Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. - Психотерапи....docx
Скачиваний:
195
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
3.33 Mб
Скачать
  1. Неспецифические терапевтические факторы (внушение).

  2. Участники психодрамы.

  3. Протагонист — главный герой психодрамы. Он предлагает ситуацию для разыгрывания, ее постановку, и сам играет. Действуя в ней, а затем участвуя в обсуждении, он приобретает более полное видение ситуации, себя и других людей, формирует новые поведенческие образцы.

  4. Вспомогательное Я — это члены группы, которых протагонист выбирает для изображения отсутствующих участников разыгрываемой сцепы. Вспомо­гательное Я может получить роль реального лица, но может играть и образ из сновидения, субличность, часть тела, вещь, идею — все то, что представляет мир протагониста в чувственной ткани, делает его конкретным и ощутимым. Автору приходилось, например, играть многочисленные роли матерей, отцов, детей, друзей, недругов, любимых, ненавидимых, а кроме того — роль Духа музыки, Прибалтики, Памятника, Стены, Влечения и многого другого. Вспо­могательное Я помогает протагонисту прояснить связи в его социальном атоме. В этой роли он внимательно прислушивается к пояснениям протаго­ниста, корректирует свою игру в соответствии с его замечаниями. Если дей­ствия Вспомогательного Я не соответствуют образу прототипа, который сложился у протагониста, тот прерывает сцену и на время происходит обмен ролями для уточнения роли. Действия всех участников подчинены главному герою игры, его восприятию прототипа, а не некой условной объективности. Вспомогательное Я представляет что-то или кого-то во внутреннем мире протагониста и в этом смысле является его продолжением. Тому, кто играет, немаловажно также почувствовать сопереживание Вспомогательного Я и же­лание помочь.

  5. Люди в этой роли должны быть чуткими к указаниям психотерапевта. Но Вспомогательное Я — не марионетка, приводимая в действие протагонистом или терапевтом. У него есть собственное понимание, чувствование пробле­мы, которое он вносит в игру. Это понимание не является артефактом, оно обогащает реальность протагониста и задает ему другие аспекты рассмотре­ния ситуации. Некоторые черты роли гиперболизируются сензитивным Вспомогательным Я для того, чтобы достичь сознания протагониста.

  6. Нередки ситуации, когда роль находит отклик в опыте Вспомогательного Я. Это одна из причин, по которым им удается играть достаточно правдопо­добно. В ходе психодрамы Вспомогательное Я может испытать сильные эмо­ции и даже достичь катарсиса. В результате обсуждения игры этот участник проясняет и свои проблемы. Например, часто человек, выбранный на роль младшего брата в «семейной сцене», действительно является младшим ре­бенком в семье. Таким образом, трансферентные реакции протагониста на­правляются не только на психотерапевта, но и распределяются на других членов группы. Трансферентно-контртрансферентные реакции становятся терапевтическим фактором и для протагониста, и для Вспомогательного Я, и для остальных членов группы, которые идентифицируются с участниками психодраматического действия.

  7. Ведущий психодрамы — терапевт. Он несет ответственность за организа­цию сеанса, управляет им, выбирает подходящие техники, регулирует эмо­циональную напряженность и включенность участников. Психодраматист (или директор психодрамы) выполняет четыре функции: аналитика, режиссе­ра, терапевта и ведущего группы. В роли аналитика ведущий концентриру­ется на исследовательской функции. Он наблюдает за вербальными и невер­бальными проявлениями членов группы, соотносит их, отыскивает ключи, старается понять смысл переживаний. На основе обобщения этой информа­ции, эмпатического вчуствования в переживания протагониста ведущий пла­нирует сеанс, организует его ход, ставит цели и отыскивает средства для их достижения. Как режиссер ведущий ответствен за усвоение и использование языка психодрамы. Режиссер ставит сцены, но при этом он не вмешивается в их содержание. Протагонист сам решает, что будет разыгрываться, ведущий же на основе ключей направляет протагониста, помогает в создании мизан­сцены. Он генерирует идеи, обеспечивающие наилучшее продвижение, вдох­новляет на игру. Как терапевт ведущий стремится достичь решения пробле­мы, добиться перемен. Он строит интервенцию, используя специфические (катарсис, инсайт, научение, обратную связь) и неспецифические (плацебо-эффект) терапевтические факторы. Выполняя роль ведущего группы, он ор­ганизует действия группы, устанавливает нормы взаимодействия, управляет групповыми процессами, стимулирует активность участников, а также, обес­печивая необходимую атмосферу, устраняет препятствия в работе. «Как дра­матург психодраматист направляет диалоги, создает и разрешает конфликт. Как скульптор — лепит пространство. Как дирижер оркестра — смешивает материал из многих источников» (ШеЬе1, р. 127).

  8. Как правило, он не участвует в психодраматическом действии, в качестве партнера протагониста может выступить ко-терапевт, не ведущий игру. Уча­стие в разыгрывании оказывается избыточной функцией для ведущего и снижает ответственность и веру в свои силы других участников.

  9. Характеристики группы.

  10. Оптимальные размеры группы — 7-12 человек. Эти границы определяются двумя обстоятельствами: с одной стороны, важно, чтобы состав группы был достаточным для драматического действия и включал наблюдателей, а с дру­гой — чтобы были учтены потребности каждого. Группа может функциони­ровать как открытая или как закрытая. В ней действуют те же нормы и пра­вила, которые характерны для других групповых методов (конфиденциаль­ность, свобода самовыражения, правило «здесь и сейчас» и т. п.). Желателен гетерогенный состав. Исключение составляют группы, гомогенные по одно­му признаку (например, группа родителей или группа подростков) и гетеро­генные по другим.

  11. Фазы психодраматического действия.

  12. Психодрама состоит из трех фаз, различающихся по назначению, содержа­нию, групповым процессам и степени эмоциональной напряженности.

  13. Разминка.

  14. Цель первой фазы — подготовка к психодраматическому действию. Веду­щий свободен в выборе средств решения этой задачи: он может использовать специальные упражнения, групповую дискуссию и даже молчание. С раз­минки начинается каждая встреча, но особенно важна она в начале работы. Участникам психодрамы еще не хватает переживания доверия, принятия, психологической безопасности. Часто началом работы становится дискуссия «Что я хочу получить от этой группы?» или «Для чего я здесь?». Однако и на этой фазе уже могут применяться психодраматические средства. Например, участникам предлагается разделиться на пары, в которых они обсуждают эти вопросы, а затем каждый представляет не себя, а говорит от имени другого, являясь его «внутренним голосом». Таким образом, участники ближе знако­мятся друг с другом и осваивают «язык» психодрамы.

  15. В дальнейших сессиях выбор разминки определяется фазой групповой ди­намики и разыгрываемой тематикой. При всем индивидуальном своеобразии проблем протагонистов наблюдается естественная логика в разворачивании тем игр. Например, на первом этапе групповой динамики протагонисты часто нуждаются в получении поддержки и в играх после первой сцены часто воз­вращаются к событиям раннего детства. При дальнейшем продвижении, на­пример, протагонистами выдвигаются и поддерживаются группой темы кон­куренции, вызывающие к жизни события подростковых лет. Время от време­ни актуальным предметом работы становится групповая динамика, отноше­ния «здесь и сейчас». События групповой динамики также выводят на соот­ветствующую тематику индивидуальных игр. Тема игры одного протагони­ста продолжается в игре другого. Поэтому тема разминки должна быть свя­зана с проблематикой, актуальной для группы, а искусство ведущего состоит в улавливании этой линии. Активное задействование в разминках актуальной проблематики обеспечивает наибольшее продвижение группы, так как в этом случае игра одного протагониста «резонирует» с чувствами остальных чле­нов группы и они тоже продвигаются в решении своей проблемы. В таком случае группа достигает максимальной продуктивности.

  16. Предложенная ведущим разминка дает возможность всем участникам по­работать над определенным содержанием. Например, участников просят символически изобразить (ведущий предлагает пантомиму, рисование либо другие средства) барьеры, которые стоят на их жизненном пути. После вы­полнения упражнения члены группы делятся своими переживаниями во вре­мя работы, и, как правило, выясняется, что отдельные участники хотели бы глубже понять эту проблему. Затем происходит выбор протагониста для сле­дующего психодраматического действия.

  17. Если протагонист не появляется, ведущий может провести психодраму, центрированную на группе. При этом важно различать неготовность к работе и готовность, блокированную страхом. Агрессивная реакция, направленная на ведущего или члена группы, может исходить как из нежелания работать, так и быть защитной реакцией. Непонимание смысла вербальных и невер­бальных сообщений может заблокировать активность, спровоцировать у чле­нов группы принуждение и нарушить динамику ее развития. В случае сопро­тивления действует общее правило: в первую очередь необходима его прора­ботка. Понятно, что работа с сопротивлением также проводится специфиче­скими средствами психодрамы.

  18. Фаза игры (фаза психодраматического действия).

  19. Это главная и центральная фаза психодрамы. Она отличается наибольшей длительностью и динамичностью. В ней психодрама достигает наибольшего накала и разрешается в катартическом переживании. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме.

  20. Когда протагонист выявлен, психотерапевт готовит его к работе: помогает освоить сам способ драматизации, проявить спонтанность, войти в роль, пре­одолевая беспокойство и сопротивление. Вначале проблема предъявляется феноменологически через конкретное описание ситуации без интерпретаций и рассуждений. Вместо пространного описания проблемы протагонисту предлагается разыграть сцену, в которой она проявляется. В ситуации обна­руживается и форма проявления проблемы, и ее содержание.

  21. Вовлечение в действие запускается при помощи физических и душевных «стартеров». Ведущий отмечает специфические способы разогрева данного протагониста для игры. Например, используя физический «стартер», веду­щий высказывает предложение походить по сцене, описывая проблему. Если протагонист уже имеет в виду определенную сцену, разогрев в большей сте­пени связан с обеспечением вхождения в роль. Если же участник психодра­мы затрудняется в фокусировке на сцене, то разогрев длится несколько дольше и в его ходе отыскиваются ключи для начала действия. Ключи — это индикаторы проблемы в вербальном и невербальном поведении протагони­ста. На основе найденных ключей может быть разыграна сцена, метафориче­ски изображающая ситуацию, например: «Между нами выросла стена непо­нимания» или «Меня раздирают противоречия» и т. п.

  22. Один из распространенных приемов приближения к прояснению проблем в семье — построение пространственной социограммы, изображающей бли­жайшее окружение протагониста через расстояние, расположение по отно­шению к нему, характерные позы и жесты. При этом необходимо следить, чтобы в ходе разогрева не пройти «точку кипения», стараться вовремя заме­тить ключи и правильно выстроить следующую сцепу для углубления пони­мания проблемы.

  23. Для разыгрывания сцепы определяются пространственные и временные характеристики ситуации, создается мизансцена, определяются действующие

  24. лица. Пространство действия физически ограничено, чтобы была создана ре­альность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. Важна максимальная осязаемость этой реальности. Из подручных средств создается обстановка, позволяющая представить конкретное место действия. Опреде­ление физических аспектов ситуации помогает протагонисту в нее вжиться. Описание сцены и действие происходят в настоящем времени. Определяются люди, значимые для действия, и на эти роли подбираются Вспомогательные Я.

  25. В психодраматическом действии важна не точность воспроизведения об­стоятельств, фактов, а достижение точности и глубины в передаче субъек­тивной реальности — переживаний и отношений клиента. В психодраме ра­зыгрываются не только ситуации межличностных отношений протагониста, но и фантазии, сны. Действующими лицами могут выступить, например, противоборствующие чувства. В ходе разыгрывания психотерапевт обращает внимание на вербальное и невербальное поведение. Например, клиент гово­рит: «Я хотел бы сказать тебе что-то важное», а сам в это время отодвигается и принимает закрытую позу. Психотерапевт учитывает его нежелание затра­гивать определенные вопросы. Одним из вариантов реакции ведущего может быть показ протагонисту при помощи Вспомогательного Я его неосознанно­го невербального поведения.

  26. Нередко случается, что первая сцена не отражает сердцевины проблемы, а лишь дает материал для поиска ключей. Например, женщина-протагонист говорит о своих сложностях во взаимоотношениях со старшим сыном: «Он упрямый и своенравный, старается все делать по-своему. Характером он в мужа». Со Вспомогательным Я, представляющим сына, она разыграла сле­дующий диалог:

  • Я так устаю от этих поездок на огород.

  • Не хочешь — не езди. Мне этот огород совсем не нужен. Это твои про­блемы — ты их и решай.

  • Брось это папино словечко.