражением судьбы», портретом свой эпохи, со сдвинувшимися пропорциями, но портретом, бессмертно улавливающим черты оригинала. Этот портрет рождает не только смех, но и грусть, непонятно, где ложь, а где правда, только бумага, удостоверение, диплом, в общем, мандат единственно и имеют здесь реальную силу, т.к. играют решающую роль в человеческой жизни и важны гораздо больше, чем человек, его носитель. Герои пытаются «лавировать», приспосабливаться, соответствовать текущему моменту. И автор их за это не осуждает – он их понимает, сочувствует им.

19. Особенности литературной ситуации 1930-х годов

На рубеже 20-х - 30-х годов в истории русской литературы ХХ века намечается другая эпоха, другой отсчет литературного времени и эстетических ценностей. Апрель 1932 года, когда вышло Постановление ЦК ВКП(б), ликвидировавшее литературные группы и принявшее решение о создании единого Союза советских писателей, стал окончательным рубежом между относительно свободной и уже несвободной литературой. Многие писатели, в том числе и Горький, не без оснований считали, что дух групповщины, насаждаемой РАПП, мешает нормальному развитию литературы. Не осознавая истинных причин, падение всесильной группы, принимая его за торжество справедливости, они считали создание единого творческого союза благом. Однако в отличие от многих, особенно писателей-попутчиков, натерпевшихся от рапповской дубинки, Горький самого Постановления не одобрял и никогда на него не ссылался, видя в его редакции грубое административное вмешательство в дела литературы. Поэтому он выражал сочувствие оказавшемуся вдруг в опале Авербаху, и неприязнь по отношению к Фадееву, активно претворяющему решения партии в жизнь.

Победа социалистического реализма, о которой так много говорилось на Первом съезде советских писателей и после него, оказалась пирровой. Наличие в литературе первой трети ХХ в. альтернативных течений и тенденций, литературных групп создавало условие для полнокровного развития социалистической литературы в необходимых связях и взаимодействиях. Ее произведения еще не сводились к агитационной сверхзадаче, еще несли в себе художественную достоверность образов, возможность разных интерпретаций, что обеспечило им прочное место в истории русской литературы.

Эволюцию претерпевает и соотнесенность социалистического реализма с романтизмом, декларируемая на Первом съезде советских писателей, особенно в речи А.Жданова. Романтика была признана составной частью соцреализма, что соответствовало и опыту тех лет, начиная с "Матери" А.Горького, романтизирующая революцию. Сама по себе устремленность писателя соцреализма "к звездам" - к идеальному образцу могла бы нормально восприниматься в ряду альтернативных принципов изображения человека, но превращенная в непререкаемую догму, стала тормозом искусства.Однако романтизму, как справедливо заметил Синявский, не хватает обязательности, он попахивает своеволием, субъективизмом, ему присуща ирония. Для советского же искусства все более характерной становится категория долженствования. Река искусства покрылась льдом классицизма. Как искусство более определенное, рациональное, телеологическое, он вытеснил романтизм".

Социалистическая революция стала интенсивно нарабатывать каноны художественности, в основе которой лежала новая мифология и оппозиции прошлое/настоящее, свой/враг. Они сказывались и в композиции произведения и в типизации образов. Еще в "Чапаеве" Фурманова наметились особые отношения командира и комиссара-коммуниста, обретающие сакральный по отношению к партии смысл. Авторская позиция начинает вытесняться обязательной для всех партийной точкой зрения. В концепции героя, как она складывалась в 30-40-е г.г., стал преобладать нормативизм, навязанный властными структурами: И если соцреализм 900-20-х г.г. - Горького, Фадеева, Леонова, Шолохова - был все-таки реализмом, идеализировал только будущее, то идеализируя настоящее, он превратился в художественно необоснованный нормативизм.

Сами по себе типичные для советской литературы характеры стали достаточно репрезентативным отражением эпохи тоталитаризма. В большинстве своем авторы соцреалистических произведений не были способны отрефлексировать абсурдность изображаемой ими реальности, да этого и не предполагала официальная доктрина соцреализма.

Монистическая концепция литературного развития соответствовала тоталитарности политического режима. Социалистический реализм вскоре был объявлен "высшим этапом в художественном развитии человечества". Став, говоря словами Ленина, колесиком и винтиком административной системы, соцреализм сделался неприкасаемым, догмой, ярлыком, обеспечивающим существование или "несуществование" в литературном процессе. Произведения традиционного реализма, если они не содержали видимых отступлений от принятой идеологии, подверстывали к соцреализму, а не реалистические - даже романтическую прозу А.Грина, К.Паустовского рассматривали как явление периферийное, не достойное занимать место в истории литературы. Именно поэтому, чтобы спасти того или иного писателя, оградить его не только от размаха критической дубинки, но и от возможных административных последствий, литературоведы спешили произнести спасительную формулу: имярек является ярким представителем социалистического реализма, подчас даже не задумываясь о смысле сказанного. Такая атмосфера способствовала конъюнктурности, снижению уровня художественности, поскольку главным была не она, а способность быстро откликнуться на очередной партийный документ.

С другой стороны, к середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба. Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – героя романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации отражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А. Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала святош” и “Последние дни” А.С. Пушкин.

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

Развивались культурные связи с заграницей. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В. Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка, И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б. Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А. Фадеев.

  1. 1-й съезд писателей СССР: проблемы, дискуссии, решения

август 1934 года. На съезде царила атмосфера праздника – съехались писатели из союзных республик и делегатов – праздник победителей.

Но праздничная атмосфера соседствовала с трагедией – многих писателей причислили к врагам народа, других раскритиковали, ввергнув в творческий кризис. Царил формализм.Жданов – представитель от ЦК – открывал съезд.Говорил, что советская лит-ра – самая идейная, она должна дать культурное наследие цел чел-ву.

В докладе, открывшем съезд, Горький, председатель союза писателей и председатель съезда, говорил о победе социалистической идеологии - основного слагаемого социалистического реализма. В определенной степени это соответствовало истине. Давление господствующей идеологии, мощная пропаганда, твердившая об успехах новостроек (что это достигалось разорением и деклассированием деревни понимали далеко не все), восторг зарубежных гостей делали свое дело. Еще в 1930г. появилась "Соть" попутчика Леонова и "Поднятая целина" М.Шолохова (несмотря на свои давние связи с пролетарскими писателями, вторую половину 20-х г.г. Шолохов провел под знаком "Тихого Дона"). Писатель, знавший всю подноготную коллективизации, тем не менее верил в возможность ее проведения "по-людски". Большинство же не знало, а то и не хотело знать реального положения вещей и устремлялась к "третьей действительности", выдавая желаемое за сущее.

Горький призывает писателей к самокритике. Однако они остаются формальными – какая там самокритика, если на деле нужно всего лишь соответствовать идеологии.

С.Я. Маршак – доклад о детской лит-ре. Ребенка нужно воспитывать таким же образом – чтобы получился идеальный сов гражданин. Маршак считает, что детскую литру нужно оставить вне канона соцреализма. Взрослый может сделать над собой усилие и прочитать скучную книжку, ребенок – нет. След-но, детск литра должна быть искренней и поистине художественной.

Федин и Бабель говорят об интеллектуальности в литре. Читателя нужно заставлять думать. Соцреализм же дает готовые ответы (но эти писатели, хоть по глупости и заикались о чем-то, соцреализм любили и чтили). Бабель пытается попасть в струю соцреализма, но уже чувствовал, что тучи над ним сгущаются, в скором времени его расстреляли.

Самые трагические выступления, кот становились роковыми для их авторов, встречались бурными овациями. Так было принято.Николай Бухарин. «О поэтах, поэтике и задачах искусства СССР». О том, что некоторые поэты превращаются в штампователей агиток (Маяковский, Бедный). Лучшим поэтом провозглашается Пастернак (что стало полной неожиданностью и для самого Пастернака).

В конце концов Пастернака на этом же съезде приравняли чуть ли не к врагам народа – он «нытик и пессимист». Пастернак присутствовал на съезде и наблюдал эту быструю эволюцию своего образа.

Ал. Фадеев «О соцреализме». Это не только героизм, но и внутренняя борьба, и любовь, и семья. Соцреа-м глубже и шире, чем обычный пафос.

Мих. Кольцов. Выступление в защиту сатиры. «Сатира – это показатель здоровья гос-ва, это гос-во, кот стремиться исправить свои недостатки».Кольцова разгромили: советскому челу не нужна сатира, т.к. 1 – враги не побеждены, 2 – смех и юмор неконструктивны, они не помогают строить соц-м и воспитывать сов граждан, 3 – смеяться в нашем гос-ве не над чем – у нас все очень хорошо.

1930 г – первый запрет на сатиру и юмор в СССР – показатель глухоты гос-ва. Макаренко – в одном русле с Кольцовым – критиковал теорию бесконфликтности – это позиция литераторов не указывать на недостатки. Критика с т.з. педагога и лит автора.

Дмитрий Фурманов («Чапаев») говорил о жанрах эпопей и эпических произведений – адекватно советской эпохе. Всеволод Вилиневский (?) – о стиле и языке современной лит-ры. Старый язык для новой лит-ры не подходит. В пример приводит Олешу – так не надо. Писать о «хрустале», «листьях» может только мелкобуржуазная лит-ра.

Это один из актов публичного уничтожения. Олеша отрекается от своего произведения: «Я в Кавалерове нарисовал самого себя, все представления свои о красоте. Мне сказали, что он пошляк». Выступление Олеши было воспринято как победа соцреализма.

Съезд длился целый месяц. Закрытие – торжественное, пампезное. Подведение итогов – объявление врагов народа – Николая Заболоцкого и т.д. Сов учебники до 80-х годов все еще отмечают писателей, кот были названы врагами народа.