Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voloshin_Practice.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
798.21 Кб
Скачать

Примечания

Опубликовано в газете «Русь» (1906, 22 дек., № 83). Печатается по тексту этого издания. Написано в связи с публикацией одиннадцати «александрийских песен» М.А. Кузмина в журнале «Весы» (1906, № 7, с. 1–12).

Статья Волошина явилась первый обстоятельным анализом этого известного стихотворного цикла, опубликованного в полном объеме в первой книге стихов Кузмина «Сети» (М., 1908), впоследствии дважды переизданной (2-е изд. – М., [1915]; 3-е изд.– Петербург; Берлин, 1923), и вышедшего также отдельным изданием: Кузмин М. Александрийские песни. Пб., [1921].

Ко времени журнальной публикации «Александрийских песен» Кузмин дебютировал как поэт в альманахе «Зеленый сборник: Стихи и проза» (СПб., 1905); на его произведения обратили внимание в рецензиях на «Зеленый сборник» В.Я. Брюсов (Весы, 1905, № 1, с. 66–67) и А.А. Блок (Вопросы жизни, 1905, № 7; см.: Блок А. Собр. соч.: В 8-ми т. М.; Л., 1962, т. 5, с. 587). «Александрийские песни» (слова и музыка) были написаны в начале 1904 г.; Кузмин выслал их Брюсову для помещения в «Весах» 3 марта 1906 г. (ГБЛ, ф. 386, карт. 91, ед. хр. 11). Их публикация послужила началом широкой литературной известности Кузмина и способствовала его вхождению в круг петербургской художественной интеллигенции. Тематика и стиль «Александрийских песен» навеяны главным образом «египетскими легендами в обработке Марузо и французскими поэтическими парафразами античных мотивов (Теофиль Готье, Альбер Самен, отчасти Пьер Луис)» (Шмаков Г. Г. Блок и Кузмин. – В кн.: Блоковский сборник. Тарту, 1972, 2, с. 342). В них могли отразиться и впечатления Кузмина от поездки в Египет и посещения Александрии (в мае 1895 г.).

Волошин познакомился с Кузминым в сентябре 1906 г. на «башне» Вяч. Иванова и впоследствии постоянно общался с ним во время своего пребывания в Петербурге. Вероятно, Кузмин предоставил Волошину для работы над статьей полную рукопись «Александрийских песен» (в статье цитируются песни, не вошедшие в цикл, помещенный в «Весах»). Волошин написал свою статью 7–8 декабря 1906 г., в дни постоянного общения с Кузминым. 7 декабря Волошин сообщал жене: «Вчера среды у Вяч. Ив. не было. Вечером у меня сидел Косоротов. Потом я был у Кузмина <...> Я теперь буду писать статью об нем»; в тот же день, несколько часов спустя: «Только что я написал начало статьи о Кузмине, которым очень доволен»; на следующий день: «Я целый день работал и закончил статью о Кузмине. Сейчас пойду ее прочесть ему» (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3, ед. хр. 112).

Статья Волошина об «Александрийских песнях» была сочувственно встречена в писательской среде. «Статья о Кузмине очень хороша. Вы к каждому поэту умеете приступить с новой, всегда неожиданной стороны», – писал Волошину Брюсов 28 декабря 1906 г. (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3, ед. хр. 289). Любопытен отзыв H. M. Минского (в письме к Л. Н. Вилькиной от 10 января 1907 г.): «Фельетон Волошина о Кузмине очень мне понравился, больше, чем стихи Кузмина» (ИРЛИ, ф. 39, ед. хр. 884).

Позднее в связи с нападками на Кузмина, вызванными выходом в свет его романа «Крылья» (из-за разработки в нем «запретной» эротической тематики), Волошин написал ироническую статью «Похвала моралистам» (Русь, 1908, 9 апр., № 99). Творчество Кузмина Волошин характеризует и в набросках выступления «о новых течениях русской литературы» (1908):

«Как художник – Кузмин спокойный зритель своей собственной жизни. Его стиль отличает<ся> летописного простотой и ясностью.

(Стиль. Изысканный, насыщенный, но опрозраченный. Есть культурная бессознательность в этом стиле. Он не сделан, не создан. Но он очень обработан, отшлифован).

Художник в Кузмине спокоен, бесстрастен, гармоничен. Он описывает зрелище собственной индивидуальности. Но в этой индивидуальности нет ни гармонии, ни единства.

Две основных струи, парадоксально сочетавшиеся в Кузмине, – французская кровь в соединении с раскольничьею дают ключ к его антиномиям. Это органический сплав исконно славянского с исконно латинским»;

«"Уста целованные столькими" – это входит в общую любовь к традиционности, к преданию, свойственную Кузмину. <...>

Очарования милых мелочей» (ИРЛИ, ф. 562, оп. 1, ед. хр. 204, л. 5, 6; «Ах, уста, целованные столькими» – первая строка стихотворения Кузмина, входящего в цикл «Любовь этого лета»).

Кузмину принадлежит рецензия на сборник Волошина «Стихотворения. 1900–1910»; он признает за Волошиным «большое мастерство, не похожее на приемы других художников». Кузмин подметил оригинальные черты дарования Волошина, отличающие его от большинства поэтов символистского направления: «Импрессионизм и оккультизм нам кажутся двумя определяющими особенностями этого интересного поэта. Если во многих поэтах современности преобладает "музыкант", то в Волошине безусловно преобладает "живописец", притом не рисовальщик (французские парнасцы), а живописец-импрессионист, пользующийся для своих эффектов больше всего красочными пятнами. Действительно, кажется, ни у одного из современных поэтов не встречается столько прилагательных, определяющих цвет, как у Волошина» (Аполлон, 1910, апр., № 7, отд. 2, с. 37–38).

Волошин, М.А. Лики творчества / В.А. Мануйлов, В.П. Купченко, А.В. Лавров. – Л: Наука, 1988. С. 416–426.