Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
464.9 Кб
Скачать

§ 3. Третий период развития рыцарства в Северной Европе

Конец XIV- начало XVI в. – время наиболее неравномерного социально-экономического развития рыцарства в скандинавских странах. Многие обстоятельства – развитие товарно-денежных отношений, Кальмарская уния 1397 г., войны скандинавских стран с Ганзейским союзом, «Черная смерть» 1348-1350 г., - наложили свой отпечаток. Для этого периода мы ограничимся лишь общими замечаниями в силу меньшей доступности источников. Кроме того, история служилого дворянства Северной Европы в конце классического Средневековья и начале раннего нового времени могла бы послужить темой более глубокого исследования.

Важнейшим событием в истории скандинавских стран конца XIV в. явилось заключение Кальмарской унии Дании, Швеции и Норвегии в 1397 г. Этот договор был заключен при деятельном участии королевы Дании Маргариты (1353-1412), объединившей все эти страны под своей властью. Каким образом отразилось это важнейшее событие на рыцарском сословии Скандинавии?

В Дании рыцарство в качестве опоры короля способствовало широкой политической и экономической экспансии в соседние страны, что поставило под угрозу интересы национальных элит Швеции и Норвегии.

Маргарита Датская, проводя в Швеции согласно Нючёпингскому рецессу редукции захваченных крупными феодалами земель, предполагала тем самым усилить королевскую власть и поставить во главе основных замковых ленов верных ей представителей датской и шведской знати. Вскоре при сыне Маргариты короле Эрике Померанском основные высшие должности и особое влияние в Швеции и Норвегии приобрела датская знать, которая широко пользовалась раздачей ленов королем. Доступ шведского дворянства к казенным доходам был ограничен. Это вызвало широкое недовольство шведского рыцарства, отчетливо выраженное в «Хронике Энгельбректа». В первую очередь возмущение вызывало открытое нарушение Эриком клятв, данных при вступлении на шведский престол: соблюдать права знати и риксрода, жаловать в управление замки и лены только шведам, не вводить незаконных налогов137. Тяжелые экстраординарные налоги на шведскую знать, бондов и горожан налагались во время нескольких войн первой половины XV в., инициированных датскими монархами: война Маргариты Датской с Тевтонским орденом за о. Готланд 1403 г.138, войны Эрика Померанского с Голштинией и Ганзой139. Ущемление прав шведского рыцарства выражалось также в насильственном изъятии земель фрэльсе королем Эриком («такое король тогда принял решенье: отбирать в свою пользу у фрэльсе владенья»140), назначении на выборные должности лагманов и херадсхевдингов датских и шведских сподвижников короля141, отказе от выкупа плененных во время войн шведских рыцарей (в нарушении норм Ландслага)142. Это в последствии привело к восстанию и войне против датчан в 1434-1436 гг., которая завершилась утверждением независимости Швеции и выходом ее из унии143. Шведская знать воспользовалась массовым недовольством засильем датчан и привлекла народное ополчение к восстанию, во главе которого встал мелкий даларнский дворянин Энгельбрект Энгельбректссон, ставший народным героем и образцом рыцаря144.

Норвегия в силу глубокого, всестороннего кризиса, а также слабости рыцарского сословия, не смогла противодействовать датскому влиянию. Норвежская знать была оттеснена на второй план. Это нашло выражение в том, что в совете унии к 1401 г. из 112 рыцарей было всего 8 норвежцев, а во время коронации Эрика Померанского короной унии в рыцари было посвящено 130 юных дворян, из которых лишь 12-15 были норвежцами145. В Норвегии недовольство унией также, как и в Швеции приобрело форму народного движения под руководством национальной знати во главе с Амундом Сигурдссоном Болтом (30-е годы XV в.).

Нужно отметить, что в Швеции и Норвегии большой удар по позициям рыцарства нанесла «Черная смерть» 1348-1350 г. Не говоря об огромном численном сокращении, большое число рыцарских хозяйств разорились. В этом смысле особо тяжелое положение наблюдалось в Норвегии, где итак небольшие рыцарские доходы сократились на 80 %146. При этом существенно сокращалась возможность получения ренты. Из-за снижения благосостояния многие рыцари перешли в разряд бондов.

В итоге стоит отметить, что в Скандинавии знать все-таки довольно быстро справилась с кризисными явлениями. С начала XVI в. образуется дворянство нового типа, признаком чего служит ставшая относительной условность земельных владений и появление собственно наименования «дворянство» («адель») в скандинавских языках147.

Подводя итоги, мы считаем нужным отметить, что в процессе исторического развития «структура воинского сообщества более или менее точно отражала структуру всего общества»148. Поэтому в формировании рыцарского сословия в Северной Европе в значительной мере можно проследить особенности государственного и общественного развития средневековой Скандинавии.

На основе проведенного анализа мы выделили три периода в институциональном развитии скандинавского рыцарства. Каждый из них имеет определенные особенности социально-экономического плана. В первый период наблюдается выделение особого рода военно-служилого сословия на основе королевской дружины и части родовой знати. Это происходит, как было показано, на фоне снижения военной, экономической и политической роли бондов в ходе разложения патриархальной семьи. Нужно отметить, что данный ускоренный процесс формирования рыцарского сословия происходил на фоне чрезвычайно медленной кристаллизации феодальных отношений в Северной Европе. Второй период ознаменовался юридической легитимацией сословия, развитием экономической базы рыцарства, укреплением его политического влияния. Третий период при наличии многих кризисных явлений рыцарства в итоге подготавливает появление дворянства Нового времени.

Анализ экономических основ североевропейского военно-служилого сословия также позволил выявить ряд особенностей. В средневековой Скандинавии рыцарство никогда не имело прочной наследственной хозяйственной базы ленного типа. Его финансовое благополучие зависело в большей мере от доходов с королевской службы. Это также вынуждало включаться в товарно-денежные отношения с городскими торгово-ремесленными кругами. Характерной чертой была и не замкнутость сословных рамок скандинавского рыцарства. Это давало при определенных экономических условиях право поступить на королевскую военную службу и получить соответствующие привилегии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]