Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Leyst_O_E_Suschnost_prava_Problemy_teorii_i_fi.doc
Скачиваний:
360
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.76 Mб
Скачать

2. Сущность государства

В советской литературе сущности государства и права рассматривались как единая классовая сущность, поскольку правом считалась возведенная в закон воля господствующего класса, а государство называлось машиной в руках того же самого класса для подавления его классовых противников. При таком единстве между государством и правом не усматривалось ни особенных противоречий, ни даже существенных различий.

Между тем сущность государства не тождественна сущности права.

Сущность государства, разъяснял Ленин, составляет выделившийся из общества особый разряд людей, который управляет другими людьми и в этих целях владеет аппаратом принуждения*(205). Данное утверждение вполне созвучно суждениям Маркса, что "существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название"*(206). "...Под "государством", - писал Маркс, - на деле понимают правительственную машину или государство, поскольку оно в силу разделения труда образует свой собственный, обособленный от общества организм..."*(207). Государство - существующий в обществе социальный организм со своей структурой, нормативной основой, профессиональным составом, специфическими интересами, монопольной силой принуждения, с особой профессиональной этикой, правосознанием, своеобразным мышлением и психологией. Возникновение и существование государства обусловлено разделением труда, выделением в обществе разряда лиц, профессией которых является управление и (или) принуждение. Эти лица не заняты производительным трудом и существуют за счет налогов, дани, сборов, поборов, собираемых от общества. Их власть распространяется на население в пределах территории, ограниченной другими государствами (либо морями, неприступными горами, пустынями).

Государство - централизованная иерархия должностных лиц, аппарат управления и принуждения - выступает как обособленная от других социальных групп сила, монопольно владеющая правом принятия общеобязательных решений и принуждения к их осуществлению.

Изложенное понятие государства не нашло заметного обоснования и развития в отечественной литературе и даже порицалось за отождествление государства с управленческим аппаратом и преувеличение социальной роли бюрократии в ущерб классовому или патриотическому подходу к оценке государства. Между тем, именно подмена вопроса о сущности государства ("что такое государство?") его оценкой ("каковы роль, функции, формы и т.п. государства?") значительно мешает изучению государства как такового, определению его места в обществе, в системе разделения труда, в социальной структуре, в идеологии общества.

Обусловленность государства общественным разделением труда глубоко обоснована мыслителем античной Греции Платоном в диалоге "Государство". В идеальном государстве, по Платону, должны существовать три сословия: 1) правители-философы; 2) стражи (воины); 3) ремесленники и земледельцы. Особенное внимание Платон уделял обязанностям, образу жизни, быту, интеллектуальным, моральным и физическим качествам первых двух сословий (правители и воины), которые, собственно, и образуют государство и от которых, во всяком случае, зависят его прочность и долговечность. Мысли Платона оказали большое и многостороннее влияние на последующую историю политико-правовой идеологии; однако главная его мысль, что сущность государства составляет отделенная от общества группа (класс, сословие) лиц, занятых только управлением и принуждением, вскоре была отодвинута на второй план морфологией его ученика Аристотеля.

Считая государство чем-то уже данным, вытекающим из природы человека ("человек - существо политическое", "государство - общение подобных друг другу людей ради благой жизни"), Аристотель придавал главное значение формам государства и их классификации. Простота этого учения и популярность трудов Аристотеля (особенно в Средние века) обусловили то обстоятельство, что при описании государства больше внимания обращалось и обращается на устройство высших органов власти (монархия, республика), чем на сущность самого государства как особым образом организованного разряда лиц, профессией которых является управление и (или) принуждение*(208).

"Нельзя не обратить внимания на то, - пишет профессор З.А. Мукашев, - что почти любое исторически существовавшее государство так или иначе, может быть, совсем с небольшими отклонениями, всегда сохраняло структуру идеального государства Платона. Получается так, что Платон смог выделить объективные основы государства и размышлять о его идеальной форме. Аристотель же описывает формы правления и именно их подает как виды государства"*(209).

Завышенное внимание к формам государства (в ущерб его сущности) привело к тому, что много веков изучались преимущественно устройство и состав высших органов власти (республики - аристократические и демократические, монархии - ограниченные и абсолютные, смешанные формы и т.п.), а затем еще и формы государственного единства (унитарные, федеративные, конфедеративные государства, личные и реальные унии и т.п.), позже - формы политического режима и, при социально-классовом подходе, - цели, задачи, тенденции развития различных государств. В результате речь идет не о том, что такое государство, а о том, какое оно, как устроено, каковы его цели, кому оно служит. Описание качеств государства усложняется ценностно-идеологической ориентацией, тем, что оно нередко отождествляется со страной, Родиной, Отечеством, местом обитания определенной нации. В результате существует много определений государства, ни одно из которых не выражает его сущности*(210).

Сущности государства не выражает и распространенное определение государства как "политической организации общества", поскольку это - определение не государства, а тоталитарной партии, стремящейся захватить власть над обществом, стать его руководящей и направляющей силой, перестраивающей общество в соответствии со своими замыслами, корпоративными интересами и идеологией*(211). Гражданское общество не требует, чтобы кто-то его организовывал и направлял. Оно представляет собой саморегулирующуюся систему*(212), нуждающуюся в охране, поддержании порядка, в существовании государства как совокупности публичных служб, выполняющих социальные функции*(213).

Государство - не "организация общества", а организация, находящаяся в обществе, призванная его охранять и обслуживать. Эта централизованная система лиц, наделенных властными полномочиями, выступает как обособленная от других общественных групп сила, владеющая монополией принуждения и правом принятия общеобязательных решений. Корпоративные интересы агентов власти (служащих государства) не всегда и не во всем тождественны интересам общества. Общество не может обойтись без системы публичных служб, составляющих государство, но существовали общества, порабощенные государством. Таковы древние деспотии, а также тоталитарные общества-государства XX века, в которых государство рассматривалось как цель, которой индивид подчинен как средство. Так, в работе Муссолини "Доктрина фашизма", опубликованной в итальянской энциклопедии в 1932 году, утверждалось: "Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство - синтез и объединение, включающее в себя все ценности... Основание фашизма - концепция Государства, его характер, его долг, его цель. Фашизм рассматривает Государство как абсолют, в сравнении с которым все индивиды или группы относительны и должны рассматриваться только по отношению к Государству"*(214).

Иерархический централизм, государственная дисциплина, право принятия общеобязательных решений и монополия принуждения наделяют государство силой, далеко превосходящей любую другую в данном обществе. Отсюда проистекает культ государства. Оно понимается не как часть общества, а как надстройка над обществом, могучее существо, имеющее имя собственное, величественные дворцы, знаки, гимны, олицетворяющее страну, народ, высшие цели человека.

С этим связано и отождествление государства с его высшими органами власти, чему способствовала, как отмечено, морфология перипатетизма, т.е. свойственное Аристотелю сведение государств к их формам.

Стремлением государства встать над обществом порождена проблема преодоления "политического отчуждения", поставленная Руссо и развитая Гегелем. Под политическим отчуждением понимаются процесс и результат превращения государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто независимое от общества, чуждое обществу и господствующее над ним.

Если защита общества - постоянная задача государства, то и общество стремилось защититься от чрезмерной самостоятельности государства. По замечанию Маркса: "Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный"*(215). Эта задача трудна и сложна.

Как целое больше суммы своих частей, так и государство является целостной социальной системой, могущество которой превосходит силы его частей. Сосредоточив в своих руках принуждение, государство объединяет и защищает общество, в котором существует. В рамках государственных границ складывались страны, народы и нации. Государство являлось центром образования народа, поддерживало общий порядок в обществе и защищало его от внешних врагов. Выполняя важные социальные задачи, государство всегда стремилось придать себе величественное облачение, не уступающее священному ореолу церкви. Роскошные дворцы, грандиозные пирамиды, богато украшенные правительственные здания, гигантские памятники государственным деятелям и полководцам, государственные праздники, гербы, флаги, гимны, культ правительственных лидеров, вождей и жрецов, насаждение угодничества и страха перед лицами, облеченными властью, - все это призвано систематически укоренять общую психологию зависимости от государства, как от чего-то сверхчеловеческого и всесильного. Культ государства усиливается и укрепляется патриотическим сознанием, отождествляющим государство со страной, Родиной, Отечеством. Одним из способов преодоления политического отчуждения, выработанных человечеством, является подчинение государства праву, призванному обеспечить упорядоченность и предсказуемость действий государственной власти, стабильность зависящих от нее отношений. Соблюдение государством им же созданного права обещается носителями высшей государственной власти многих государств.

Уже в Древнем мире и в Средние века правители деспотий, империй и другие высшие лица государства приносили торжественные клятвы и присяги об их уважении к праву и к закону. Некоторые из этих клятв и присяг были искренни и соблюдались высшей властью. Однако любое государство состоит не из нескольких десятков или сотен лиц, образующих высшие органы государства; оно, как отмечено, значительно многочисленней и сложней.

Обоснование государства состоит в том, что общественное разделение труда порождает необходимость особой профессии - управления, принуждения, правосудия. Небольшой античный полис (город-государство) во времена Платона мог охраняться и управляться сословием воинов под руководством коллегии умных философов*(216).

Однако многие древние и современные государства с многочисленным населением и обширной территорией нуждались и нуждаются в значительно большем числе правителей, воинов и других служащих государства, чем античные полисы. Развитие государства порождает многочисленный класс людей, работающих в органах правосудия, текущего управления, в полиции, армии, разведке и контрразведке, в государственных, финансовых, социальных, надзорных и иных службах, в представительных и других государственных учреждениях. Системообразующим стержнем данного класса является иерархия лиц, наделенных властными полномочиями - правом давать приказы, решать споры, распоряжаться людьми. Эта иерархия окружена массой рядовых служащих, письмоводителей, советников, сотрудников, помощников, придворных, конюхов, лакеев и других лиц, не занятых производительным трудом, но нередко существенно влияющих на течение государственных дел.

Признак государства, писал В.И. Ленин, составляет "наличность особого класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть"*(217). Этот класс (и его представители) имеет те же основания и обоснования, как классы ремесленников, ученых, хлебопашцев, торговцев, скотоводов, артистов, пекарей, мореплавателей, священников и все вообще профессиональные классы, порожденные общественными потребностями и разделением труда. Государственные служащие, вместе с представителями других профессий, живут в обществе, знают (должны знать) свои профессиональные обязанности, справляются с ними - одни лучше, другие хуже, - столь же различны по своим личным качествам и семейному положению, как и иные члены того же общества, и, вопреки веками насаждавшемуся обыденному представлению, не осенены особой благодатью. Среди них есть и талантливые, и гениальные люди, как и в любой профессии; особо одаренных государственных деятелей принято называть "харизматические лидеры". В истории таких лидеров было немного, не более двух-трех в столетие, и то - не в каждое. Государственные служащие (от главы государства до низшего звена) различаются по объему полномочий, по человеческим качествам, по степени квалифицированности и добросовестности, в том числе и по отношению к праву.