Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коммуникативная лингвистика.doc
Скачиваний:
131
Добавлен:
31.12.2018
Размер:
1.3 Mб
Скачать

10. Коммуникативный акт и его структура:

ситуация, дискурс, речь, конситуация, контекст

и пресуппозиция

Коммуникативный акт и его структура

В лингвистической литературе, посвященной анализу общения, представлены три основные модели коммуникации: кодовая, инференционная и интеракционная.

Кодовая модель коммуникации предстает в следующем виде:

информация

сигнал

принятый сигнал

принятая информация

ввод → кодирующее → канал связи → декодирующее → вывод

устройство устройство

Шум, помехи

Данная модель демонстрирует следующее: информация может быть воспроизведена на другом конце цепочки благодаря процессу коммуникации. Сообщение само по себе не может преодолеть расстояния. Следовательно, процесс коммуникации осуществляет как преобразование сообщения в сигналы кода, которые можно транслировать. Некоторые ученые, однако, считают, что эта модель не может адекватно описать реальные процессы коммуникации на каком-то естественном языке, так как понимание предполагает не только декодирование, но и нечто большее.

Инференционная модель коммуникации, в отличие от кодовой модели (где участники, сообщение и сигнал связаны симметричным отношением кодирования и декодирования), в качестве функционального основания имеет принцип выводимости знания. Инициирует общение желание личности не передать информацию, но делать интенции понятными другим. Речевые средства для выражения намерений – высказывания. Их содержание не ограничено (в отличие от кодовой модели) репрезентативными сообщениями о положении дел, они могут выражать, например, эмоции. Интенции сами по себе совсем не пропозициональны, по своей природе они сродни установкам или мотивам, но содержание высказываний пропозиционально. Интенции определяют, как должно пониматься данное пропозициональное содержание.

Интеракционная модель коммуникации предполагает анализ речевого взаимодействия с учетом социально-культурных условий коммуникации. Общение, с точки зрения данной модели, может состояться независимо от того, намерен ли говорящий это сделать и рассчитано ли данное высказывание на восприятие слушающим. Оно происходит не как трансляция информации и манифестация намерения, но как демонстрация смыслов, не обязательно предназначенных для распознания и интерпретации реципиентом. Практически любая форма поведения: действие, бездействие, речь, молчание – в определенной ситуации может оказаться коммуникативно значимой. Данная модель предполагает ситуативную привязанность речи, что выражается в использовании широкого социально-культурного контекста.

Коммуникативный акт (КА) – единица реальная и в то же время условная. Парадоксальность такого положения дел обусловливается тем, что, с одной стороны, коммуникация, будучи процессом, обладает таким свойством, как членимость, но с другой – границы такой единицы подвижны, субъективны и в достаточной степени размыты. КА есть функционально цельный фрагмент коммуникации. Каждый КА имеет два «плана», две составляющих: ситуацию и дискурс, – которые представляют собой две стороны одной медали.

Ситуация – фрагмент объективно существующей реальности, частью которой может быть и вербальный акт.

Дискурс – вербализованная речемыслительная деятельность, включающая в себя не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические компоненты.

Можно выделить четыре компонента и, следовательно, четыре аспекта каждого коммуникативного акта (см. схему):

        1. экстралингвистический аспект; конситуация – объективно существующая собственно экстралингвистическая ситуация общения; условия (в самом широком смысле) общения и его участники (т. е. кто, что, где, когда);

        2. семантический аспект; контекст – имплицитно или эксплицитно выраженные смыслы, реально существующие, являющиеся частью ситуации, отражающиеся в дискурсе и актуальные для данного коммуникативного акта;

        3. когнитивный аспект; пресуппозиция – зона пеерсечения индивидуальных когнитивных пространств коммуникантов, включая и представления коммуникантов о конситуации;

        4. (собственно)лингвистический аспект; речь – продукт непосредственного речепроизводства, то, что продуцируют коммуниканты.

Схема. Структура коммуникативного акта

Коммуникативный акт

дискурс

ситуация

конситуация

речь

контекст

пресуппозиция

Конситуация важна для нас постольку, поскольку знания и представления о ней (т. е. где, когда, с кем и почему я говорю) так или иначе влияют на процесс коммуникации.

Контекст. Этот термин также относится к числу популярных и имеет энное количество трактовок. Представим некоторые основные точки зрения на природу данного явления. Итак, основное деление может быть представлено следующим образом: внешний контекст дискурса – ситуация, тип деятельности, антропологические, этнографические, социологические, психологические, языковые и культурные переменные; внутренний контекст дискурса – ментальная сфера коммуникантов Г. Парре выделяет пять теоретических моделей контекста: 1) речевой контекст, или котекст; 2) экзистенциальный контекст (подразумевает мир объектов, состояний, событий, т. е. то, к чему отсылает высказывание в акте референции); 3) ситуационный контекст; 4) акциональный контекст (конституируется речевыми актами); 5) психологический контекст (включает ряд психологических и когнитивных категорий).

Пресуппозицияэто общий фонд знаний, общий опыт, общий тезаурус, общие предварительные сведения (термины могут быть различны), которыми обладают коммуниканты.

Пресуппозиция есть зона пересечения когнитивных пространств коммуникантов, она актуализируется в процессе коммуникации, релевантна «здесь и сейчас». Выделяются три типа пресуппозиций, соотносимые с тремя когнитивными совокупносятями, о которых мы говорили ранее:

когнитивная база (КБ)

макропресуппозиция

коллективное когнитивное пространство (ККП)

социумная, «константная» пресуппозиция

индивидуальное когнитивное пространство (ИКП)

ситуативная, спонтанная, микропресуппозиция

Макропресуппозиция – тот фрагмент когнитивной базы, который релевантен и актуален для осуществляемого акта коммуникации. Актуализация макропресуппозиции возможна только в случае общения коммуникантов, обладающих одной КБ, или в случае, когда коммуниканты, представители разных национально-лингво-культурных сообществ, знакомы с КБ друг друга, или по крайней мере с тем фрагментом одной из КБ, который релевантен для данного конкретного акта коммуникации. Итак, данный тип пресуппозиции соотносим с КБ, т. е. с наиболее консервативным корпусом знаний и представлений человека, так как КБ наименее подвержена изменениям.

Социумная пресуппозиция – фрагмент ККП, актуализирующийся в коммуникации. Этот тип пресуппозиции возможен при общении людей, входящих в один социум; при этом принадлежность коммуникантов к одному национально-лингво-культурному сообществу и наличие единой для них когнитивной базы не являются абсолютно обязательными. Данный тип пресуппозиции соотносим с ККП, которое менее консервативно, чем КБ, но носит значительно более константный характер, чем ИКП, которое постоянно претерпевает те или иные изменения.

Микропресуппозиция – общий фонд знаний коммуникантов о конкретной ситуации, в которой осуществляется конкретный акт коммуникации, это спонтанно возникающая «здесь и сейчас» зона пересечения ИКП-в коммуникантов. Данный тип пресуппозиции имеет место всегда, в любой ситуации общения, он не зависит от наличия / отсутствия общей для коммуникантов КБ или их ККП-в (хотя, безусловно, КБ и ККП могут определенным образом влиять на оценку ситуации коммуникантами). Микропресуппозиция включает в себя (1) знание конситуации, представление о ней; (2) знание контекста, т. е. понимание всех смыслов, ролевантных для акта коммуникации; (3) понимание речи, если таковая имеет место. Микропресуппозиция может претерпевать постоянные изменения в соответствии с изменениями реальной ситуации общения.

Итак, повторим вкратце самое основное.

Пресуппозиция есть зона пересечения индивидуальных когнитивных пространств коммуникантов, актуальная здесь и сейчас. Выделяются три типа пресуппозиций: микропресуппозиция, социумная (константная) и макропресуппозиция.

На основании двух параметров (социумной и культурной принадлежности коммуникантов) выделяются 4 типа коммуникации:

      1. моносоциумная монокультурная коммуникация;

      2. межсоциумная монокультурная коммуникация;

      3. моносоциумная межкультурнаякоммуникация;

      4. межсоциумная межкультурная коммуникация.

В рамках предлагаемой концепции выделяются три типа контекста: 1) микроконтекст (эксплицитно содержится в микротексте, ближайшем речевом окружении), 2) макроконтекст (эксплицитно содержится в макротексте, отдаленном, дистанцированном речевом окружении) и 3) контекст-тень (имплицитно содержится в ситуации).

Дискурс есть вербализованная речемыслительная деятельность, понимаемая как совокупность процесса и результата и обладающая как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическим планами.

Русский дискурс – это вербализованная речемыслительная деятельность, понимаемая как совокупность процесса и результата, обладающая как лингвистическим, так и экстралингвистическим планами и осуществляемая на русском языке представителями русского национально-лингво-культурного сообщества.

Итак, коммуникативный акт – это основная единица коммуникации, функционально цельный ее фрагмент. Каждый КА обладает двумя составляющими (ситуация и дискурс) и 4 компонентами (конситуация, контекст, пресуппозиция, речь).

Дискурс понимается как вербализованная речемыслительная деятельность, предстающая как совокупность процесса и результата и обладающая как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическим планами.