Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Берлинская операция капитуляция германии.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
159.74 Кб
Скачать

Берлинская операция

К началу Берлинской операции в составе 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов насчитывалось 2 500 тыс. человек, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходно-артиллерийских установок, 7500 боевых самолетов. Их превосходство над противником составляло: в людях — 2,5:1, в артиллерии — 4,0:1, в танках и самоходно-артиллерийских установках — 4,1:1, в авиации — 2,3:1. На направлениях главных ударов в результате сосредоточения здесь основных сил оно было еще большим.

Большое внимание уделялось обеспечению скрытности подготовки операции, строгому соблюдению направленных на это мер, которые были предусмотрены оперативной директивой командования 1-го Белорусского фронта от 12 апреля 1945 г.

16 апреля в 5 часов по московскому времени (в 3 часа по берлинскому) на кюстринском плацдарме артиллерия 1-го Белорусского фронта начала артподготовку. Бомбардировщики нанесли мощные удары по опорным пунктам и узлам сопротивления противника. После тридцатиминутного мощного артиллерийского обстрела пехота и танки непосредственной поддержки устремились в атаку. Атака сопровождалась двухслойным артиллерийским валом, а путь атакующим войскам освещали 140 зенитных прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Штурмовики и бомбардировщики под прикрытием истребителей непрерывно подвергали ударам боевые порядки гитлеровцев.

Противник вначале не оказал организованного сопротивления, но вскоре, оправившись от потрясения, стал драться с ожесточением. Разгорелись упорные, кровопролитные бои.

Противнику удалось задержать советские войска на Зееловских высотах, по которым проходила вторая полоса его обороны. Эти высоты имеют крутые скаты, труднодоступные не только для танков, но и для пехоты. Они были испещрены траншеями и окопами. Здесь фашисты вырыли также противотанковый ров глубиной до 3 м и шириной 3,5 м. Подступы к высотам простреливались многослойным перекрестным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем. Немецко-фашистские войска, отошедшие на вторую полосу, были усилены свежими частями из резерва, в том числе танковыми и артиллерийскими. По обеим сторонам шоссе, идущего от города Зелов на запад, находились позиции зенитной артиллерии, используемой для противотанковой обороны.

Бои на высотах были исключительно упорными. Войскам ударной группировки 1-го Белорусского фронта пришлось последовательно прорывать множество оборонительных полос и позиций противника. Командующий фронтом, стремясь ускорить продвижение войск, в первый же день наступления ввел в сражение танковые и механизированные корпуса обеих танковых армий. Вражескую оборону на Зееловских высотах удалось прорвать лишь к исходу 17 апреля. К утру 18 апреля Зееловские высоты были взяты. Войска 8-й гвардейской армии во взаимодействии с 1-й гвардейской танковой армией после мощной артиллерийской и авиационной подготовки опрокинули врага на основных участках и стали продвигаться вперед.

20 апреля в 13 часов 50 минут дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии дала два первых залпа по Берлину. Начался исторический штурм столицы фашистской Германии.

На следующий день войска фронта перерезали окружную автостраду и завязали бои за пригороды. 47-я армия и часть сил 2-й гвардейской танковой армии обходили Берлин с северо-запада.

Наступление 1-го Украинского фронта с первого же дня развивалось более высокими темпами. На направлении его удара оборона противника оказалась слабой, и к исходу первого дня наступления войска Красной Армии преодолели главную полосу обороны и вклинились во вторую. В тот же день, когда на Нейсе были построены мосты грузоподъемностью до 60 тонн, через реку переправились тяжелая артиллерия и передовые отряды танковых армий.

17 апреля войска фронта завершили прорыв второй полосы и подошли к третьей, проходившей по левому берегу реки Шпрее.

С прорывом тактической обороны противника в полосе 1-го Украинского фронта, создавались условия для стремительного продвижения его танковых войск. 3-я и 4-я гвардейские танковые армии были введены в бой и продвинулись на 20 – 25 километров, форсировали реку Шпрее и с утра 19 апреля начали продвигаться на Цоссен и Луккенвальде. 20 апреля они подошли к Цоссенскому оборонительному району, прикрывавшему столицу Германии с юга, а на следующий день полностью овладели им. Чтобы ускорить окружение франкфуртско-губенской группировки и не допустить её отхода в Берлин, 21 апреля в сражение была введена 28-я армия, составлявшая второй эшелон фронта.

61-я армия, 1-я армия Войска Польского и другие соединения фронта продвигались на Эльбу, где должны были встретиться с войсками союзников.

Войска 1-го Белорусского фронта в течение 18 апреля продвинулись на 4—8 км, а 19 апреля — еще на 9—12 км и завершили прорыв третьей полосы одерского рубежа обороны, не смотря на то, что противник ввел в сражение из своего резерва 7 дивизий, 2 бригады истребителей танков и свыше 30 отдельных батальонов.

2-й Белорусский фронт 18 и 19 апреля частью сил форсировал Ост-Одер, очистил от противника низину между реками Ост-Одер и Вест-Одер. 20 апреля его главные силы, форсировав Вест-Одер, взломали вражескую оборону на левом берегу и с боями стали продвигаться на запад.

Войска трех фронтов, действуя в полосе 300 км, в течение шести дней наступления прорвали вражескую оборону по Одеру и Нейсе. 21 апреля части 3-й ударной, 2-й гвардейской танковой, 47-й и 5-й ударной армий 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов ворвались на окраины Берлина и завязали бои в самом городе.

22 апреля 3-я гвардейская танковая армия 1-го Украинского фронта, усиленная войсками 28-й армии прорвала внешний оборонительный обвод. Советские части пробились на улицы Берлина и к концу дня вышли к каналу Тельтов.

Ставка потребовала не позже 24 апреля окружить основные силы 9-й и 4-й танковой армий противника юго-восточнее Берлина и не дать им возможности прорваться в город или на запад.

1-й Украинский фронт усилил нажим на 9-ю танковую армию противника с юга и юго-запада, а 1-й Белорусский фронт ввел в сражение 3-ю армию. Наступая навстречу войскам 1-го Украинского фронта, эта армия во взаимодействии с 69-й армией своего фронта и армиями 1-го Украинского фронта участвовала в завершении окружения франкфуртско-губенской группировки противника.

Одновременно другие войска 1-го Белорусского фронта совершали обход Берлина с севера и северо-запада. 22 апреля 47-я армия с 9-м танковым корпусом 2-й гвардейской танковой армии вышли в район северо-западного пригорода Берлина — Хеннигсдорфа. Навстречу им с юга продвигалась 4-я гвардейская танковая армия 1-го Украинского фронта. Складывались условия для полного окружения всех сил немецко-фашистской армии в районе Берлина.

24 апреля юго-восточнее Берлина 8-я гвардейская и 1-я гвардейская танковая армии 1-го Белорусского фронта, наступавшие на левом фланге ударной группировки, встретились с 3-й гвардейской танковой и 28-й армиями 1-го Украинского фронта. На следующий день правофланговые объединения ударной группировки 1-го Белорусского фронта — 47-я и 2-я гвардейская танковая армии — соединились с 4-й гвардейской танковой армией 1-го Украинского фронта западнее Берлина, в районе Кетцина. В результате вражеские войска численностью более 400 тысяч человек были окружены и расчленены на две группировки: берлинскую и франкфуртско-губенскую.

К юго-востоку от Виттенберге к Эльбе продвигались войска 1-го Белорусского фронта — 61-я армия, 1-я армия Войска Польского и 7-й гвардейский кавалерийский корпус. Слева к реке, на участке Виттенберг, Торгау, выходили 5-я гвардейская и 13-я армии 1-го Украинского фронта. Левее этих армий, в районе Будзишина, бои с противником, наносившим контрудары, вели 2-я армия Войска Польского и 52-я армия.

Введённая в бой из резерва фронта 3-я армия, развивая наступление вдоль канала Одер – Шпрее и используя успех 1-й гвардейской танковой армии, вышла в район Кенигсвустерхаузен. Затем, повернув на юг и юго-восток, она нанесла удар на Тойпитц и 25 апреля соединилась с частями правого крыла войск 1-го Украинского фронта, наступавшими в северо-западном направлении. Группировка вражеских войск юго-восточнее Берлина в районе Вендиш – Бухгольц была надёжно окружена.

25 апреля войска 1-го Украинского фронта – передовые подразделения 58-й и 97-й гвардейских дивизий 5-й гвардейской армии – вышли на Эльбу в районе Торгау. Здесь части 58-й гвардейской дивизии встретились с патрулями 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии. Весь фронт немецко-фашистских войск оказался разорванным: армии, находившиеся в Северной и Южной Германии, были отрезаны друг от друга.

В самом Берлине, несмотря на то, что положение противника резко ухудшилось, по мере приближения советских войск к центру города, сопротивление усиливалось. В Берлине не прекращалось формирование батальонов фольксштурма. 22 апреля из тюрем были выпущены уголовники, которых фашисты также привлекли к обороне. В состав гарнизона Берлина влилось до 80 тыс. солдат отступавших частей и 32 тыс. полицейских. Общая его численность теперь превышала 300 тыс. человек. Вновь сформированную 12-ю армию, предназначавшуюся для действий на рубеже Эльбы против американских войск, гитлеровское командование повернуло на восток против 1-го Украинского фронта. Она получила приказ наступать в направлении Ютербога, соединиться в этом районе с пытавшимися пробиться из окружения на запад частями 9-й армии, а затем вместе с ними освободить Берлин.

Уличные бои шли в тщательно подготовленном к обороне огромном городе, где каждый дом был крепостью. Широкая сеть опорных пунктов и многочисленные пожары затрудняли штурм крупными силами.

В штурме Берлина советским войскам пришлось применить весь свой богатый опыт ведения уличных боев. Борьба в этом крупнейшем городе характеризовалась небывалой доселе взаимозависимостью различных родов войск. Выбить фашистов из опорных пунктов и узлов сопротивления пехота не могла без артиллерии, без ее огня прямой наводкой. Каждая атака пехоты и танков сопровождались массированными ударами артиллерии и авиации, которые наносились на всех участках фронта. 11 тысяч орудий разного калибра через определённые промежутки времени открывали одновременный огонь. С 21 апреля по 2 мая по Берлину было сделано почти миллион 800 тысяч артиллерийских выстрелов. Для уничтожения вражеской обороны было израсходовано 36 тысяч тонн артиллерийских боеприпасов.

Танки, вступая на улицы Берлина, теряли одно из главных своих преимуществ — маневренность, и это делало их весьма уязвимыми. Поэтому самостоятельно, без пехоты, они не могли вести борьбу в городе, но и стрелковые части нуждались в поддержке танков. Успех уличных боев во многом определялся действиями инженерно-саперных частей и подразделений. То, что не поддавалось орудийному огню (толстые каменные стены, железобетонные постройки), взрывалось саперами. Но им в свою очередь требовалось огневое прикрытие со стороны пехоты.

Все это показало, что в штурме Берлина уже недостаточно одного взаимодействия подразделений различных родов войск. Преодоление столь мощной обороны города требовало их организационного единства. Основой ведения боя в Берлине стали штурмовые группы и отряды.

Штурмовая группа представляла собой стрелковую роту или взвод, усиленные артиллерией, танками и саперами, а штурмовой отряд — стрелковый батальон с соответствующими средствами усиления. Успех действий таких подразделений во многом зависел от инициативы каждого командира, каждого бойца.

23 апреля Военный совет 1-го Белорусского фронта обратился к бойцам, сержантам, офицерам и генералам с воззванием, в котором призвал их быстрее овладеть Берлином.

Ломая оборону гитлеровцев, упорно продвигались на запад и войска 2-го Белорусского фронта. Это исключало возможность нанесения контрудара группой армий «Висла» с севера.

Немецко-фашистские войска, окруженные и расчлененные, все еще продолжали отчаянно сопротивляться. Гитлеровское командование не оставляло попыток разорвать фронт окружения. Упорно пыталась вырваться на запад франкфуртско-губенская группировка. Навстречу ей пытались пробиться части 12-й немецкой армии.

Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов совместными усилиями расчленили франкфуртско-губенскую группировку на несколько мелких групп и 1 мая закончили ее ликвидацию. В ходе боев юго-восточнее Берлина они уничтожили свыше 60 тыс. вражеских солдат и офицеров и 120 тыс. взяли в плен, захватили более 300 танков и штурмовых орудий, 1500 полевых орудий, 2180 пулеметов, 17 600 автомашин и много различного военного имущества.

25 апреля передовые подразделения 58-й и 97-й гвардейских дивизий 5-й гвардейской армии вышли на Эльбу в районе Торгау, где встретились с патрулями 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии, а войска 2-го Белорусского фронта, выйдя на линию Висмар, Шверин, Дёмиц, Виттенберге, встретились с английскими войсками. Весь фронт немецко-фашистских войск оказался разорванным: армии, находившиеся в Северной и Южной Германии, были отрезаны друг от друга.

В результате успешных наступательных действий трех фронтов создались все условия для того, чтобы в короткий срок разгромить окруженные в Берлине и юго-восточнее его вражеские войска и полностью овладеть столицей фашистской Германии. 25 апреля более 2 тыс. бомбардировщиков обрушили на позиции противника сотни тонн бомб. К исходу дня штурмовые подразделения вышли к черте центрального сектора города.

Особую ожесточенность приобрели бои в центральном секторе Берлина. Этот сектор от остальной части города отделялся с северной стороны рекой Шпрее, с южной — Ландвер-каналом, берега которых высотой до 3 м. одеты в гранит. Большинство мостов гитлеровцы взорвали. Сохранившийся на Шпрее мост имени Мольтке был защищен противотанковыми препятствиями и простреливался многослойным пулеметным огнем. Артиллерия также прикрывала его своим огнем с противоположного берега. В системе обороны центрального сектора выделялись массивные здания рейхстага и министерства внутренних дел, превращенные в мощные узлы сопротивления. Сильные укрепления противник создал и в парке Тиргартен (Зоологический сад).

В результате ожесточенных боев советские войска на некоторых участках прорвали оборону центрального сектора. С севера к нему вышла 3-я ударная армия; с востока и юго-востока наступали 5-я ударная, 8-я гвардейская и 1-я гвардейская танковая армии; с юга продвигались 3-я гвардейская танковая армия и 128-й корпус 28-й армии; с юго-запада — соединения 4-й гвардейской танковой армии; с запада и северо-запада — 47-я и 2-я гвардейская танковая армии.

Правофланговый 79-й корпус 3-й ударной армии, овладев районом Моабит, подошел к реке Шпрее у моста имени Мольтке. Через него открывался кратчайший путь к рейхстагу. В ночь на 29 апреля этот мост захватили бойцы 1-го батальона капитана С. А. Неустроева из 756-го полка 150-й дивизии и 1-го батальона старшего лейтенанта К. Я. Самсонова из 380-го полка 171-й дивизии. Спустя некоторое время на левый берег Шпрее были переброшены остальные подразделения этих полков, а также 525-й полк 171-й дивизии вместе с орудиями сопровождения, танками и фугасными огнеметами. В штурме рейхстага участвовали также подразделения 23-й танковой бригады. Вскоре наступавшие подразделения находились уже в 300—500 м от рейхстага. Но с ходу овладеть этим массивным, упорно обороняемым зданием не удалось.

Бой за рейхстаг, разгоревшийся рано утром 30 апреля, был очень упорным. Лишь к вечеру группы из батальонов В. И. Давыдова и С. А. Неустроева во главе с А. П. Берестом, К. В. Гусевым, И. Я. Сьяновым, а также группы майора М. М. Бондаря, капитана В. Н. Макова, лейтенанта Рахимджана Кашкарбаева и других ворвались в здание. Но и после овладения нижними этажами рейхстага гарнизон противника не сдавался. Шёл ожесточённый бой внутри здания.

В 18 часов был повторён штурм рейхстага. Части 171-й и 150-й стрелковых дивизий очищали от противника этаж за этажом. В 21 час50 минут 30 апреля сержант А.М. Егоров и младший сержант М.В. Кантария водрузили Знамя Победы над главным куполом рейхстага. Но гарнизон рейхстага не прекратил сопротивления, и только утром 2 мая остатки оборонявших его частей капитулировали. В боях за рейхстаг было убито и ранено более 2 тыс. солдат и офицеров противника, захвачено 2604 пленных, 1800 винтовок и автоматов, 59 орудий, 15 танков и штурмовых орудий.

В городе еще гремели бои, а советское командование уже принимало меры по налаживанию жизни в столице. Комендантом Берлина был назначен командующий 5-й ударной армией генерал Н. Э. Берзарин. 28 апреля он издал приказ о создании комендатуры столицы и сформировании комендатур в занятых районах Берлина.

В то время когда шел штурм рейхстага, соединения 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов все более сжимали кольцо вокруг центра города. 1 мая 39-я гвардейская дивизия 8-й гвардейской армии овладела районом Тиргартена. Успешно развивалось и наступление войск севернее Берлина. К исходу 30 апреля они уже находились в 15—20 км от Эльбы.

Войска 2-го Белорусского фронта, овладев городами Шведт и Штеттин, устремились на запад и северо-запад вдоль побережья Балтийского моря.

Положение противника стало безнадежным. 30 апреля покончил с собой Гитлер, оставив завещание, которым передавал власть гросс-адмиралу К. Дёницу.

Рано утром 1 мая в расположение частей 8-й гвардейской армии прибыл начальник штаба немецких сухопутных войск генерал пехоты Г. Кребс. Вести переговоры с ним было поручено командующему 8-й гвардейской армией генералу В. И. Чуйкову.

Из порученной Кребсу миссии выяснилось, что гитлеровцы пытаются избежать безоговорочной капитуляции. Тогда советское командование решило усилить натиск. В 18 часов 30 минут вся артиллерия, участвовавшая в штурме центрального сектора города, начала мощный огневой удар. Вскоре штурмовые подразделения возобновили атаки. Части 3-й ударной армии, наступавшие с севера, встретились южнее рейхстага с частями 8-й гвардейской армии, продвигавшимися с юга. В 00 часов 40 минут 2 мая фашисты по радио обратились с просьбой прекратить огонь и сообщили о высылке парламентеров. Прибывший вслед за парламентером командующий обороной Берлина генерал Г. Вейдлинг от имени фашистского командования заявил о согласии на безоговорочную капитуляцию. К 15 часам 2 мая сопротивление берлинского гарнизона повсеместно прекратилось. К исходу дня советские войска заняли весь город.

В ходе Берлинской операции Красная Армия разгромила 70 пехотных, 12 танковых и 11 моторизованных дивизий, много отдельных частей и подразделений противника. Было взято в плен около 480 тыс. солдат и офицеров, захвачено до 11 тыс. орудий и минометов, более 1500 танков и штурмовых орудий, 4500 самолетов.