Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л 6.МОН НЕГ ПР НА ЗЕМЛЯХ СХ НАЗН.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
1.57 Mб
Скачать

И лесного хозяйства

Год

Образовалось отходов за год, тыс. т

Захоронение отходов

предприятиями на собственных объектах

Использовано и обезврежено отхо­дов производства и потребления от общего объема образовавшихся за год, %

всего, тыс. т

% от количества образовавшихся отходов

2006

17 319,4

519,9

3,0

77,2

2007

26 597,2

433,5

1,6

72,1

Ущерб, наносимый эрозией, заключается не только в смыве почвы, переносе эродированного материала, но и в значительных потерях питательных элементов почвы, особенно кальция и фосфа­тов, то есть элементов, которые преимущественно определяют окультуренность и плодородие почвы. По обобщенным данным Росземпроекта, в результате только водной эрозии ежегодно из па­хотного слоя вымываются почти 1,5 млрд. т плодородного слоя, что равносильно потере 18-20 млн. т питательных веществ. В районах распространения ветровой эрозии ежегодно с 1 га выносится от 60 до 140 т почвенного материала. Процессы эрозии не только ухуд­шают свойства конкретных почв, но и усложняют структуру поч­венного покрова в целом и усиливают его контрастность. Послед­нее связано не только со смывом и выдуванием, но и с аккумуляци­ей почв. Площадь ареалов при переходе от несмытых почв к слабо-смытым уменьшается в 2-3 раза, а к среднесмытым - в 4-7 раз. Это свидетельствует о деградации почвенного покрова, усилении его фрагментарности и повышении трудностей обработки почвы.

Примером негативных процессов может послужить Гвардейский район Калининградской области. Так, почти 90 тысячам га пахот­ных земель Гвардейска присвоена крайняя степень деграда-ции.Чиновники областного Роспотребнадзора лично проверили, как идет освоение пахотных земель в области. Итоги - неутешительны. Вместо озимых - ямы и кучи песка. Из проверенных в 2010 году 160 тысяч гектаров угодий больше половины не используется по назначению. А 1200 гектаров необходимо попросту срочно спа­сать. Крайняя степень деградации - такой диагноз поставили этим землям специалисты. На 100 гектарах полностью отсутствует пло­дородный слой, обширная местность заросла деревцами и изрыта техникой. На территории бывшего совхоза имени Елены Ковальчук явно добывали песок. Этот факт проверяющие зафиксировали еще год назад и выдали арендаторам соответствующее предписание. Но возвращать земли к жизни те очевидно так и не собрались. Сегодня материалы проверки переданы в суд. И такие случаи встречаются повсеместно не только в этом районе, но и во многих регионах страны.

Освоение естественно засоленных и солонцовых почв требует больших материальных затрат на удаление солей и улучшение их физических и физико-химических свойств, а также на последующее постоянное искусственное поддержание такого состояния, которое позволяет вести сельскохозяйственное использование почв. В связи с этим без особой необходимости эти почвы осваивать не целесо­образно. С другой стороны, в южных регионах России засоленные и солонцовые почвы занимают столь обширные территории, что они неизбежно вовлекаются в сельскохозяйственное использова­ние. К настоящему времени разработаны разнообразные способы мелиорации и технологии «последующего сельскохозяйственного освоения этих земель. Они учитывают в первую очередь комплекс­ность почвенного покрова, климатические и ландшафтные условия территории и характер последующего сельскохозяйственного ис­пользования почв. Однако чаще всего освоение засоленных и со­лонцовых почв порождает экологические последствия, связанные с перемещением легкорастворимых солей из одних мест и накопле­нием их в других местах. Реального экономически эффективного общего решения таких проблем пока не существует.

Все эти причины поддаются контролю и регулированию.

Проблема состоит в том, что требуется организация реального про­гноза возможного возникновения вторичного засоления и осолон-цевания при проектировании оросительных систем, различных ме­лиоративных мероприятий и иных воздействий на природные объ­екты. Кроме того, необходимо своевременное и надлежащее испол­нение проектируемых прямых и косвенных воздействий на почвен­ный покров, предусматривающих меры по предупреждению разви­тия процессов засоления и осолонцевания. Способы борьбы с эти­ми процессами разработаны, но для их реализации необходимы большие материальные затраты сравнительно продолжительного периода восстановления утраченных физических и химических свойств, благоприятных для сельскохозяйственных культур. К со­жалению, чаще всего на практике вторично засоленные и вторично осолонцованные почвы выводят из сельскохозяйственного оборота, прекращают их учёт, создавая иллюзию отсутствия проблемы ре­ального сокращения площади плодородных почв.

Экологические последствия сельскохозяйственной эрозии почв определяются не только свойствами эрозионных процессов и почвы, но и социально-экономическими условиями и технологией использования земель. Так, например, опасность загрязнения воз­растает не только с ростом распаханности территории, но и с изме­нением структуры посевов, не только с ростом норм внесения удобрений, но и с неупорядоченностью их применения, нарушени­ем технологии хранения и транспортировки. Однако от эрозии страдает не только сельское хозяйство. Почва, смываемая с полей, заиливает водоемы, реки и каналы, повышает мутность воды, что затрудняет работу гидроэлектростанций, систем водоснабжения и водного транспорта. Известно, что при стоке воды и смыве почвы с пашни отчуждается от 10% до 30% вносимых удобрений и пести­цидов

Истощение питательных веществ в результате непрерывного возделывания при недостаточных вводимых ресурсах или отсутст­вии таковых, ограничивает производительность в обширных тро­пических и субтропических отдаленных районах. Проведенные ис­следования выявили преимущества циркуляции биологических пи­тательных веществ при интеграции бобовых культур в систему воз­делывания, улучшения паровых земель и агролесоводства. Тем не менее, широкомасштабное принятие еще впереди, а что касается почв со значительным недостатком питательных веществ, какие-либо действенные средства кроме введения внешних питательных ресурсов отсутствуют. Простое добавление навоза или удобрений может повысить урожайность с 0,5 тонн до уровня от 6 до 8 тонн зерна с гектара.

В отличие от систем интенсивного земледелия, которые загряз­няют водотоки и грунтовые воды в результате чрезмерного внесе­ния удобрений, многие мелкие фермеры из бедных стран не распо­лагают средствами для приобретения удобрений, несмотря на бла­гоприятные показатели рентабельности. Усиливающийся недоста­ток воды ставит под вопрос процесс развития, безопасность пищи, здоровье населения и службы экосистем.

В мировом масштабе 70% запасов пресной воды содержится в почве и доступно для растений, при этом только 11 % относится к водотокам и грунтовым водам. Более эффективное управление поч­вой и водой может значительно повысить устойчивость фермер­ских систем и доступность водных ресурсов, однако почти все ин­вестиции направлены на изъятие воды, из которой 70-80% исполь­зуется для ирригации. Достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, по борьбе с голо­дом требует удвоенного использования воды при выращивании сельскохозяйственных культур к 2050 году. Даже при весьма необ­ходимых мерах повышения эффективности, одной только иррига­ции будет не достаточно. Необходимо изменение политики в сто­рону более эффективного использования воды в неорошаемом зем­леделии, что также пополнит водные ресурсы на уровне источни­ков.

Опустынивание происходит в тех случаях, когда процессы де­градации земель, действуя локально, оказывают совместное воз­действие на большие области засушливых земель. Приблизительно 2 миллиарда человек проживают на засушливых территориях, 90% из них приходится на развивающиеся страны. Шесть миллионов квадратных километров таких земель несут в себе наследие дегра­дации. Преодоление данной проблемы непросто, вследствие цикли­ческих колебаний в выпадении дождевых осадков, режимов земле­владения, которые уже не приспособлены к окружающей среде, а также по причине того, что местное управление ведется региональ­ными и глобальными силами. Такие силы должны рассматриваться в рамках национальных, региональных и глобальных стратегий.

Должны приниматься локальные меры с учетом согласованного измерения показателей долгосрочного изменения экосистемы.

Возможно, повысятся потребности в земельных ресурсах и уве­личатся риски для устойчивого развития. Существуют возможности решения данной проблемы, а также возможность избежать потен­циально неуправляемых угроз. Рост населения, экономическое раз­витие и урбанизация способствуют росту потребности в пище, во­де, энергии и сырьевых ресурсах; продолжающийся переход от рас­тительных продуктов питания к животным, а также последние шаги в направлении применения биотоплива приводят к повышению спроса на продукцию сельского хозяйства. В то же время, в резуль­тате изменения климата повышается потребность в воде, а возрас­тающее непостоянство дождевых осадков может привести к увели­чению дефицита воды в засушливых районах. Возможности реше­ния данных проблем включают в себя применение существующих знаний, диверсификацию землепользования, в частности в фермер­ских системах, которые воспроизводят природные экосистемы и полностью соответствуют местным условиям, технологические достижения, связывание рынков с обеспечением экосистемных ус­луг, а также независимые инициативы гражданского общества и ча­стного сектора.

В результате опустынивания в регионе более чем наполовину (50,2%) сократилась площадь полноценных, пригодных для при-быльногоаграрного использования территорий, возникло 14,2 миллионов гектар земель, предрасположенных к деградации, воз­росла плотность сельского населения. При этом увеличилась эколо­гическая, социально-экономическая и геополитическая напряжен­ность территории. Главная причина опустынивания заключается в нерациональной хозяйственной деятельности людей, которая на фоне неблагоприятных природных климатических факто­ров региона привела к деградации земель, разрушению природных экосистем, оскудению состава животного мира и растительности вплоть до полного исчезновения отдельных видов. А так же к ухудшению влагооборота, глубокому изменению физиономии при­родных ландшафтов и в итоге к возникновению неблагоприятной экологической среды для нормальной жизни людей.

Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, почти сто лет назад назад академик В. И. Вернадский писал: «Человек становится геологической си­лой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение про­рочески оправдалось. Последствия антропогенной (производимой человеком) деятельности проявляются в истощении природных ре­сурсов, загрязнении биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к на­рушению практически всех природных биогеохимических циклов.

Экологическая опасность современной эрозии заключается

в том, что на большинстве земель нарушается экологический ба­ланс, вследствие чего падает естественное плодородие почв, идет их деградация. Среди ученых устоялось мнение, что человеческий фактор по своему воздействию на почву значительно превалирует над природными факторами. В частности, систематическое несоот­ветствие технологий возделывания сельскохозяйственных культур особенностям природных комплексов (ландшафтов) привело к сильному развитию эрозионных процессов и ухудшению экологи­ческой обстановки. Все вместе приводит как к различным типам деградации земель, так и полной деградации ландшафтов, то есть опустыниванию данной территории.

Причинами опустынивания могут быть: усиление испаряемости в связи с потеплением климата, изменение направления и объема речного стока, забор больших объемов воды из рек и, наконец, уничтожение естественного растительного покрова со значитель­ной территории, нарушение почвоудерживающей дернины, неоп­равданная распашка почвенного покрова на огромных территори­ях, орошение высокими оросительными нормами и последующее за этим подтопление, вторичное засоление, переуплотнение и, в ко­нечном итоге - деградация земель. Если для расчетов использовать приведенные темпы потерь почвы за один год, то через 120-150 лет не останется собственно почвенных частиц, останутся, лишь камни, гравий и песчаные частицы. Эрозия подразделяется на два основ­ных вида: дефляция или ветровая эрозия и эрозия (водная). В на­стоящее время в Российской Федерации эрозии подвержены 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни -12,1%, дефляции - 8,4% и 5,3%, соответственно.

Засоление является основным признаком засушливых зон, оп­ределяет генетические и мелиоративные свойства почвенного по­крова, лимитирует уровень плодородия таких почв. Засоление яв­ляется весьма изменчивым признаком и тесно связано с изменени­ем природных условий, антропогенного воздействия. Поэтому по­казатели этого признака являются, по существу, главным и необхо­димым источником информации о процессах, протекающих в засо­ленных почвах в естественных условиях и при мелиорации (рису­нок 6.3).

/ ,', ) . |\:!ц)

Рисунок 6.3 - Засоленные участки земли на территории