Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 2. Античная психология.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
88.58 Кб
Скачать

2 Вопрос.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля».

Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергал положение об отделенности идей от вещей (стр. 44).

По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы, допускает существование форм без материи – это нематериальный энергетический ум, верховный разум. Он – это форма форм.

Душа по Аристотелю, есть форма живого органического тела (например, про топор, глаз стр. 44-45).

Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе заложена цель активности живого тела, она властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – быть животным. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное.

По Аристотелю, не душа, а «человек, благодаря душе сочувствует, учится или размышляет».

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество – пневма (в крови вырабатывается у животных). Орган души – сердце.

Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.

Аристотель критиковал Платона за деление души на части и доказывая единство души, говорил не о частях, а о силах (дюнамис) души, которые в переносном смысле называл частями.

В то же время, признавая самостоятельность двух начал: 1) души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении, 2) и души как проявления божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. (например, стр. 46 зачитать об уме)

Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, что они – иной род души, только эти способности могут существовать отдельно, как вечное отдельно от приходящего. А относительно прочих частей души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга, вопреки утверждению некоторых.

Учение античных врачей.

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине. Врач и философ Апклион Кротонский (VI в до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ «отец медицины» считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Зачитать стр. 55. Наибольшую известность получило учение о темпераментах. (преобладание крови (sanguis – кровь) – сангвиник, слизи – флегма, желтой желчи – холерического (chole – желчь) черная желчь – melama chole – черная желчь).

И. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе вариантов поведения капитальные черты».

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в Александрии. В Александрии было разрешено некоторое время вскрытие трупов «безродных людей». Героджли, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Эразистрат подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины мозговых полушарий.

Римский врач Гален (II в. до н. э.) соединил и дополнил анатомо-физиологические сведения. Его книга была настольной до XVII века, открыл функции головного и спинного мозга. Критиковал Аристотеля мозг – не холодильник сердца, он седалище интеллекта и чувств. Развил учение Гиппократа о температурах.

4. Итоги психологии античности.

В психологических системах античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т.п.

Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования.

Греческие мыслители много рассуждали о видах познания соответственно объектам его, но понятие сознания почти игнорировалось ими, хотя и встречались указания на внутреннюю жизнь, особенно повышается интерес к внутреннему миру в идеалистических системах поздней античности в неоплатонизме (основатель Платон) и патристике.

Платон указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа.

Аврелий Августин (354-430) вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого тезис о достоверности нашего существа. Августин погружается во внутреннюю жизнь, говорит о глубине и богатстве сознания. «Люди отправляются в странствия, чтобы насладиться горными высотами, морскими волнами (реками, океанами, звездами) себя же самих они забывают и не останавливаются в удивлении перед собственной внутренней жизнью».

В самопогружении человек «человек должен превзойти самого себя» и выйти к абсолютной «трансцендентной» истине.

Интерес к воле, характерный для античной мысли в связи с этическими проблемами, особенно Августин приписывает воле решающую побудительную силу.

Различал две воли – плотскую и духовную. Для Августина «воля становится ядром человеческого существа, в основе своей … все ради деятельности внешних чувств и мышление суть волевые акты». Этот поворот в истории психологии был охарактеризован так: господствующий примат представлений вытеснен у Августина приматом воли. Августин уделял внимание жизни чувств. Сведения о душе и ее процессах античных мыслителей послужили предпосылкой последующей эмпирической работы.