Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
hassan_kontrol_soznan.rtf
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
2.98 Mб
Скачать

Контроль мышления.

Контроль мышления, второй важный компонент контроля сознания, включает идеологическую обработку членов настолько тщательную, что они внутренне усваивают доктрину группы, принимают новую языковую систему и применяют методики остановки мышления, чтобы поддерживать мозг в состоянии “сконцентрированности”. Для того, чтобы быть хорошим членом, человек должен научиться манипулировать собственными мыслительными процессами.

В тоталитарных культах идеология внушается в качестве “истины”, единственной “карты” реальности. Доктрина служит не только для того, чтобы фильтровать поступающую информацию, но также регулирует то, как может осмысливаться данная информация. Обычно доктрина является абсолютистской, делящей все на “белое против черного”, “мы против них”. Все, что хорошо, воплощается в лидере и группе. Все, что плохо, находится вовне. Наиболее тоталитарные группы утверждают, что их доктрина доказана научно. Доктрина претендует на то, чтобы отвечать на все вопросы, все проблемы и ситуации. Члену не нужно думать самостоятельно, потому что за него думает доктрина.

Деструктивный культ типично имеет собственный “заряженный язык” слов и выражений. Поскольку язык обеспечивает символами, используемыми для мышления, контролирование определенных слов помогает контролю над мыслями. Многие группы сжато выражают сложные ситуации, наклеивают на них ярлыки и таким образом урезают до культовых клише. Этот ярлык, который является тем, как выражается словесно заряженный язык, управляет тем, как человек думает в любой ситуации.

У мунистов, например, когда бы вы ни имели сложности относительно кого-то, кто либо выше, либо ниже вас по статусу, это называется “проблемой Каин-Авель”. Не имеет значения, кто принимает в этом участие или какова проблема, это просто “проблема Каин-Авель”. Сам термин диктует, как должна быть разрешена эта проблема. Каин обязан повиноваться Авелю и следовать за ним, а не убивать его, как об этом написано в Ветхом Завете. Случай закрыт. Думать иначе было бы подчиниться желанию Сатаны, по которому дурной Каин одерживает верх над праведным Авелем. Критическая мысль относительно неверного поведения лидера не может пробиться через это препятствие в мозгу хорошего члена.

Культовые клише, или заряженный язык, ставят также невидимую стену между верующими и аутсайдерами. Язык помогает членам чувствовать себя особенными и отдельными от обычной публики. Он также служит для того, чтобы смущать вновь пришедших, которые хотят понимать, о чем говорят члены, и думают, что им просто нужно серьезно учиться, чтобы “понимать” истину. В действительности посредством восприятия заряженного языка они обучаются как не мыслить. Они обучаются тому, что понимать — значит верить.

Другой ключевой аспект контроля мышления включает обучение членов блокированию любой информации, которая является критической по отношению к группе. Типичные защитные механизмы извращаются таким образом, что они защищают новую культовую личность человека от прежней личности. Первая линия защиты включает отрицание (“То, что вы говорите, вообще не происходит”), рациональное объяснение (“Это происходит по хорошей причине”), оправдание (“Это происходит потому, что должно происходить”) и принятие желаемого за действительное (“Мне бы хотелось, чтобы это было правдой, так что, может быть, это так и есть”).

Если информация, переданная члену культа, воспринимается как атака на лидера, доктрину или группу, враждебная стена растет вверх. Члены приучены не верить никакой критике. Критические слова могут быть объяснены заранее, как “ложь о нас, помещаемая Сатаной в души людей” или “ложь, которую Мировой Заговор публикует в средствах массовой информации для того, чтобы нас дискредитировать, потому что они знают, что мы за ними охотимся”. Парадоксально, но критика группы подтверждает, что культовый взгляд на мир верен. Представляемая информация не регистрируется соответствующим образом.

Возможно, наиболее широко используемым и эффективным способом контролировать мысли членов являются ритуалы остановки мышления. Членов обучают применять к самим себе остановку мышления. Им говорят, что это поможет вырасти или стать более эффективными. Когда бы ни начал член культа переживать “плохую” мысль, он использует остановку мышления, чтобы заглушить “негативность” и сосредоточиться, таким образом обучаясь, как закрывать все, что угрожает его реальности.

Различные группы используют разные методики остановки мышления: сконцентрированные молитвы, монотонное пение вслух или про себя, медитирование, “говорение на языках”, пение или гудение. Эти действия, многие из которых обычно полезны и ценны, в деструктивных культах извращены. Они становятся совершенно механическими, потому что человек запрограммирован активировать их при первом признаке сомнения, тревоги или неуверенности. В течение недель методика превращается в укоренившуюся. Она фактически становится настолько автоматической, что человек обычно даже не осознает, что только что у него была “плохая” мысль. Он осознает только, что внезапно начал монотонно петь или выполнять ритуал. Используя остановку мышления, члены думают, что растут, когда на деле просто превращают себя в наркоманов. После ухода из культа, применяющего экстенсивные методики остановки мышления, человек проходит через трудный процесс выхода из данного состояния, прежде чем сможет преодолеть эту пагубную привычку.

Остановка мышления — это самый прямой путь устроить короткое замыкание для способности человека проверять реальность. В самом деле, если кто-то способен думать только положительно о своем участии в группе, он абсолютно точно завяз. Поскольку доктрина совершенна, и лидер совершенен, любая проблема, которая неожиданно возникает, рассматривается как вина индивидуального члена. Он обучается всегда обвинять самого себя и работать упорнее.

Контроль мышления может эффективно заблокировать любые чувства, которые не соответствуют групповой доктрине. Он также может служить тому, чтобы удерживать члена работающим, как послушный раб. В любом случае, когда контролируется мышление, контролируются также чувства и поведение.