Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01 семестр / Разное / Всё, что может понадобиться / Искусство магии и сила веры.DOC
Скачиваний:
33
Добавлен:
27.02.2014
Размер:
57.34 Кб
Скачать

6. Магия и религия

И магия, и религия рождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса: в ситуациях жизненных кризисов, при возникновении лакун в важных предприятиях, в случае смерти и посвящения в племенные таинства, при несчастной любви и неутоленной ненависти. И магия, и религия приносят избавление от таких ситуаций и тупиков, не предлагающих никакого эмпирического выхода, кроме ритуала и веры в царство сверхъестественного. В религии это царство заключает в себе веру в существование душ, духов, примитивных прототипов провидения, стражей племенных таинств; в магии — веру в изначальную силу и могущество магии. И магия, и религия держатся на строгих основаниях мифологической традиции; обе они существуют в атмосфере чудесного, в постоянном откровении своей чудотворной власти. Обе они окружены табу и обычаями, отличающими их действия от действий профанного мира.

Но что же тогда отграничивает магию от религии? В качестве отправной точки мы взяли самое определенное и осязаемое различие: мы определили магию в рамках сферы сакрального как практическое искусство, состоящее из действий, являющихся всего лишь средствами для достижения каких-то определенных ожидаемых целей, религию же — как совокупность самодостаточных действий, которые сами являются осуществлением своей цели. Теперь мы можем обратиться к более глубоким пластам этого различия. Практическое искусство магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и состояние исполнителя всегда образуют ее банальное тройственное единство. В религии же с ее сложными особенностями и задачами такой простой техники нет, и ее единство нельзя увидеть ни в форме ее актов, ни даже в единообразии ее содержания, но только в той функции, которую она выполняет, и в ценности ее веры и ритуала. Опять-таки, вера в магии, пребывая в согласии с ее ясной практической природой, до крайности проста. Она всегда представляет собой подтверждение способности человека вызывать некоторые определенные результаты при помощи определенного заклинания и обряда. С другой стороны, в религии мы имеем целый сверхъестественный мир веры: пантеон духов и демонов, благоволящие силы тотема, дух-хранитель, племенное божество, видение будущей жизни создают для примитивного человека вторую, сверхъестественную реальность. Кроме того, мифология религии более разнообразна и сложна и обладает более творческим характером. Обычно она сосредоточена вокруг важнейших догматов веры и развивает их в космогонии, легенды о культурных героях, описания деяний богов и полубогов. В магии же мифология, как бы она ни была важна, представляет собой все повторяющееся и повторяющееся хвастовство изначальными свершениями человека.

Магия как специфическое искусство достижения специфических целей в каждой из своих форм когда-то стала достоянием человека и должна была передаваться путем прямого наследования из поколения в поколение. Поэтому с самых давних пор она остается в руках специалистов, и первой профессией человечества является профессия колдуна или знахаря. С другой стороны, религия в примитивных условиях является делом всех, в котором каждый принимает активное и эквивалентное участие. Каждый член племени должен пройти через обряд посвящения, а затем сам посвящает других. Каждый оплакивает, носит траур, выкапывает могилу и поминает, и в должный срок каждому приходит черед быть оплаканным и помянутым. Духи существуют для всех, и каждый становится духом. Единственная специализация в религии — а именно, древнее спиритуалистическое посредничество — не профессия, а личный дар. Еще одним различием между магией и религией является наличие в колдовстве игры черного и белого, тогда как религия на своих примитивных стадиях содержит в себе лишь крайне незначительное противопоставление добра и зла, добрых и злых сил. Это также обусловлено практическим характером магии, которая нацелена на достижение непосредственных количественных результатов, в отличие от древней религии, которая, хотя и обладает в основе своей моральной природой, должна иметь дело с фатальными, непоправимыми событиями и сверхъестественными силами и существами, в силу чего отмена сотворенных человеком вещей не входит в ее компетенцию. Максима, согласно которой страх в первую очередь якобы населил мир богами, в свете антропологии явно неверна.

Дабы постичь разницу между религией и магией и получить ясное видение трехсторонней констелляции магии, религии и науки, давайте кратко представим культурную функцию каждой. Функцию примитивного знания и его ценность мы уже установили, и в них, по сути, нет ничего сложного для понимания. Знакомя человека с тем, что его окружает, и позволяя ему использовать силы природы, наука, или примитивное знание, наделяет человека огромным биологическим преимуществом, несоизмеримо высоко вознося его над всем остальным творением. Функцию религии и ее ценность мы научились понимать в приведенном выше обзоре туземных верований и культов. В нем мы показали, что религиозная вера устанавливает, закрепляет и стимулирует все ценные душевные установки, такие, как почтение к традиции, гармония со средой, мужество и уверенность в борьбе с трудностями и перед лицом неизбежной смерти. Эта вера, воплощенная в культе и церемониале и поддерживаемая ими, имеет колоссальную биологическую ценность и тем самым открывает примитивному человеку истину в более широком, прагматическом смысле слова.

Какова же культурная функция магии? Мы увидели, что все инстинкты и эмоции, все разновидности практической деятельности заводят человека в тупиковые ситуации, когда пробелы в его знании и ограниченность его ранней способности к наблюдению и размышлению в самый решающий момент его предают. Человеческий организм отвечает на это спонтанными взрывными реакциями, из которых зарождаются рудиментарные способы поведения и рудиментарная вера в их эффективность. Магия закрепляет эти верования и рудиментарные обряды и стандартизирует их, превращая в постоянные традиционные формы. Таким образом, магия обеспечивает примитивного человека некоторым множеством готовых ритуальных актов и верований, определенной ментальной и практической техникой, служащей латанию опасных пробелов в жизненно важном предприятии или критической ситуации. Она позволяет человеку уверенно решать свои важные задачи, сохранять чувство собственного достоинства и душевную собранность при вспышках гнева, приливах ненависти, безответной любви, приступах отчаяния и тревоги. Функция магии состоит в том, чтобы ритуализировать человеческий оптимизм, укрепить веру в победу надежды над страхом. Магия выражает ту величайшую ценность, которую имеют для человека уверенность в себе (в противовес сомнению), упорство (в противовес нерешительности) и оптимизм (в противовес пессимизму).

Смотря на магию с высоты сегодняшнего дня, с безопасных вершин нашей развитой цивилизации, легко увидеть всю ее невежественность и нерелевантность. Но без ее силы и ее руководства древний человек не смог бы справиться со своими практическими проблемами так, как он с ними справился, и не смог бы подняться на высшие ступени развития культуры. Отсюда и проистекает повсеместное существование магии в примитивных обществах и ее чрезвычайное могущество. И именно поэтому мы обнаруживаем магию в качестве непременного придатка ко всем важным видам деятельности. На мой взгляд, нам надлежит видеть в ней воплощение величественного безрассудства надежды, которое тем не менее было лучшей школой для человеческого характера.

* B. Malinowski. Magic, Science and Religion // B. Malinowski. Magic, Science and Religion. — P. 50-70. — Пер. В. Г. Николаева.

* на первый взгляд (лат.)