
4. Прокопий Кесарийский о славянах
Крайне выразительные оценки славян оставлены Прокопием (Кесарийским (490/507 —после 562) — византийским придворным историком. Его характеристики касаются самых разных аспектов жизни славян.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов (иранские племена), грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра (= нижнее течение Дуная), по ту сторону реки» (Прокопий из Кесари. Война с готами. – М., 1950. – С.297 – 298.) .
Вслед за другими авторами Прокопий говорит о том, что славяне занимают огромные территории, и объясняет это тем, что их образ жизни предполагает некоторое «рассеяние». Имя споры, которое, по мнению Прокопия, якобы когда-то носили все славяне, вызывает разногласия среди ученых. Одни сближают его со славянским этнонимом более позднего времени сербы, сорбы, другие полагают, что точно установить, что в данном случае имел в виду Прокопий, не представляется возможным, тем более что он объясняет происхождение этого названия, исходя из греческого языка, в котором оно имеет указанное Прокопием значение. Странно было бы, если бы какой-то народ стал называть себя в соответствии со значением слова в чужом языке.
О жизни славян Прокопий говорит высокомерно, но при этом не может не отметить положительных сторон их характера. Славян, большей частью русских, часто обвиняли в стремлении к тоталитарным формам правления, Прокопий же отмечает как раз противоположное качество: оказывается, славяне «издревле живут в демократии». Впрочем, это естественно для первобытно-общинного строя любого народа.
Говорится о поклонении славян богу — отцу молний. Конечно, это славянский Перун. И тут же говорится совсем странное для образованного грека: «Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу». Как тут не вспомнить русскую пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай!». Многие авторы указывали, что славяне жили в болотистой местности, именно отсюда берет начало почитание рек и озер, о котором сообщает Прокопий.
Особо охарактеризован способ ведения войны. Главное оружие славянина — дротик и щит. Отсутствуют панцири. Более того, славяне часто идут в битву обнаженными по пояс. Для Прокопия штаны, столь привычные для нас, — предмет исключительно варварской одежды, так как греки тогда еще такой одежды не носили.