Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8,11,16,24,32,38,50.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
621.06 Кб
Скачать

32. Особенности архитектуры замков 16в на примере замков Луары во Франции

План..

Здание образует четырехугольник, в котором группируются большие приемные залы, а по четырем углам — павильоны; каждый павильон представляет собою отдельный апартамент со своими лестницами и выходами. Как знак деликатного внимания к гостям, — это наблюдается вплоть до XVII в., — апартаменты хозяина ничем не отличаются от помещений, предназначавшихся для гостей: все четыре угловых павильона совершенно одинаковы

Экуан был одним из первых замков, в котором вместо центрального массива с четырьмя угловыми павильонами построены четыре павильона, связанные четырьмя корпусами, окружающими центральный двор. Лувр построен по тому же плану. Таков же был и замок Сен-Мор, таков будет впоследствии и дворец Тюильри, а позднее Люксембург.

Наконец, к этому же типу дворца, состоящего из обособленных друг от друга павильонов, относится и план замка Шамбор (рис. 435). (как раз Луар)

Рис. 435

Мы видим здесь прямоугольный двор с жилыми корпусами по углам, затем центральный павильон, напоминающий готический донжон и подразделяющийся, в свою очередь, на ряд приемных зал; по четырем углам — четыре четко обособленных жилища.

Рис. 435 показывает всю совокупность помещений; слева — королевский павильон R; справа — капелла С и соединительные галереи, связывающие все здание в один ансамбль; в точке S возвышается монументальная лестница, обслуживающая террасы. В городах жилище сеньора сводится, как и в средние века, к жилому корпусу, расположенному в глубине двора, службам, окаймляющим этот двор, а по фасаду — к низкому крылу с плоской крышей, которое не закрывает вида на главный корпус (первоначальный план дворца Карнавалэ).

Внешний вид. — Внешний вид французских замков в первый период ренессанса напоминает живописный вид феодальных жилищ. Башни используются под лестничные клетки или комнаты, но они все же продолжают существовать и придают зданию живописность и разнообразие (Бюри, Шомон, Сюлли на Луаре). В Шенонсо (рис. 436, С) башенки сохранены с декоративной целью, в Экуане они уже исчезают.

Одним из редких зданий, построенных в целях личной безопасности, был замок в виде пятиугольника с бастионами в Моне (департамент Ионны) — резиденция одного гугенота, имевшего основание опасаться за свою жизнь.

Рис. 436

Шедевр французского ренессанса, Лувр, был задуман в итальянской манере, со строгими фасадами; вся роскошь отделки была перенесена на внутренний двор. С наружной стороны — только большие стены (рис. 436, L), фундаменты которых уходят в ров; окон немного, угловые павильоны выдаются наподобие бастионов и господствуют над остальными частями здания.

Внутри двор был украшен ордерами, поставленными один над другим (рис. 425), главный этаж выделен четко, но сдержанно; колонны отличаются от античных лишь несколько большей стройностью; аттик — одно из самых оригинальных произведений новой архитектуры.

Фасад дошел до нас увеличенным более чем вдвое по сравнению с первоначальным, детали перестали подходить к масштабу ансамбля; без сомнения, балконы должны были находиться над арками нижнего этажа и идти вдоль террас, соединяющих выступающие части здания; крыша не имела, по всей вероятности, своего теперешнего ломаного профиля: однако довольно легко отвлечься от пристроек, вообразить себе угловые павильоны, доминировавшие над фасадами, мысленно придать им прежнюю, более легкую крышу.

Лувр был одним из последних сооружений с фасадом, величественным в своей наготе, так удачно оттеняющей пышность внутреннего убранства; по проекту Шарлеваля наружный фасад уже начинает украшаться, а во дворце Тюильри он окончательно теряет традиционную строгость. Мы уже приводили (рис. 426) фрагмент этого фасада, его единственный этаж, увенчанный большой крышей с люкарнами, и его террасы на арках, выходящие в сады.

Сады. — Самые сады были архитектурными произведениями. Дюсерсо сохранил для нас планы, на которых мы видим монументальные гроты, беседки с трельяжем, статуи, фонтаны с бассейнами в виде чаш (Гайон, Вернейль). Даже цветники носят архитектурный характер: их контуры правильны, изгороди из подстриженного букса вырисовывают на них завитки, гербы, узоры.

В этих замыслах не хватает еще размаха, отсутствуют большие перспективы; однако, по справедливому замечанию Дарселя, винить в этом следует не столько архитекторов, сколько те постоянные опасности, которые заставляли замыкать сад в пространство, обнесенное стеной.

38. Градостроительные приемы барокко и классицизма

- градостроительство классицизма 17 в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало концепции "идеального города", создало свой тип резиденции (Версаль).

- во 2-й пол. 18 в. новые приёмы планировки, предусматривающие органичное соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной.

- тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства 18—нач. 19 вв.

В эпоху Возрождения Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. Создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

прокладывает новые прямые улицы с таким расчетом, чтобы отдельные наиболее значительные ансамбли города оказались связанными между собой, образуя единую систему архитектурных акцентов. Такова осуществленная им впервые в истории градостроительства трехлучевая система улиц, расходящихся от площади дель Пополо и связывающих главный въезд в столицу с центром и его основными ансамблями. Чтобы усилить пространственный Эффект и подчеркнуть осевую перспективу улиц, архитектор ставит в точках схода лучевых проспектов и в их концах обелиски и фонтаны, добиваясь тем самым большого композиционного единства и завершенности. Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис.

трехлучевая система планировки города с почти театрализованным эффектом неожиданного раскрытия уходящих вглубь городских магистралей с единой точки зрения оказала сильнейшее воздействие на всю последующую практику европейского градостроительства.

Излюбленной формой монумента,- предназначенного для установки на площадях и улицах, в эпоху барокко является не статуя, как в эпоху Возрождения, а обелиск и украшенный скульптурой фонтан. Динамичная форма обелиска, сложные по композиции масс и пластическому разнообразию форм фонтаны со стремительно низвергающимися каскадами тяжелых водяных струй вполне отвечали художественным задачам барокко. Фонтан организовывал пространство, фиксировал основные оси композиции ансамбля динамикой и разнообразием своих скульптурных форм, контрастирующих с ровной поверхностью площади и относительно спокойными фасадами окружающих зданий. К числу наиболее замечательных фонтанов Рима, созданных мастерами раннего и зрелого барокко, нужно отнести выполненные Бернини фонтан Тритона на площади Барберини и фонтан Четырех рек на площади Навона, а также огромные фонтаны на площади св. Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дельб Пополо.

50. Градостроительная ось «Площадь Согласия – Собор Госпиталя инвалидов в Париже»

Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей. Во второй половине XVIII века была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине XIX в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля(там находится госпиталь инвалидов), протяженность которого около 3 км

«Королевская ось» (Axe royal), проложенная от Лувра через Елисейские поля к большой Триумфальной арке – через малую Триумфальную арку на площади Карусель и через стелу обелиска площади Согласия – когда-то начиналась от среднего павильона замка Тюильри, примыкавшего с восточной стороны к одноимённому саду.

Ось, проходящая из центра Парижа на запад, представляет собой ряд памятников, зданий и улиц, находящихся на одной линии. Ось ориентирована с востока на запад. Симметричность.

— развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;

— создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;

— создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;

— введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;

— учет особенностей оптического восприятия пространства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]