Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Бурденко, Журавлев Политология.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
20.10.2018
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии

Понятие и структура политического сознания

Политическая жизнь общества невозможна без политического сознания ее участников — как отдельных людей, так больших и малых социальных групп (наций, классов, общественных движений, политических партий и т.д.). Политическое сознание — одна из форм общественного сознания, специфический способ духовно-практического освоения политической действительности. Политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий политологии, характеризующих субъективную сторону политики.

Политическое сознание — это совокупность теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых осознается сфера политики социальными субъектами, опосредуются их отношения с политическими структурами и обосновываются их притязания на власть.

Политическое сознание структурируется по разным основаниям. С точки зрения субъекта политическое сознание делится на:

- массовое политическое сознание, состояние которого выражают общественное мнение и общественное настроение масс;

- групповое политическое сознание, которое обобщает сознание конкретных больших ( социальные классы и социальные слои) и малых ( политическая элита, политическое лобби) групп;

- индивидуальное политическое сознание, обеспечивающее личности познание политической реальности и ориентации в ней.

По глубине отражения в политическом сознании выделяются обычно два уровня:

- обыденное сознание, которое формируется на базе жизненого опыта

людей и представлено в политической психологии;

- теоретическое сознание, которое целенаправленно разрабатывает-

ся особой категорией людей и представлено политической идеоло-

гией.

Таким образом, политическая психология и политическая идеология различаются по ряду моментов.

Во-первых, по возникновению и характеру производства: политическая психология стихийно формируется, идеология сознательно разрабатывается определенным кругом людей, как политических практиков, так и теоретиков, идеологов класса, партии, государства.

Во-вторых, по характеру духовного освоения действительности: политическая психология непосредственно отражает политическую действительность, идеология — опосредованно, как правило опираясь на политические потребности, интересы, чувства, настроения, оформляя их в политические программы и т.п.

В-третьих, политическая психология и идеология различаются и по степени их структурной упорядоченности: политическая психология более аморфна и подвижна, политическая идеология имеет значительно большую структурную четкость и стабильность.

Современная эпоха пробуждает к активной политической деятельности все новые десятки и сотни миллионов людей. Они приносят с собой в общественную жизнь и политическую борьбу чувства, настроения, традиции, надежды, сомнения, разочарования, идеалы. Вся эта смесь эмоциональных и рациональных элементов и есть реальность политической психологии.

Политическая психология есть совокупность политических чувств, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов.

В структуру политической психологии в качестве важнейших элементов входят политические чувства, настроения, потребности и интересы. Политические чувства представляют собой эмоциональную реакцию на события и личности в политической жизни. Следует отметить динамичность политических чувств, широкий диапазон и амплитуду их колебаний. Вчера на волне популярности и обожания масс политик возносится на вершину власти, а сегодня эти же массы возмущены его деятельностью, требуют его отставки.

Политические настроения — более стабильный и устойчивый, хотя и более размытый, расплывчатый компонент структуры политической психологии. Политические настроения не сводятся к эмоциям, в них присутствует рациональный элемент (установки, идеи, пожелания и требования).

Политология. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М. 1998. С. 318