Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
248.2 Кб
Скачать

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Анализ ассоциации полиморфизма С939Т гена рецептора дофамина DRD2 с шизофренией

М.В. МОНАХОВ, В.Е. ГОЛИМБЕТ, К.В. ЧУБАБРИЯ, В.В. ЗЫКОВ, А.Л. КОВТУН, В.Л. КАРПОВ

The association study of the DRD2 gene C939T polymorphism and schizophrenia

M.V. MONAKHOV, V.E. GOLIMBET, K.V. CHUBABRIA, V.V. ZYKOV, A.L. KOVTUN, V.L. KARPOV

Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, Научный центр психического здоровья РАМН, Московская городская клиническая психиатрическая больница ¹1 им. Н.А. Алексеева, Москва; Вятский государственный университет, Киров

Ген DRD2 может быть вовлечен в патогенез шизофрении, на что указывают как данные физиологии, так и отдельные генетические исследования. Определяли частоту генотипов генетического полиморфизма С939Т (rs6275) в выборке из 272 больных шизофренией и в контрольной выборке из 362 человек. Была обнаружена статистиче- ски значимая ассоциация (p=0,02). Частота генотипа ТТ была значимо выше у больных шизофренией по сравнению с контрольной группой (χ2=7,2; df=1; p=0,007; OR=1,96, 95% CI=1,2—3,2). Обнаруженная ассоциация подтверждает ранее полученные результаты о связи аллеля Т с шизофренией.

Ключевые слова: шизофрения, ассоциация, DRD2, полиморфизм.

Physiological evidences and several association studies suggest that the DRD2 gene is implicated in the pathogenesis of schizophrenia. The DRD2 Ñ939Ò (rs6275) single nucleotide polymorphism was genotyped in 272 patients and 362 healthy controls. An association between this polymorphism and schizophrenia was found (p=0,02), the frequency of the TT genotype being higher in patients compared to the controls (χ2=7,2; ð=0,007; OR=1,96, 95% CI=1,2—3,2). The results obtained replicate the data of a previous study of the association between the T allele and schizophrenia.

Key words: schizophrenia, association, DRD2 single nucleotide, polimorphism.

Этиология шизофрении, в особенности наследственные факторы, определяющие предрасположенность к заболеванию, остается в значительной мере неизвестной. Наследуемость шизофрении составляет, по разным оценкам, до 85%, но генетические механизмы, отвечающие за патогенез, изучены мало. Были предприняты многочисленные попытки обнаружить хромосомные локусы, сцепленные с шизофренией, и соответствующие гены-кандидаты. Подобные исследования [4, 19, 23], как правило, приводили к невоспроизводимым результатам, что можно объяснить как клинической гетерогенностью болезни, так и различиями в этническом составе выборок. Тем не менее для ряда генов (генов рецепторов дофамина и серотонина, различных ферментов и регуляторных белков нервной системы) были получены статистиче- ски значимые результаты.

Одной из распространенных гипотез шизофрении является дофаминовая, согласно которой возникновение заболевания связано с гиперактивностью дофаминовой системы. Она находит частичное подтверждение в том, что почти все антипсихотические препараты являются антагонистами или частичными агонистами рецептора дофамина D2 и у больных повышена концентрация данных рецепторов (хотя последнее может являться ответом на воздействие нейролептиков [24]).

© Коллектив авторов, 2007

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2007;107:10:58—60

Ген DRD2, кодирующий D2-рецептор дофамина, расположен в локусе 11q22-q23. Различные полиморфные маркеры (полиморфизмы) в этом гене стали объектом исследований для обнаружения ассоциации как с шизофренией в целом, так и с отдельными характеристиками болезни. Ассоциация была обнаружена с помощью маркеров TaqIA [6], Ser/Cys311 [8, 12], C957T [9, 14], C939T [13], –141CIns/Del [2, 3, 18]. Изменения в последовательности нуклеотидов, характерные для некоторых из перечисленных маркеров, имеют функциональное значение, т.е. связаны с активностью (экспрессией) гена или вызывают замещение аминокислот в белковом продукте [2]; связь других маркеров с экспрессией и функциями рецептора не установлена, и наблюдаемая ассоциация может быть объяснена с помощью предположений об опосредующих биохимических процессах. Например, предполагается, что TaqIA является полиморфизмом гена киназы с неизвестной функцией, кодирующая последовательность которой находится в 3’-области гена DRD2 [6].

Часто сообщения о статистически значимых отличиях частоты тех или иных генотипов либо аллелей у больных шизофренией не подтверждаются при проведении исследований на выборках из других популяций [7, 21]. В связи с этим ведется поиск характеристик, которые при исследовании в рамках анализа ассоциации давали бы более воспроизводимый результат, чем непосредственно диагноз шизофрении. Например, в ряде работ было установлено, что эффективность лечения нейролептиками, в частности

58

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2007

длительность физиологического ответа, ассоциирована с полиморфизмами — –141CIns/Del, Taq1A [11, 20] и A-241G [15]; наличие экстрапирамидных симптомов — с –141CIns/Del [17], в том числе поздних дискинезий — с C939T [26]; хроническое течение болезни — с Taq1A [1]; полидипсия при шизофрении —

ñTaq1A [16]; преобладание позитивных либо негативных симптомов — с –141CIns/Del и Ser/Cys311 [10]. Подобные результаты также могут оказаться невоспроизводимыми, например в случае с экстрапирамидными симптомами [25].

Âнастоящее время продолжается поиск полиморфных маркеров, связанных с риском возникновения шизофрении. Недавно были опубликованы работы, в которых использованы синонимичные, т.е. не меняющие аминокислотную последовательность кодируемого белка, однонуклеотидные замены (SNP)

— C939T (в кодоне His313) и С957Т (кодон Pro319). В одном исследовании была найдена ассоциация полиморфизма C939T с шизофренией [13], в другом —

ñпоздними дискинезиями [26]. Полиморфизм С957Т также ассоциирован с шизофренией, а кроме того, существенно влияет на стабильность мРНК гена в клетках и на экспрессию белка [9, 14].

Âнастоящей статье сделана попытка обнаружения ассоциации полиморфного маркера C939T гена DRD2 с шизофренией в выборках из российской популяции.

Материал и методы

Образцы крови ДНК 272 больных шизофренией были получены из Научного центра психического здоровья РАМН, Кировского областного психоневрологического диспансера и Кировской областной психиатрической больницы им. В.М. Бехтерева. Диагноз шизофрении во всех этих случаях ставился в соответствии с критериями МКБ-10.

Контрольная выборка из 362 образцов, полученных от психически здоровых людей, также была собрана в Научном центре психического здоровья РАМН, Кировском областном психоневрологическом диспансере и в Кировской областной психиатрической больнице им. В.М. Бехтерева. Часть образцов для контрольной выборки была получена в виде крови, часть — в виде волосяных луковиц.

Среди больных шизофренией было 139 мужчин и 133 женщины, средний возраст которых составлял 40,7±13,1 года. В контрольной группе было 138 муж- чин и 224 женщины, средний возраст составил 33,1±13,7 года. Возраст манифестации шизофрении был определен как возраст, в котором пациенту был впервые поставлен соответствующий диагноз — средний возраст — 24,7±8,1 года.

Было получено информированное согласие на участие в исследовании у всех обследованных больных и здоровых.

ДНК выделяли из венозной крови с помощью набора «ДНК-сорб-А» по инструкции производителя.

ДНК из волосяных луковиц выделяли с помощью экстракции с Chelex-100: 5—6 волосяных луковиц промывали 50% этанолом, инкубировали 1 ч при 56°С в 60 мкл раствора, содержащего 5% Chelex-100, 100 мкг/мл протеиназы К, 10 mM Tris-HCl pH 7,8, 5 mM EDTA, 40 mM DTT; затем

ГЕНЕТИКА ШИЗОФРЕНИИ

10 мин при 95—100°С, центрифугировали 1 мин при 12 000 об/мин в настольной центрифуге. Супернатант использовали для полимеразной цепной реакции (ПЦР)1.

Генотипирование проводили с помощью метода RT-PCR с аллель-специфическими TaqMan-зондами (ЗАО «Синтол», Москва), несущими красители FAM и R6G, а также BHQ1 в качестве гасителя. Набор реактивов для ПЦР был получен от фирмы «Синтол». Праймеры были подобраны с помощью программы PrimerExpress.

Для одной реакции брали 10 нг геномной ДНК, по 0,3 пмоль/мкл праймеров и по 0,2 пмоль/мкл зондов, амплификацию проводили в течение 40 циклов на приборе ABI PRISM 7000 Sequence Detection System. Флюоресценцию каждого красителя измеряли до и после ПЦР, используя для дальнейших расчетов разницу значений. Результаты обрабатывали с помощью программного обеспечения ABI PRISM 7000 Sequence Detection System.

Различия в частоте генотипов между группами рассчи- тывали с помощью критерия χ2 Пирсона, дополненного показателем OR (отношение шансов), оценивающим риск развития заболевания. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA 6.0 (StatSoft, Inc.).

Результаты и обсуждение

Данные о частоте аллелей и генотипов в группах больных шизофренией и в контроле представлены в таблице. Распределение генотипов в контрольной группе значимо не отличалось от ожидаемого, рассчи- танного по уравнению Харди—Вайнберга (χ2=0,61; p=0,47). При сравнении распределения генотипов в группе больных шизофренией и контрольной группе были обнаружены статистически значимые различия (χ2=7,2; df=2; p=0,027). В выборке больных наблюдалось преобладание гомозигот ТТ в сравнении с контрольной выборкой (χ2=7,2; df=1; p=0,007; OR=1,96, 95% CI=1,2—3,2). По частоте аллелей С и Т эти группы между собой не различались (χ2=3,4; df=1; p=0,06).

Таким образом, нами обнаружена ассоциация полиморфизма C939T гена DRD2 с шизофренией, при- чем частота генотипа ТТ была выше в группе больных по сравнению с контролем. Подобное исследование впервые проведено в российской популяции. Аналогичное исследование связи этого полиморфизма с шизофренией было недавно проведено в Индии [13] у 101 больного и 145 человек контрольной группы. В этой работе также наблюдалась ассоциация C939T с шизофренией, при этом достоверные различия были обнаружены между частотой генотипов СТ и TT. Нужно отметить, что распределение генотипов в контрольной группе из Индии не отличалось от такового в российской популяции (χ2=4,3; df=2; p=0,11). В группе больных шизофренией также было обнаружено зна- чимое превышение частоты генотипа ТТ по сравнению с генотипами СС и ТС. А частота аллелей С и Т также не различалась в группе больных и контроле. Подтверждение ранее обнаруженной ассоциации на другой выборке со статистической точки зрения является дополнительным аргументом в пользу того, что полученные результаты не являются случайными. Поэтому можно предположить, что генотип ТТ, чаще

1 Авторы благодарят П.Л. Иванова (ИМБ РАН) за любезно предоставленную методику выделения ДНК из волосяных луковиц.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2007

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Частота генотипов и аллелей DRD2 C939T

 

Генотип СС

Генотип СТ

Генотип ТТ

Аллель С

Аллель Т

Группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

àáñ.

%

àáñ.

%

àáñ.

%

àáñ.

%

àáñ.

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Больные шизофренией

122

44,9

109

40,0

41

15,1*

353

64,9

191

35,1

(n=272)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Kонтроль (n=362)

173

47,8

159

43,9

30

8,3

505

69,8

219

30,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. * Частота генотипа ТТ в группе больных шизофренией значимо выше по сравнению с контрольной группой (χ2=7,2; df=1; ð=0,007; OR=1,96, 95% CI = 1,2—3,2).

встречающийся среди больных шизофренией, влияет на предрасположенность к заболеванию. Расчет OR показывает, что наличие этого генотипа увеличивает риск почти в 2 раза. Однако биологические механизмы, с помощью которых можно объяснить полученную ассоциацию, пока не ясны. Полиморфизм С939Т является синонимичным однонуклеотидным полиморфизмом и не влияет на аминокислотную последовательность рецептора. В то же время можно предположить, что нуклеотидная замена может изменять стабильность мРНК гена, регулируя таким образом уровень экспрессии белка, как показано экспериментально для полиморфного маркера С957Т [5]. Не ис-

ключена возможность, что наблюдаемый эффект вызван сцеплением полиморфизма C939Т с другими полиморфными сайтами в гене, которые в свою оче- редь напрямую связаны с этиологией шизофрении.

Полученные результаты следует рассматривать как предварительные, так как для окончательного подтверждения ассоциации необходимы повторные исследования с использованием других популяций и больших выборок, что позволит получить дополнительную информацию о вкладе данного гена в этиологию и патогенез шизофрении. Интерес представляет также анализ ассоциации шизофрении с гаплотипами, включающими полиморфизм C939T.

ЛИТЕРАТУРА

1.Голимбет В.Е., Аксенова М.Г., Абрамова Л.И. и др. Полиморфизм гена дофаминового рецептора второго типа у больных с эндогенными психозами с учетом их клинической гетерогенности. Журн неврол и психиат 2001; 101: 50—53.

2.Arinami T., Gao M., Hamaguchi H., Toru M. A functional polymorphism in the promoter region of the dopamine D2 receptor gene is associated with schizophrenia. Hum Mol Genet 1997; 6: 577—582.

3.Breen G. et al. –141Cdel/ins polymorphism of the dopamine receptor 2 gene is associated with schizophrenia in a British population. Am J Med Genet 1999; 88: 407—410.

4.Craddock N., O’Donovan M.C., Owen M.J. The genetics of schizophrenia and bipolar disorder: dissecting psychosis. J Med Genet 2005; 42: 193—204.

14.Lawford B. et al. The C/C genotype of the C957T polymorphism of the dopamine D2 receptor is associated with schizophrenia. Schizophr Res 2005; 73: 31—37.

15.Lencz T. et al. DRD2 promoter region variation as a predictor of sustained response to antipsychotic medication in first-episode schizophrenia patients. Am J Psychiat 2006; 163: 529—531.

16.Matsumoto C. et al. Association between three functional polymorphisms of the dopamine D2 receptor gene and polydipsia in schizophrenia. Int J Neuropsychopharmacol 2005; 8: 245—253.

17.Nakazono Y. et al. Association between neuroleptic drug-induced extrapyramidal symptoms and dopamine D2-receptor polymorphisms in Japanese schizophrenic patients. Int J Clin Pharmacol Ther 2005;

43:163—171.

5.Duan J. et al. Synonymous mutations in the human dopamine re18. Ohara K. et al. Functional polymorphism of –141C Ins/Del in the

ceptor D2 (DRD2) affect mRNA stability and synthesis of the receptor. Hum Mol Genet 2003; 12: 205—216.

6.Dubertret C. et al. The 3' region of the DRD2 gene is involved in genetic susceptibility to schizophrenia. Schizophr Res 2004; 67: 75— 85.

7.Glatt S., Faraone S., Tsuang M. DRD2 –141C insertion/deletion polymorphism is not associated with schizophrenia: results of a metaanalysis. Am J Med Genet B Neuropsychiat Genet 2004; 128: 21— 23.

8.Glatt S., Jonsson E. The Cys allele of the DRD2 Ser311Cys polymorphism has a dominant effect on risk for schizophrenia: evidence from fixedand random-effects meta-analyses. Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet 2006; 141: 149—154.

9.Hanninen K. et al. Association between the C957T polymorphism of the dopamine D2 receptor gene and schizophrenia. Neurosci Lett 2006; 407: 195—198.

10.Himei A. et al. The influence on the schizophrenic symptoms by the DRD2Ser/Cys311 and –141C Ins/Del polymorphisms. Psychiatry Clin Neurosci 2002; 56: 97—102.

11.Hwang R. et al. Association study of 12 polymorphisms spanning the dopamine D(2) receptor gene and clozapine treatment response in two treatment refractory/intolerant populations. Psychopharmacology (Berl) 2005; 181: 179—187.

12.Jonsson E.G. et al. Dopamine D2 Receptor Gene Ser311Cys Variant and Schizophrenia: Association Study and Meta-Analysis. Am J Med Gen Part B (Neuropsychiatric Genetics) 2003; 119B: 28—34.

13.Kukreti R. et al. Association of DRD2 gene variant with schizophrenia. Neuroscience Letters 2006; 392: 68—71.

dopamine D2 receptor gene promoter and schizophrenia. Psychiat Res 1998; 81: 117—123.

19.Riley B., Kendler K.S. Molecular genetic studies of schizophrenia. Eur J Human Gen 2006; 14: 669—680.

20.Scharfetter J. Pharmacogenetics of dopamine receptors and response to antipsychotic drugs in schizophrenia — an update. Pharmacogenomics 2004; 5: 691—698.

21.Spurlock G. et al. European Multicentre Association Study of Schizophrenia: a study of the DRD2 Ser311Cys and DRD3 Ser9Gly polymorphisms. Am J Med Genet 1998; 81: 24—28.

22.Stefansson H. et al. Association of Neuregulin with Schizophrenia Confirmedina Scottish Population. Am J Hum Genet 2003; 72: 83— 87.

23.Sullivan P.F. The Genetics of Schizophrenia. PLoS Medicine 2005;

2:614—618.

24.Webster R.A. Neurotransmitters, Drugs and Brain Function. Ed. R.A. Webster. John Wiley & Sons Ltd 2001.

25.Wu S.-N. et al. Association of DRD2 polymorphisms and chlorpro- mazine-induced extrapyramidal syndrome in Chinese schizophrenic patients. Acta Pharmacologica Sinica 2006;27: 966.

26.Zai C. et al. Association study of tardive dyskinesia and twelve DRD2 polymorphisms in schizophrenia patients. Int J Neuropsychopharmacol 2006; 1—13.

27.Zhao X. et al. A case control and family based association study of the neuregulin1 gene and schizophrenia. J Med Genet 2004; 41: 31—34.

60

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2007

Соседние файлы в папке 2007