Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ist_r9.doc
Скачиваний:
838
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
5.47 Mб
Скачать

§41. «Оттепель» в духовной жизни

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Пер­вое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьез­ными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и сво­бодным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми отклик­нулись представители литературы. Еще до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе – обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру челове­ка, его повседневным заботам и проблемам, нерешенным во­просам развития страны. Одной из первых таких работ ста­ла опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впер­вые поставил вопрос о том, что «честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читате­лей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости су­ществования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (еще в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Вре­мена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жиз­ни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В сво­ем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ру­гали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский днев­ник»).

Освоение космоса, разработка новейших образцов техни­ки сделали любимым жанром читателей научную фантасти­ку. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутрен­нему миру ученого, человека.

Власть искала новые приемы воздействия на интеллиген­цию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хруще­ва, выступавшего на этих встречах с многословными реча­ми, приобретали характер официальных оценок. Бесцере­монное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллиген­ции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идео­логическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправ­лении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признава­лись бездоказательными и несправедливыми прежние оцен­ки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Му­радели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие поста­новления 40-х гг. по идеологическим вопросам отвергались. Подтверждалось, что они «сыграли огромную роль в разви­тии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение».

Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определенные границы.

Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства

Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ос­лаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против лю­бых идейных шатаний.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым? Насколько определенными они были? Выскажите свое понима­ние того, что Хрущев называл «идейными шатаниями».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепе­ли» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне за­кона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключен из Со­юза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевс­кой премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал вы­ход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», поставивших проб­лемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

Стремясь предотвратить массовый характер антисталинс­ких публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблю­дая чувство меры». Официальные «ограничители» действо­вали и в других сферах культуры. Резкой критике за «иде­ологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизве­стный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калато­зова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и опти­мизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

Развитие науки. Партийные директивы, ориентировав­шие на развитие научно-технического прогресса, стимули­ровали развитие отечественной науки. В 1956 г. открыли Международный исследовательский центр в Дубне (Объеди­ненный институт ядерных исследований). В 1957 г. было об­разовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широ­кой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе Академии наук СССР за 1956–1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расши­рилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Каре­лия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 науч­ных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам.

К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искус­ственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104; создание быст­роходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ра­кета») и т. д. Возобновились работы в области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Саха­ров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Так, кос­мическая программа была лишь «приложением» к програм­ме создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хруще­вской эпохи» закладывали основу для достижения в перс­пективе военно-стратегического паритета с США.

Советский спорт. Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже пер­вое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хель­синки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном за­чете команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призером Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова (Пономарева). Лучшим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпи­оном в беге на 5 и 10 км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сестры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капито­нов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжелая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964): в прыжках в вы­соту В. Брумель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др. Это были годы триумфа великого совет­ского футболиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спор­тивную карьеру более 800 матчей (в том числе 207 – без пропущенных голов) и ставшего серебряным призером Куб­ка Европы (1964) и чемпионом Олимпийских игр (1956).

Успехи советских спортсменов вызвали небывалую по­пулярность соревнований, чем создавали важную предпо­сылку для развития массового спорта. Поощряя эти настро­ения, руководство страны обратило внимание на строитель­ство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спор­тивных секций и детско-юношеских спортивных школ. Это закладывало хорошую основу для будущих мировых побед советских спортсменов.

Развитие образования. По мере построения основ индуст­риального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако это входило в противоречие с официальным кур­сом на продолжение экстенсивного развития экономики, ко­торый требовал ежегодно новых рабочих для освоения стро­ящихся предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обяза­тельная восьмилетняя политехническая школа. Среднее об­разование молодежь получала, оканчивая либо школу рабо­чей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо сред­нюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производствен­ный стаж.

Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предпри­ятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

Расширяем словарный запас

Политехническая школа – школа, основанная на обу­чении учащихся основам техники, рабочих профессий.

1. Что означала политика «оттепели» в духовной сфере? 2. По­кажите на примерах пределы «оттепели» в культурной жизни. 3. Какие процессы в общественной жизни зародились под воз­действием «оттепели»? 4. Какие задачи должна была решать реформа образования 1958 г.? 5. В чем вы видите противоре­чивый характер «оттепели» в духовной сфере?

1. «Некоторые представители искусства судят о действитель­ности только по запахам отхожих мест, изображают людей в нарочито уродливом виде, малюют свои картины мрачными красками, которые только и способны повергать людей в со­стояние уныния, тоски и безысходности, рисуют действительность со­образно своим предвзятым, извращенным... представлениям о ней, по надуманным или худосочным схемам... Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью. Хорошо, что таких художников у нас немного... Мы осуждаем и будем осуждать по­добные уродства открыто, со всей непримиримостью», – говорил Хру­щев на одной из встреч с интеллигенцией. Сформулируйте перечень претензий и требований, которые он предъявлял деятелям культуры.

  1. По словам скульптора Э. Неизвестного, много лет спустя Хрущев так отзывался о своих выступлениях: «Мне не надо было лезть в это дело. Я ведь глава государства был. Это не мое дело было. Но вот азарт...» Обсудите в классе вопрос о том, почему глава партии и государства был столь активен в своих встречах с интеллигенцией. Только ли азар­том объяснялось его поведение? Или были другие, более глубокие при­чины?

  2. «Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуру­за... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра... В нашей ис­тории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хо­тя и противоречивая фигура, которая олицетворяла собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех по­учиться всем нам», – писал о Хрущеве кинорежиссер М. Ромм. Напи­шите эссе (сочинение-размышление) на тему «Уроки хрущевской «от­тепели».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]