Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия(1-30).docx
Скачиваний:
379
Добавлен:
19.06.2017
Размер:
159.09 Кб
Скачать

20) Парацельс как реформатор медицины.

Врач и химик Филипп-Аурел-Теофраст-Бомбаст фон Гогенхейм (1493—1541) назвал себя Парацельсом, т. е. «превосходящим Цельса» — знаменитого древнеримского врача, одного из медицинских авторитетов. Парацельс был реформатором алхимии и медицины, основоположником нового направления в алхимии, ставившего своей целью более широкое использование химических веществ при лечении болезней. Он впервые стал применять в качестве лекарств соединения меди, мышьяка, серебра, свинца, ртути, цинка и железа при строгом их дозировании. Афоризм Парацельса: «все есть яд, и ничто не лишено ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным».

Вселенную Парацельс уподоблял яйцу, которое развивается под действием внутренних своих сил. Ее объемлет, подобно скорлупе, воздухообразный хаос — первая материя. Белок — это сфера воздуха и огня с наполняющими их существами. Земля и вода составляют желток. И, наконец, в середине птенец – человек, подлинный центр мироздания. Среди необъятно большого мира, который Парацельс именовал макрокосмом, человек являлся средоточием всех действующих его сил, как бы малым миром — микрокосмом, отражающим все многообразие Вселенной. Подлинного знания о каждом человеке как частице великого мирового организма можно достичь, если только рассматривать его в связи со всей природой, а не в отрыве от нее, как особое существо.

Парацельс писал: «Существует общая связь между макрокосмом и микрокосмом, но также существуют взаимные связи и воздействия между отдельными их частями, и каждая часть великого организма действует на соответственную часть малого организма, подобно тому как различные органы человеческого тела тесно связаны и влияют один на другой, проявляя взаимную симпатию». Сердце, по мнению Парацельса, находится в симпатии с элементами Солнца, мозг — с Луной, желчный пузырь — с Марсом, почки — с Венерой, легкие — с Меркурием, печень — с Юпитером, селезенка — с Сатурном.

В природе, по Парацельсу, великое множество растений — земных представителей звездных влияний, соответствующих свойствам звезд и притягивающих влияния звезд, с которыми у них существует симпатическая связь. Используя такие растения в качестве лекарств, можно привлекать планетарные влияния, требуемые для восстановления жизнеспособности пораженных болезнью органов. Причем каждое растение должно быть собрано в то время, когда планета, с которой оно связано, правит часом, и его сущность должна быть извлечена, пока растение свежее.

Парацельс считал, что природа отмечает лекарственные растения известными знаками (Signa naturae, сигнатура, знаки природы), которые могут служить путеводной нитью для врача. Он писал: «Свойство и силу растений узнают по сигнатуре, которой природа отметила каждое растение». В качестве примера он приводил зверобой с дырчатыми листьями для лечения колотых ран, колючий чертополох — против внутренних колик, очанку с черным пятном на лепестках — для лечения глазных болезней, легочницу (медуницу), лист которой имеет форму легкого и губчатое строение, — при легочных заболеваниях. Чистотел, по Парацельсу, помогает против желтухи потому, что у него желтый сок, а анакардиум может лечить болезни сердца, так как плоды его имеют форму сердца.

Парацельс утверждал, что все важнейшие процессы, происходящие в человеческом организме, сводятся к химическим превращениям. Если же химические процессы не протекают в организме с достаточным совершенством, то в органах образуются минеральные осадки, которые Парацельс сравнивал с винным камнем — осадком, образующимся на стенках винных бочек. Таково, по его мнению, происхождение «каменных болезней» — мочевых камней, песка, подагры. Очистить организм, освободить его от болезни могли, по Парацельсу, химически приготовленные лекарственные средства. Поскольку Парацельс знал «медицину и химию», считал главной причиной болезней нарушение химических процессов в организме и признавал основной задачей химии (алхимии) приготовление лекарств, то называл себя иатрохимиком (от греческого иатрос — врач). Парацельс считал, что вместо всего растения, которое он называл «супной приправой», надо выделять в возможно чистом виде и употреблять только действующее вещество.

Взгляды и представления Парацельса во многом способствовали дальнейшему развитию медицины. Современники сравнивали его с Лютером, так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики

Парацельс принадлежит к числу величайших реформаторов эпохи Возрождения, который отверг все древние авторитеты и даже публично сжег знаменитый «Канон» Ибн-Сины, утверждая, что единственным источником знаний может быть только практический опыт.

Парацельс был сыном образованного врача и выдающегося алхимика, хорошо знакомого с произведениями древних мастеров. Отец преподал Парацельсу первые уроки еще тогда, когда будущий врач был в мальчишеском возрасте. В своих трудах Парацельс тепло вспоминает отца, который приохотил его к учению.

О том, где учился Парацельс, известно мало. Степень доктора медицины он получил в Ферраре, в Италии. После этого он длительное время путешествовал по свету, переходя пешком от деревни к деревне. Он посетил Польшу и Россию, некоторое время жил в Константинополе и, говорят, будто бы несколько лет провел в татарском плену. Во время походов Парацельс охотно беседовал с цирюльниками, кузнецами, пастухами, цыганами и старыми знахарками, учась у них таинственному искусству врачевания. Благодаря этому он узнал много приемов народной медицины. После возвращения на родину Парацельс быстро заслужил себе большую известность. По преданию ему удалось вылечить восемнадцать князей, от лечения которых отступились все врачи. Хотя многие считали его гениальным врачом, но были и такие, которые утверждали, что Парацельс обманщик и шарлатан.

Добившись большой известности, Парацельс поселился в Базеле. Вскоре ему удалось вылечить одного весьма влиятельного человека, и Парацельсу предложили занять должность городского врача и профессора медицины Базельского университета. Но новый профессор вместо того, чтобы, по примеру своих предшественников, учить студентов по Галену и Ибн-Сине, сразу же проявил себя непримиримым врагом древней медицины, отдавая предпочтение собственному опыту лечения больных. Больше того, свои лекции он читал не по латыни, а на разговорном немецком языке, обучал студентов непосредственно у койки больного. Вдобавок он выступил против аптекарей, составлявших сложные и дорогие лекарства, а сам применял простые, но хорошие и сильно действующие средства.

Среди ученых и богатых жителей Базеля у Парацельса появились враги. Хуже всего было то, что он подал в суд на влиятельного каноника за неуплату гонорара за лечение и, не удовлетворившись решением суда, оскорбил судей, которые приказали его арестовать. Парацельсу пришлось бежать из Базеля. Терпя всяческие лишения, Парацельс снова начал пешие путешествия по лицу земли, и наконец, измученный непрерывной борьбой с официальной медициной, умер в Зальцбурге в 1541 году.

Труды Парацельса были изданы не сразу. Первая его работа вышла только в 1562 году. В ней приведены основные принципы учения Парацельса о болезнях и их причинах; вторая работа – об общих принципах медицины – была издана три года спустя. Обе книги написаны на немецком языке.

Крупнейшая заслуга Парацельса состоит в том, что он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и выдуманных средневековых рецептов на снадобья, стал давать больным простые лечебные средства. Он применял целебные травы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Парацельс первый стал широко применять в лечении химические средства, в частности препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Кроме того, он усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.