Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Viko_-_Osnovania_novoy_nauki_ob_obshey_prirode.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
3.38 Mб
Скачать

Глава XXVII

ОТКРЫТИЕ ИСТИННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕРОИЧЕСКИХ ГЕРБОВ

Итак, мы снова принимаемся за нить нашей ткани. В рассмотренном уже примере Герои-земледельцы в свою поэтическую эпоху исчисляли года по жатвам. Это открывает нам три великих Основания. Во-первых »— Основание Героических Гербов, откуда вытекают в высшей степени важные следствия для Науки о Естественном Праве Народов. Во всяком случае для всех тех, кто рассуждал об Изобретенных Гербах, не зная нашей Новой Науки, сила

 

==505

Приложение первое

истины ложилась тяжестью на перо, как только они приступали к тому, что сами они называли Героическими Гербами. Именно эти последние назывались у Египтян Символическим Языком, т. е. языком, который пользуется метафорами, образами и подобиями. Сами Египтяне утверждали, что на этом языке говорили во времена их Героев, мы же здесь доказываем, что этот язык был общим для всех героических Наций, рассеянных по Вселенной.

Ведь царь Скифии Идантура посылает Дарию Великому, объявившему ему войну (как и теперь царь Персидский послал бы своему соседу, царю Татарскому), в виде ответа лягушку, мышь, птицу, плуг и лук, желая всеми этими вещами сказать Дарию, что тот объявил ему войну вопреки праву народов736, так как: I. Сам Идантура родился в Скифской земле так же, как лягушки родятся из земли там, где эта земля находится; этим Идантура хотел обозначить, что его происхождение из этой земли старо, как сам мир; таким образом, лягушка Идантуры оказывается одной из тех лягушек, в которые, по словам Поэтов-Теологов, превратились люди в то время, когда Латона рожала Аполлона и Диану около воды (водою, может быть, хотели обозначить Потоп). II. Идантура в Скифии основал свой Дом (т. е. Народ), как и мыши роют свои норы в земле там, где они родились. III. Власть над Скифией принадлежит Идантуре, так как ему же принадлежат ауспиции; вместо птицы какой-нибудь Героический Царь Греции послал бы Дарию два крыла, а Героический Латинский Царь ответил бы ему: auspicia esse sua736. IV. Суверенная собственность на Скифские Поля также принадлежала Идентуре, так как он укротил земли, вспахав их. V. Наконец, он обладал суверенным правом на оружие, чтобы защищать свои суверенные права при помощи лука.

Таков язык, на котором говорит героический народ Татарии, и совершенно так же говорит Теарк737, царь Эфиопии, отвечая Камбисе, также объявившему ему через послов войну (в этой войне сам Камбиса погиб). Когда послы поднесли Теарку от лица своего царя много золотых сосудов, то Теарк, не видя в них никакой естественной пользы, отверг сосуды и приказал послам передать своему Царю, чтобы тот поравнялся с ним в том, что он им покажет: он натянул огромный лук и наложил на него тяжелую стрелу; этим Теарк хотел сказать, что Камбиса лично должен ему представить свидетельство своей силы, так как не золото, а доблесть составляет все достоинство государей. Это можно было бы перенести на возвышенный Героический Герб, представляющий брошенные на землю золотые сосуды и мускулистую руку, которая пускает из огромного лука большую стрелу. В таком гербе все настолько разъяснено одними телами, что нет никакой нужды в осмысляющем изречении; именно таков Героический Герб в своем чистейшем смысле, — это немой язык посредством жестов или телесных знаков, остроумно найденный

 

==506

Выдержки из 1-го издания «Новой Науки»

при бедности условной речи, когда он необходим, как, например, на Войне, чтобы выразить себя.

Аналогичен такому языку Идантуры и Теарка язык Спартанцев, которым запрещалось знать буквы; даже после того как были изобретены условные языки и буквы, Спартанцы все еще продолжали говорить чрезвычайно кратко, как каждый знает. Все Филологи утверждают, что Спартанцы сохранили очень много от героических нравов Греции; например, чужестранцу, удивляющемуся, что Спарта не окружена стенами (а прежде так было со всеми героическими городами Греции, по свидетельству Фукидида), один Спартанец отвечает, указывая пальцем на грудь; даже не прибегая к артикулированному человеческому голосу, Спартанец мог дать понять чужестранцу некое возвышенное изречение, которое какойнибудь великий Героический Поэт мог бы выразить так, одев в подобающие слова: Ограда Спарты — наша грудь.

Это же изречение на живописном языке могло бы быть представлено в виде Героического Герба, изображающего ряд Героических Кольчуг с девизом: "Стены Спарты". Такой Герб обозначал бы не только то, что настоящий Арсенал — это сильные граждане, но также и то, что надежная Крепость Правителей — это любовь подданных. — Другому чужестранцу, желавшему узнать, докуда простираются границы Спарты, Спартанец, метнув копье, отвечал: "Куда оно достанет"; он мог бы поскупиться даже на эти слова (он, вероятнее всего, так и сделал), так как его поняли бы и без слов. Смысл этого ответа, одетый словами Гомера, Вергилия, Данте, Ариосто, Торквато, не мог бы создать более возвышенного изречения, чем следующее: Куда копье достанет, там наша власть.

В живописи то же самое преобразилось бы в следующий возвышенный Герб: рука, бросающая копье, с девизом "Границы Спарты".

От такого естественного обычая древних Скифов, Эфиопов и необразованных Спартанцев, поскольку мы говорим о Греках, ничем не отличаются обычаи латинских Варваров, просвечивающие в Римской Истории. У них мог бы быть такой Героический Герб: рука, которая палочкой сшибает головки мака, поднимающиеся над другими, более низкими травами: именно так отвечал Тарквиний Гордый сыну, пославшему к нему за советом, что он должен делать в Габиях, — убить главных лиц в городе738. Или эта История относится к более древним временам латинских народов и лишь приписана Тарквинию Гордому, так как во времена языков, установленных соглашением, такой язык более секретен, чем публичный, или же во времена Тарквиния Гордого в Риме еще говорили посредством Героических характеров.

 

==507

Приложение первое

Всем сказанным с очевидностью доказано, что в Героических Гербах заключена вся Теория Поэзии, которая целиком может быть сведена к следующему положению: сказанное и выраженное — это одно и то же; иными словами: метафора обща и для поэтов и для живописцев, так что немой, не высказывая ее, может ее нарисовать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]