Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
«Зеленая» энергия, как одно из основных направлений развития инноваций в энергетике» (курсовая работа).docx
Скачиваний:
67
Добавлен:
25.07.2018
Размер:
786.11 Кб
Скачать

2.2. Анализ ситуации с альтернативной энергетикой в России

Энергобаланс России имеет незначительный процент «зеленой» энергетики. По данным Министерства энергетики РФ, сегодня на долю ВИЭ приходится лишь около 1% генерации электроэнергии в стране. На рисунке 11 изображена структура введенных в эксплуатацию мощностей ВИЭ в России по видам. Наиболее популярными видами ВИЭ в РФ является биоэнергетика и малая гидроэнергетика.

Рисунок 11 – Структура введенных в РФ в эксплуатацию мощностей ВИЭ по видам

Стоит отметить, что показатель приходящейся на долю ВИЭ генерации не меняется на продолжении последних трех лет. При этом, России, как и любой другой стране в стратегической перспективе неизбежно придётся переходить на возобновляемые источники энергии.

На этот счёт у правительства страны имеются определенные планы по развитию возобновляемой энергетики. Однако данные планы не являются амбициозными и нацеленными на стратегические перспективы. Поскольку, к 2035 г. планируется, что доля ВИЭ превысит лишь 3% в энергобалансе страны, тогда как, в мире, по прогнозу Международного энергетического агентства (International Energy Agency) эта величина достигнет величины более 20%. Также, выражалось намерение о создании конкурентного рынка электроэнергии на котором «зеленая» генерация сможет занять достойное место [20].

По мнению представителей Минэнерго России, списывать со счетов традиционные ископаемые энергоносители слишком рано, несмотря на устойчивые общемировые показатели роста сектора возобновляемой энергетики и ее технологической базы. В министерстве считают, что в ближайшие 20 лет ситуация не претерпит существенных изменений. При этом инвестиционный потенциал России в сфере возобновляемых источников энергии оценивается в 17 млрд. долларов США, что обусловлено колоссальным природным потенциалом Российской Федерации – в вышеупомянутых видах нетрадиционной генерации. Ресурсный потенциал ВИЭ в РФ составляет порядка 5 млрд. тонн условного топлива в год, а экономический потенциал достигает не менее 270 млн. тонн условного топлива [15].

На рисунке 12 представлена карта потенциала российских регионов для внедрения объектов ВИЭ.

Рисунок 12 – Потенциал российских регионов [21]

Реализация инновационных технологий, направленных на радикальное снижение энергозатрат, повышение энергоэффективности затрудняется тем, что в РФ корпоративные интересы преобладают над общественными. Ведь всякое серьезное снижение энергоёмкости технологий ударяет по прибыли энергокомпаний. Поэтому в России нередки ситуации, при которых технологические разработки, относящиеся к категории сверхэкономичных и передовых, остаются невостребованными.

На данный момент можно говорить о том, что сейчас России катастрофически не хватает собственных инновационных разработок в области ВИЭ. Это обстоятельство связано с фактическим отсутствием соответствующего рынка. Ведь инновации могут появляться в рыночных условиях, когда есть, возможность их реализации. Но, поскольку рынок ВИЭ в Российской Федерации фактически отсутствует, то и разработка инновационных решений становится бессмысленной. Ведь на разработку таких решений уходит достаточно немалое количество времени и средств, но при этом никакая окупаемость им обеспечена быть не может [20].

Основными причинами отсутствия рынка ВИЭ в России являются:

  • практически полное отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, посвященной ВИЭ;

  • отсутствие схем субсидирования «зеленой» энергетики.

  • отсутствие доступа к распределительным сетям для малых производителей.

Изменение ситуации возможно за несколько лет, однако это является сугубо политическим вопросом. Данный тезис подтверждают вышеуказанные примеры США, Китая, Германии и других стран, которые за последние годы выбились в лидеры по использованию ВИЭ. Все эти государства в определенные моменты времени осуществляли внедрение различных программ по развитию возобновляемой энергетики и повышению энергоэффективности.

Первая попытка создания нормативно-правовых основ для развития ВИЭ в РФ была предпринята в 1999 году, но тогда соответствующий закон был отклонен по причине политического и экономического кризиса. Только в 2007 году были приняты поправки в федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ, где в качестве одной из мер поддержки возобновляемой энергии предлагалось выплачивать ценовые надбавки к равновесной цене электроэнергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ)

Но этот механизм так и не заработал на практике в силу юридических и технических сложностей реализации и возможного влияния на цены для потребителей. Впоследствии он был заменен на механизм договоров о предоставлении мощности генерирующих объектов возобновляемых источников энергии (ДПМ ВИЭ), с помощью которых объекты ВИЭ ежемесячно получают фиксированную плату за установленную мощность, что существенно отличается от схем поддержки используемых в большинстве стран мира.

Создание данного механизма стало возможным в силу особенностей российского рынка, где наряду с выработанной электроэнергией оплачивается и установленная мощность электростанций. Кроме того, российское правительство, используя эту особенность, контролирует объем мощности ВИЭ, а также устанавливает среднесрочный ценовой показатель по предельным капитальным затратам и минимально допустимый уровень коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) энергоустановок, что позволяет минимизировать влияние на цену электроэнергии для потребителей.

Фактически для создания системы поддержки понадобилось долгих 14 лет, за которые в мире было построено более 60% функционирующих сегодня объектов ВИЭ. Пока в РФ готовилась нормативно-правовая база, в мире отрасль возобновляемой энергетики уже сформировалась.

В 2013 году был принят механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии на ОРЭМ. Как уже было отмечено на фоне достижений и общемировой динамики развития ВИЭ планы России в данной отрасли смотрятся более чем скромно. Принятие вышеуказанного механизма дало старт внедрению возобновляемой энергетики в нашей стране, но с очень серьезным опозданием и существенным отличием от целевых показателей зарубежных стран по доле ВИЭ в энергобалансе в средне- и долгосрочной перспективе. Эти меры государственной поддержки сложнее мировых аналогов и уже недостаточны для широкомасштабного внедрения ВИЭ.

Серьезными барьерами для продвижения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в России является техническая отсталость и слабое развитие отечественных технологий, при этом установлены достаточно высокие локализационные требования. К примеру, в ветровой энергетике, согласно нормативам, локализация должна была быть в 2015 г. – 55 %, в 2016 г. – 65%, в 2017 г. – 75 %. Однако предпосылок и практически технологий, позволяющих локализовать производство, практически нет – отечественная промышленность не производит ни башен, ни лопастей, ни генераторов, а трансферт западных технологий затруднен из-за сложной геополитической обстановки.

Учитывая сложности с достижением целевой степени локализации оборудования, инвесторы также принимают на себя и значительные риски в случае невыполнения такого условия, поскольку к ним применяются значительные штрафные коэффициенты к расчетной величине платы за мощность. Данное обстоятельство существенно ухудшает экономику проектов и практически ведет к потере средств инвесторами.

Огромное влияние на экономику проектов ВИЭ в России оказывает тот факт, что существующие нормы технического регулирования делают невозможным прогнозирование сроков согласования проектной документации, реализации проектных решений, что ведет к существенному, неоправданному удорожанию проектов строительства новых видов генерации.

Согласно «Энергетической стратегии России» к 2035 году в стране должно появиться 8,5 ГВт генерирующих объектов ВИЭ, из которых 5,5 ГВт уже будет введено к 2024 году. Следовательно, темпы внедрения новых объектов (3 ГВт за период 2024-2035 годах) после завершения программы ДПМ ВИЭ будут снижаться. Это означает, что созданные по программе ДПМ ВИЭ мощности с потенциалом выпуска до 800 МВт/год объектов ВИЭ (500 МВт/год ВЭС, 300 МВт/год СЭС) и способные обеспечить не менее 10 ГВт прироста ВИЭ в России, в период 2024-2035 гг. будут не загружены полностью или будут простаивать.

Такие положения Энергостратегии совершенно недопустимы для рынка возобновляемой энергетики, который будет развиваться в мире опережающими темпами ближайшие десятилетия. Нужно не только сохранить, но и увеличить в РФ динамику внедрения ВИЭ за горизонтом 2024 года. Страна не может стоять в стороне от происходящего процесса трансформации мировой энергетики. Фактически РФ позволяет себе не обращать внимание на очередной тренд развития мировой энергетики, как это произошло со сланцевой революцией, переформатировавшей глобальные энергетические рынки, тогда как развитые страны уже прошли первый этап и вышли на новую траекторию развития.

Создателей «Энергетической стратегии России» видимо успокаивает, то что, по имеющимся оценкам, Россия занимает 1 место по запасам природного газа (23% мировых запасов), 2 место по запасам угля (19% мировых запасов), 5-7 место по запасам нефти (4-5% мировых запасов). На Россию приходится 8% мировой добычи природного урана. Однако легкодоступные месторождения относительно дешевых энергоресурсов быстро истощаются, а разведка и освоение новых месторождений требует огромных затрат. Возобновляемая энергетика вполне должна активно развиваться как наиболее целесообразная на сегодняшний момент альтернатива углеводородным ресурсам. А сегодня в РФ из-за преобладания сырьевой модели развития, ведется пропаганда против использования «зеленой» энергетики из-за якобы высокой стоимости и её технической непроработанности.

Если посмотреть на Россию с позиций регионов страны и конкретных потребителей энергии, то факты говорят о том, что две трети её территории с населением около 20 млн. человек находится вне сетей централизованного энергоснабжения, а также эти районы страны обладают наиболее высокими ценами и тарифами на топливо и энергию. Большая часть этих регионов РФ являются энергодефицитными, они постоянно нуждаются в завозе топлива и поставке энергии. Для них столь же актуально решение проблемы региональной энергетической безопасности, как и для стран-импортеров энергоресурсов.

Также стоит отметить, что в РФ, являющейся газовой державой, газифицировано лишь около 50% городских и около 35% сельских населенных пунктов, а в остальных случаях используется уголь, нефтепродукты, которые являются источниками локального загрязнения окружающей среды.

В условиях постоянного роста тарифов и цен на энергию и топливо, растущих затрат на подключение к сетям централизованного энергоснабжения автономная энергетика в стране развивается опережающими темпами, об этом свидетельствует тот факт, что ввод за последние десять лет дизельных и бензиновых генераторов малой мощности превысил ввод крупных электростанций. Потребители энергии стремятся обеспечить себя собственными источниками электроэнергии и тепла, что, как правило, ведет к снижению эффективности использования топлива по сравнению с комбинированным производством электроэнергии и тепла на ТЭЦ и снижению эффективности всей энергетики страны.

Технико-экономические оценки показывают, что именно районы с децентрализованным и автономным энергоснабжением являются наиболее привлекательными для эффективного использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

В настоящее время с использованием возобновляемых источников энергии в России вырабатывается не более 10112,47 млн. кВт/ч электрической энергии в год, что, как уже было указано выше составляет 1% совокупного объема производства электроэнергии. Общая мощность электрогенерирующих установок и электростанций, использующих ВИЭ, составляет 2441,36 МВт. Основной вклад в генерацию, основанную на возобновляемых источниках сегодня вносят малые ГЭС (30%), БиоТЭС в большей части, работающие при деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных комбинатах (60%) и ВЭС (с учётом Крымской энергосистемы – 6%). В таблице 2 представлены нынешние показатели производства энергии с использованием ВИЭ в России.

Таблица 2 – Обобщенные данные производства энергии на базе ВИЭ в РФ за 2017 г.

Виды ВИЭ

Количество энергоустановок, шт.

Установленная мощность, МВт

Производство электроэнергии, млн. кВт/ч

ВЭС

18

134,36

782,17

МГЭС

90

750

3285

ГеоТЭС

5

80,1

466,3

СЭС

12

75,2

437,8

ПЭС

1

1,7

1,2

БиоТЭС

40

1400

5140

Всего

166

2441,36

10112,47

В таблице 3 приведем показатели динамики изменений объемов потребления ВИЭ (без учета гидроэнергетики) в РФ.

Таблица 3 – Динамика изменения объемов использования ВИЭ (без учета гидроэнергетики) в РФ за 2007-2017 гг. [31]

Год

Объем использования ВИЭ, млн. т. н. э.

2007

0,1

2008

0,1

2009

0,1

2010

0,1

2011

0,1

2012

0,1

2013

0,1

2014

0,1

2015

0,1

2016

0,1

2017

0,2

Объём использования ВИЭ в производстве электроэнергии в РФ (за исключением ГЭС) в 2017 г. вырос на 6,9%, при этом показатель среднего темпа роста, сложившегося за рассматриваемый период, составил всего 4%.

Для сравнения с вышеуказанными показателями по РФ в таблице 4 приведем показатели динамики изменений объемов потребления ВИЭ (без учета гидроэнергетики) в Словакии.

Таблица 4 – Динамика изменения объемов использования ВИЭ (без учета гидроэнергетики) в Словацкой Республике за 2007-2017 гг. [31]

Год

Объем использования ВИЭ, млн. т. н. э.

2007

0,1

2008

0,1

2009

0,1

2010

0,1

2011

0,2

2012

0,3

2013

0,3

2014

0,3

2015

0,5

2016

0,5

2017

0,5

Как видно из таблицы 3 показатели использования возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии (за исключением ГЭС) в Словацкой Республике примерно соответствуют таковым показателям в РФ, даже немного их превышая. При этом в сравнении со Словацкой Республикой площадь территории Российской Федерации больше в 349 раз, численность населения больше в 27 раз и показатель ВВП (по номиналу) больше в 14 раз.

Данное сравнение пусть косвенно, но демонстрирует недооцененность отрасли ВИЭ в РФ с точки зрения политической, экономической и социальной важности.

Итак, несмотря на то, что Россия, безусловно, лучше, чем любая другая страна в мире, обеспечена собственными запасами традиционных топливно-энергетических ресурсов, развитие возобновляемых источников энергии является крайне важным стратегическим направлением будущей энергетики.

Необходимость ускоренного развития ВИЭ уже сегодня в России обусловлена как потребностями в обеспечении энергетической безопасности регионов страны находящихся вне систем централизованного энергоснабжения, где многие технологии использования ВИЭ достигли уровня конкурентоспособности, так и потребностями создания надежного задела в инновационном развитии энергетики страны для будущих поколений.

В отрасли альтернативной энергетики требуется реализация мер государственной экономической поддержки по аналогии с другими странами. В этой сфере крайне важно ускорение принятия мер, стимулирующих развитие ВИЭ.

Ускоренное развитие ВИЭ в России необходимо рассматривать как важный фактор модернизации экономики, в том числе связанной с развитием инновационных производств, разработкой новых инновационных технологий, развитием малого и среднего бизнеса, созданием новых рабочих мест, улучшением социальных условий, улучшением экологии и т.п.