- •Фгбу впо «Калининградский государственный технический университет»
- •Глава 1. «Монголо-татарское нашествие и его последствия» (стр.4-6)
- •Глава 2. «Последствия монголо-татарского нашествия» (стр. 14)
- •Глава 1. «Монголо-татарское нашествие и его последствия».1
- •1.1.Золотая Орда3
- •1.2.Куликовская битва и распад Золотой Орды6
- •Глава 2. «Последствия монголо-татарского нашествия.»8
1.1.Золотая Орда3
Несомненно, говоря о периоде монголо-татарского нашествия, о завоевательных успехах Золотой Орды в тот период истории, следует хотя бы кратко охарактеризовать саму Золотую Орду, становление, государственное устройство, основные этапы ее политической истории и завоевательных походов. Эти моменты важны для правильного понимания характера монголо-татарского нашествия на Русь и его последствия .
Золотая Орда была одним из древних государств средневековья, обширные владения которого находились и в Европе, и в Азии. Ее военная мощь и агрессивная внешняя политика постоянно держали в напряжении не только ближних, но и дальних соседей. Монархи многих стран стремились завязать с ней дружественные отношения и поддерживать их как можно дольше. В обширной литературе, опубликованной в разных странах, имеются не только правдивые, но и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников. Такие повествования продолжали существовать и после исчезновения этого государства и дошли до наших дней. В 1206 г., еще за 30 лет до появления орд кочевников под стенами русских городов, на берегу центрально-азиатской реки Онон собрался курултай (съезд) степной аристократии. На съезде решался вопрос об избрании верховного правителя.
Им был избран Темучин, вошедший в историю под именем Чингисхана, — первый владыка единой Монголии. До своей смерти (1227) Чингисхану удалось заложить территориальную основу огромной новой империи, которую составили не только народы, жившие в непосредственном соседстве с Монголией, но также и Китай, и Средняя Азия, и степи к западу от Иртыша. Во второй половине XIII в., огромные пространства от берега Тихого океана до Дуная оказались под властью монголов. Столицей Монголии, основанной Чингисханом, был Каракорум. Но уже в 60-х гг. XIII в., когда империя распалась на отдельные части (улусы), столица была перенесена в Ханбанлык (нынешний Пекин), а сама правящая династия на китайский манер стала называться Юань.
В степях севернее Балхаша и Аральского моря от Иртыша до Яика (Урала) раскинулся улус старшего сына Чингисхана — Джучи. Его наследники постоянно предпринимали попытки расширить владения отца. В 1235 г4. на курултае было решено оказать мощную поддержку сыновьям Джучи, Орда-Ичену и Бату, в завоевании Восточной Европы. Их войска были усилены отрядами еще нескольких монгольских принцев и лучшим полководцем Чингисхана Субедеем, одержавшим победу над русско-половецкими силами на реке Калке в 1 2 23 г. Возглавил весь поход второй сын Джучи — Бату, называвшийся в русских летописях Батыем.
С осени 1236 г. эта огромная армия, как отмечалось выше, опустошила и обескровила Волжскую Болгарию, Русь, половецкие кочевья, Таврию, Польшу, Чехию, Венгрию, а весной 1242 г. вышла к Адриатическому побережью, что вызвало панику при дворах римского папы и даже французского короля. Однако здесь монголы неожиданно остановились и начали медленно отходить на восток. К концу 1242 г. все их войска расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских степях. Именно эта территория и стала ядром будущего государства, известного нам под названием Золотая Орда. Отсчет его политической истории начинается с 1243 г. Тогда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.
Чтобы иметь представление о мощи и силе этого государства достаточно знать размеры его территории того периода. Общая территория монгольского государства в XIII в. обрисовывается следующим образом. Восточные пределы Золотой Орды включали Сибирь и Ибирь с пограничными реками Иртыш и Чулыман, отделявшими владения джучидов от метрополии; окраинными районами здесь являлись Барабинские и Кулудинские степи. Северная граница на просторах Сибири находилась в среднем течении Оби. Южная граница государства начиналась в предгорьях Алтая и проходила севернее озера Балхаш, затем тянулась к западу через среднее течение Сырдарьи и южнее Аральского моря доходила до улуса Хорезм. Этот район древнего землевладения составлял южный улус Золотой Орды с центром в городе Ургенче. На западном берегу Каспийского моря пограничным городом, принадлежавшим Джучидам, был Дербент, который восточные летописи называли Железные Ворота. Отсюда граница тянулась вдоль северных предгорий Кавказского хребта к Таманскому полуострову, полностью входившему в состав Золотой Орды. На протяжении XIII в. кавказская граница была одной из самых неспокойных, так как местные народы еще не были окончательно подчинены монголам и оказывали посильное сопротивление.
Таврический полуостров также составлял часть Золотой Орды с начала ее существования. Именно после включения в территорию этого государства он получает новое наименование — Крым, по названию главного города этого улуса. Однако сами монголы занимали в XIII—XIV вв. лишь северную, степную часть полуострова. Его побережье и горные районы представляли в это время ряд полузависимых от монголов мелких феодальных владений. Наиболее важными и известными среди них были итальянские города-колонии Кафа (Феодосия), Солдайя (Судак), Чембала (Балаклава).
К западу от Черного моря граница государства тянулась вдоль Дуная до венгерской крепости Турну-Северин, закрывавшей выход из Нижнедунайской низменности. Северные пределы государства в этом районе ограничивались отрогами Карпат и включали степные пространства Пруто-Днестровского междуречья. Именно здесь начиналась граница Золотой Орды с русскими княжествами. Она проходила примерно по рубежу степи и лесостепи. Между Днестром и Днепром граница тянулась в районе современных Винницкой и Черкасской областей. В бассейне Днепра владения русских князей кончались между Киевом и Каневом. Отсюда пограничная линия шла к району современного Харькова и далее выходила к рязанским пределам вдоль левого берега Дона. Восточнее Рязанского княжества от реки Мокши до Волги тянулся лесной массив, заселенный мордовскими племенами. Обширный район современной Чувашии в XIII в. полностью находился под властью монголов. На левом берегу Волги золотоордынское пограничье проходило севернее Камы. Здесь располагались бывшие владения Волжской Болгарии, превратившейся в составную часть Золотой Орды. Проживавшие на среднем и южном Урале башкиры также составляли часть государства монголов. Им принадлежали в этом районе все земли к югу от реки Белой. Военная мощь Золотой Орды позволяла сохранять в неприкосновенности границы государства на протяжении всего XIII в., и даже в начале следующего столетия.
Обширные границы Орды свидетельствуют о том, что она представляла собой одно из самых больших государств Средневековья. В соответствии с военной мощью и огромной территорией должна была находиться и общая численность населения государства. С этнической точки зрения оно представляло собой очень пеструю смесь разных народов: волжских болгар, русских, бурасов, башкир, мордвы, ясов, черкесов, персов, армян, греков, грузин, азербайджанцев. Но основную массу населения Золотой Орды составляли жившие в степях до прихода завоевателей кипчаки, или, как их называли русские, половцы.
В литературе долгое время шел спор о понятиях “монгол” и “татарин”, об их соотношении. Следует, хотя бы и коротко, сказать об этом, ибо слова “монголы” и “татары” широко употребляют, когда население Золотой Орды называют “монголо-татарами”.
Этноним “монголы” был широко известен в древней Центральной Азии. Он применялся как самоназвание нескольких племен, объединенных Чингисханом в единое государство. Однако исторически сложилось так, что повсюду, где появлялись монгольские войска Чингисхана и его наследников, их называли татарами. Это связано исключительно с китайской летописной традицией: с XII в. всех монголов, включая самого Чингисхана с ближайшим окружением, упорно именовали «черными татарами». Однако ни сами чингиды, ни монгольские армии, появившиеся в Европе под предводительством Бату, не имели к татарам никакого отношения. Они называли себя исключительно монголами, а свое государство монгольским. Что же касается собственно татар, то они в XII - начале XIII в. обитали вдоль северной границы Китая, охраняя подходы к Великой Китайской стене от набегов кочевников, в том числе и монголов. Китайские императоры за эту службу выдавали татарским предводителям ежегодное содержание серебром и различными товарами. Название “татары” в средневековой китайской историографии соответствовало европейскому понятию «варвары». Именно поэтому китайцы распространили этноним «татары» и на другие племена, обитавшие к северу от собственно татар. Однако при этом последних они именовали белыми татарами, то есть более культурными, причастными к плодам и достижениям китайской цивилизации, а живущих в северных степях, лесах и горах монголов, именовали черными татарами, что носило уничижительный оттенок, подчеркивало их дикость.
По научной версии профессора В.Л. Егорова, изложенной в его работе «Золотая Орда. Мифы и реальность», опубликованной в 1990 г., татары никогда не были союзниками монголов и никогда не участвовали в их завоевательных походах, а наоборот, постоянно враждовали с ними. Русские и западноевропейские летописи по отношению к населению Золотой Орды обычно употребляли этноним «татары», хотя некоторые ученые и путешественники, посетившие в середине XIII в. Золотую Орду, отмечали, что основатели династии Джучи называли себя монголами. В трудах крупных российских историков дооктябрьского периода В.Н. Татищева и Н.М. Карамзина названия «монголы» и «татары» рассматриваются как принадлежащие двум отдельным народам. По их мнению, значительная часть монгольского войска состояла из татар, поэтому и само название «татары» применялось к завоевателям. Эта точка зрения утвердилась в науке в XIX в. В 20-х годах XIX в. вводится в употребление словосочетание «монголо-татары». Другие источники свидетельствуют, что в войсках Чингисхана, а тем более Батыя, татар практически не было. Как бы там ни было, словосочетание «монголо-татары» сохраняется в литературе и по сегодняшний день, хотя современные татары не имеют никакого отношения к народу, обитавшему в средние века на границе с Китаем. Закончив кровавые завоевательные походы, монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые хозяева кипчакских степей занялись не только устройством собственного государства, но и установлением отношений с окружавшими соседями. Верховным правителем стал по праву наследования хан Бату, внук Чингисхана. Он пробыл на престоле Золотой Орды 14 лет (1242—1256). Первоочередным делом при организации внутренней структуры государства для Бату стала раздача земельных наделов (улусов) степной аристократии в соответствии с военными должностями. Одновременно с этим шло формирование государственного аппарата, нацеленного исключительно на сбор налогов и дани. Необходимо было также установить систему политического властвования над народами, территориально не входившими в Золотую Орду. В первую очередь это относилось к Руси. Все задуманное Бату удалось осуществить в кратчайшие сроки.
Однако при всей мощи армии и великолепии ханского двора Золотая Орда в политическом отношении не была самостоятельным государством, а составляла часть единой империи, управлявшейся из Каракорума. Повиновение состояло в обязательном отчислении в Каракорум части всех собранных налогов и даней. Для точного установления этой суммы присылались специальные чиновники, которые переписывали население. На Руси такие “численники” появились в 1257 г. Ханы Золотой Орды не имели права утверждать русских великих князей на Владимирском престоле, а могли назначать лишь владетелей более низких рангов. Именно поэтому русский князь Ярослав и его сын Александр Невский вынуждены были совершать длительное путешествие из Руси в Монголию.
Государства, именовавшегося «Золотая Орда», никогда не было5. Все территории, завоеванные монголами Чингисхана на Востоке вплоть до Желтого моря и на Западе до Черного моря и Евфрата, принадлежали правящему дому Чингисхана. Владения его старшего сына, Джучи (умер на полгода раньше отца, ранней весной 1227 года), получили в русских летописях XVI века именование Золотой Орды. Формы «Златая Орда», «Великая Орда Златая», по-видимому, являются русской калькой с более ранних восточных определений Сыра Орда в значении «Золотая Орда» и Орду-и Заррин-и бузург — «Большая, или Великая, Золотая Орда», применявшихся, как правило, для обозначения центральной ставки правителя государства.
Определяющей тенденцией развития улуса Джучи оказалось стремление к объединительным процессам, часто насильственным. Характерно, что шли они внутри разных этнических групп одновременно на нескольких уровнях: консолидации, ассимиляции, интеграции. В процессах консолидации участвовали родственные по языку и культуре народности преимущественно тюрко-монгольской группы. В ассимилятивных процессах преобладающее значение получили кыпчаки европейской зоны степей. Интеграция различных по своим языковым и культурным признакам этносов привела к появлению в Дешт-и-Кыпчак (так в XI веке впервые назвал земли от Алтая до Итиля персидский путешественник и поэт Насири Хосров ал-Марвази) новой этнополитической общности, которую мы сегодня называем золотоордынской. Сейчас о культуре Золотой Орды приходится судить главным образом по материалам XIV столетия. В сущности, XIII век в археологии Золотой Орды пока темен из-за отсутствия датированных материалов. Проблема осложняется тем, что на протяжении 250 лет в политических границах государства не сложился единый народ. Хотя в литературе и встречается термин «золото ордынцы», при этом речь идет не об едином этносе, а об этническом конгломерате, собирательном образе «о государственного» населения. Монголы составляли в этой среде этническое меньшинство: в Дешт-и-Кыпчак пришла армия, а не народ. Этим монгольские походы XIII века отличались, например, от нашествия сельджуков на Переднюю Азию. Золотая Орда являлась западной частью Pax Mongolica. Она занимала определенную цивилизационную нишу в историческом развитии Евразии, к концу XIII столетия оформилась в виде степной империи с целым рядом особенностей — этнических, хозяйственных, культурных, политических, идеологических. Поэтому есть все основания описывать ее как особую цивилизационную модель.