Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-24.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
60.42 Кб
Скачать

21. Интерпретация библейных мотивов д. Мильтоном.

Религиозность Мильтона была сродни религиозности великих ученых эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского и Томаса Мора, воплотивших в своем творчестве идеи так называемого «христианского гуманизма».

Мильтон никогда не был слепым приверженцем церковной догмы. Главным критерием оценки личности выдвигал ее практическую деятельность и не мог примириться с осуждением человека, якобы заранее предначертанного небесами. Он настаивал на том, что человек сам является хозяином своей судьбы.

В конце 50-х годов Мильтон предпринял попытку изложить в виде цельной, завершенной системы свои религиозные, философские и этические взгляды, свое понимание Библии. Так появился трактат «О христианском учении» - обширное теолого-этическое сочинение на латинском языке, впервые опубликованное лишь в 1825 г. С одной стороны, Мильтон верил в то, что Бог сотворил мир и жизнь, с другой стороны, он объявлял весь мир материальным и готов был признать материю частью божественной субстанции. Он признавал единство духовной и материальной субстанции. Вторая книга трактата «О христианском учении» посвящена этическим проблемам. В построении своей этики Мильтон опирается на авторитет Библии и на философию античности.

Реставрация монархии в 1660 г. была воспринята Мильтоном как катастрофа. Для него наступили «Злые дни»: многие из его соратников были казнены, другие томились в тюрьмах; он сам подвергся преследованию, большому штрафу. Гонимый, слепой, в последние 14 лет жизни он создает произведения, в веках прославившие его имя: поэмы «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) и трагедию «Самсон-борец» (1671).

Сюжет «Потерянного рая», как и 2 позднейших произведений – «Возвращенного рая» и «Самсона-борца», автор почерпнул из Библии. В основу «Потерянного рая» положен ветхозаветный миф о грехопадении первых людей. «Потерянный рай» подводил итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его политического и духовного совершенствования. Драматические события «Потерянного рая» разворачиваются на фоне необозримых просторов Вселенной. Его тема – священная история, а герои – Бог, Дьявол, Мессия, Адам и Ева. Весь мир и человеческая история предстают в эпосе как арена многовековой борьбы между Добром и Злом. Мильтон приходит к оптимистическому выводу о неизбежном торжестве Добра в мире, выводу, особенно актуальному в «злые дни» Реставрации. Замысел Мильтона формально соответствовал библейской легенде, согласно которой тщетная тяжба Сатаны с Богом должна завершиться полным поражением Сатаны.

Исполнителем благих предначертаний Владыки Мира выступает Бог-сын. В нем воплощены определенные моральные принципы: покорность воле Бога-отца, беспощадность к врагам, милосердие к заблудшим, готовность к самопожертвованию.

Сатана – тоже сын Бога, но сын, избравший путь зла. Духовную гибель некогда прекрасного Люцифера-Сатаны Мильтон объясняет его непомерной гордыней. Гордыня ослепляет, подчиняет себе разум. Сатане суждено носить в душе вечный ад.

Совершенно очевидно, что в «Потерянном рае» Мильтон в соответствии с религиозными идеалами предполагал воспеть покорность благому и милосердному Богу и осудить Сатану. Однако образ Дьявола в эпосе Мильтона выглядит столь величественным и привлекательным, что рядом с ним теряются и тускнеют все другие персонажи поэмы. Титаническая страстность натуры Сатаны, его гордый и непокорный дух, свободолюбие и твердая воля, мужество почти неизменно вызвали восхищение читателей и критиков. С другой стороны Бог представляется в поэме коварным и мстительным монархом, который, по словам Сатаны, «один царит, как деспот, в небесах».

Не подлежит сомнению, что поэту-революционеру легче было вжиться в роль поверженного ангела, чем в образ победоносного Бога.

Человек изображается Мильтоном как существо, стоящее в центре мироздания. Он – высшее из земных существ, наместник Бога на земле. Человек изначально прекрасен. Адам – воплощение силы, мужества и глубокомыслия, Ева – женского совершенства и обаяния. Образы первых людей задуманы как воплощение религиозного и гуманистического идеала, т. е. как идеальные образы людей. Однако, после грехопадения, они становятся более человечными.

Перед изгнанием первых людей их райской обители архангел Михаил по велению Бога показывает Адаму будущее человека: нужды, бедствия, войны, катастрофы. Устами Адама Мильтон осуждает войны, деспотизм, феодальное неравенство. Мильтон облекает свою философию в религиозную форму. Поэма написана белым стихом.

Второе крупное произведение Мильтона – «Возвращенный рай». Здесь почти отсутствует та титаническая героика, которая одухотворяет «Потерянный рай». В основу поэмы положена евангельская легенда об искушении Христа Сатаной, согласно которому поединок между героями завершается полным поражением Сатаны. Сатана в новой поэме Мильтона лишь отдаленно напоминает бунтаря из «Потерянного рая», его образ лишается былой притягательности. Интерес сосредоточен на личности Христа; в его облике воплощены представления автора об идеальном человеке-гражданине, который находит в себе силы противостоять царящему в мире злу. «Возвращенный рай» недвусмысленно говорит о разочаровании Мильтона не в революции, но в людях, которые предали революцию, легко примирившись с реставрацией Стюартов. После крушения республики поэт приходит к выводу, что путь к свободе пролегает через длительное духовное совершенствование.

«Самсон-борец» - последнее создание поэта, с исключительной силой страсти выразившее вольнолюбивый дух Мильтона-борца, его ненависть к деспотизму.

Трагедия о Самсоне в известной мере автобиографична: как Мильтон, его герой, слепой, одинокий в стране врагов, потерпев поражение, не утрачивает мужества. Он борется до конца, и, умирая, мстит своим угнетателям. Наряду с личными мотивами, в образе могучего Самсона, поднимающегося, «чтоб укротить властителей земли», воплотились те надежды, которые Мильтон издавна возлагал на англ. народ. Теперь, после поражения революции, поэт вновь обращается к библейской символике, чтобы во всеуслышание заявить о том, что дух революции не умер.