Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
hassan_kontrol_soznan.rtf
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
2.98 Mб
Скачать

Изменение

Изменение состоит из навязывания новой личной сущности — нового набора видов поведения, мыслей и эмоций — чтобы заполнить пустоту, оставленную разрушением старой. Идеологическая обработка с целью создания этой новой личности имеет место как формально (в виде семинаров и ритуалов), так и неформально (путем проведения времени с членами, чтения и прослушивания магнитофонных и видеозаписей). Многие из методик, используемых в фазе размораживания, переносятся также и в эту фазу.

Повторение, монотонность, ритм: это убаюкивающие, гипнотические модуляции, в которых обычно производится формальная идеологическая обработка. Материал повторяется снова, снова и снова. Если лекторы искушенные, они каким-то образом варьируют свою речь в попытке поддержать интерес, но суть всякий раз все та же.

В ходе фазы “изменения” все это повторение сосредотачивается на определенных центральных темах. Новичкам говорят о том, как плох мир, и что у непросвещенного нет понятия о том, как это уладить. Это потому, что обычным людям не хватает “понимания”, которое принес лидер. Лидер — единственная надежда на длительное счастье. Новичкам говорят: “Именно старое “я” удерживает вас от возможности полностью переживать “новую истину”. Именно “старые понятия” тянут вас вниз. Ваш “рациональный” мозг не дает вам двигаться к фантастическому прогрессу. Подчинитесь. Дайте себе волю. Имейте веру”.

Вначале поведение формируется едва различимо, затем все более действенно. Материал, создающий новую личность, выдается постепенно, кусочек за кусочком, только с такой скоростью, с какой, как считается, человек готов его усваивать. Эмпирическое определение гласит: “Говори только то, что он может принять”. Когда я был лектором у мунистов, то часто обсуждал тактику с другими лекторами. Чтобы дать рациональное объяснение своим манипуляциям, мы пользовались следующей аналогией: “Вы же не будете кормить грудного ребенка толстыми кусками мяса, не так ли? Вы должны кормить его чем-то таким, что он может переварить, как по рецепту. Ну, а эти люди (потенциальные новообращенные) являются духовными младенцами. Не говорите им больше того, с чем они могут справиться, иначе они умрут”. Если новичок сердился из-за того, что узнавал о нас слишком много, человек, работавший с ним, обычно отходил в сторону и давал возможность другому члену выйти вперед и кормить с ложечки какой-нибудь “манной кашкой”.

Формальные занятия по идеологической обработке могут быть весьма монотонно бубнящими и ритмичными — способ вызвать гипнотические состояния. Для людей довольно обычно засыпать в ходе этих программ. Когда я был культовым лектором, я подвергал людей наказанию и заставлял чувствовать себя виноватыми, если они засыпали, но фактически они просто хорошо реагировали на гипноз. Позднее я узнал, что гипнотический стиль типичен для многих культов. Даже в состоянии легкой дремы человек все же более или менее слышит материал и подвергается его влиянию при том, что его нормальная интеллектуальная защита понижена.

Другой мощной методикой для изменения является стимулированный “духовный опыт”. Он часто изобретается самым искусственным образом. Ближайшим приятелем в группе собирается частная информация о новичке и секретно передается лидеру. Позднее, в нужный момент эта информация внезапно может быть извлечена для того, чтобы создать “опыт”. Возможно, неделями позже, в другом состоянии лидер вдруг сталкивается с новичком по поводу самоубийства его брата. Зная, что он никому в этом новом месте об этом не говорил, новичок думает, что лидер прочитал его мысли или получил сообщение прямо из духовного мира. Он побежден и молит о прощении за то, что не был лучшим братом.

Деструктивные религиозные культы не единственные, подстраивающие “мистические” переживания. Один военный мастер своего дела и самозванно провозгласивший себя “проникающим в мысли”, который создавал свой собственный культ, обычно секретно платил хулиганам, чтобы они насильственно нападали сзади и хватали за горло некоторых из своих студентов для того, чтобы у тех увеличился страх перед “внешним” миром, дабы они упорнее тренировались и, следовательно, становились более зависимыми от него. Психотерапевт (культовый лидер) манипулировал одной из своих клиенток, уличая ее в неспособности придерживаться диеты. Он не говорил ей, что видел, как раньше в этот день она ела сливочное мороженое с фруктами. Она верила, что у него есть необыкновенные силы.

Обычной методикой среди религиозных культов является обучать людей спрашивать у Бога, чего он от них хочет. Членов убеждают заниматься и молиться, чтобы знать волю Бога по отношению к ним. Это всегда предполагает, что присоединение к группе есть воля Бога, а уход из группы является предательством. Конечно, если человек говорит культовому лидеру, что Бог предупреждает его о необходимости уйти, эта воля не принимается в качестве имеющей силу.

Пожалуй, самое мощное убеждение осуществляется самими культовыми членами. Для среднего человека разговор с идеологически обработанным культистом является весьма серьезным опытом. Вы, вероятно, никогда не встречали другого такого, друга или незнакомца, который был бы настолько абсолютно убежден, что знает, что для вас является наилучшим. Убежденный член культа также не воспринимает “нет” в качестве ответа, потому что он был идеологически обработан таким образом, что уверен, что если вы не присоединяетесь, то винить следует его. Это создает мощнейшее давление на него с целью добиться успеха.

Когда вы полностью окружены подобными людьми, групповая психология играет главную роль в процессе “изменения”. Людей сознательно организуют с особые малые группы (или ячейки). Людей, задающих слишком много вопросов, быстро изолируют от основной массы других членов. У мунистов мы обычно создавали маленькие групповые команды в начале семинара, чтобы оценить новичков. Мы, как правило, делили их на “овец” и “козлищ” и соответственно приписывали к группам. “Овцы” были те, кто оказывался “подготовленным духовно”. “Козлища” были упрямые индивидуалисты, из которых не ожидалось сделать хороших членов. Если их нельзя было “сломать”, их “негативность” безопасно ограничивалась командой козлищ, где овцы ее не могли видеть, до тех пор, пока козлищ нельзя было попросить уйти. И вновь после того, как я покинул группу, я был поражен, узнав, что совершенно иные культы делали то же самое. Мы думали, что изобрели эту методику.

Но процесс изменения включает гораздо большее, нежели повиновение авторитетным фигурам культа. Он включает множество занятий, на которых принято “делиться” сокровенным с другими обычными членами, где признаются в прошлых злых делах, рассказываются истории о нынешнем успехе и поощряется чувство общности. Эти групповые занятия очень эффективны в обучении подчинению, потому что группа энергично усиливает конкретные виды поведения путем неумеренных похвал и признания, в то же время отталкивая негрупповые идеи и поведение ледяным молчанием.

Человеческие существа обладают невероятной способностью приспосабливаться к новой окружающей обстановке. Деструктивные культы знают, как использовать в своих интересах эту силу. Контролируя окружение человека, применяя модификацию поведения путем вознаграждения одних видов поведения и подавления других и возбуждая гипнотические состояния, они могут в самом деле запрограммировать заново личность человека. Как только человек “изменился”, он готов к следующей ступени.