Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 КУРС / мо - копия / реферат.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
28.04.2017
Размер:
47.08 Кб
Скачать

Глава 4. Современные исследования, их научное и практическое значение

В конце XIX  начале XX столетия Комитет Сибирской железной дороги проводил геолого-геоморфологические исследования и изучение природных ресурсов вдоль трассы дороги. Экспедиции Переселенческого управления вели почвенно-ботанические исследования.

В советское время работы по изучению природы и естественных ресурсов Западной Сибири приобрели большой размах. Комплексные детальные исследования проводились Барабинской, Кулундинской и Гыданской экспедициями Академии наук. Большое практическое значение имеют лесотипологические и почвенные исследования, изучение торфяных болот, тундровых пастбищ, влагооборота равнины. Толчок бурному развитию экономики Западной Сибири дали геологические исследования равнины, связанные, прежде всего с поисками и освоением месторождений нефти и газа. В результате геологической съемки миллионного масштаба, проведенной в 50-60-х годах, сложилось близкое к современному представление о геологическом строении и рельефе равнины. Вопреки господствовавшему раньше мнению о морфологическом и генетическом однообразии рельефа было выявлено довольно много самостоятельных орографических единиц.

Как продолжать освоение Западной Сибири, особенно ее отдаленных северных районов, советская власть не имела особого представления даже к середине прошлого века. В 1953-м, в год кончины генералиссимуса, прекратили ударную зэковскую стройку — строительство железной дороги Салехард-Игарка. Но в том же 1953-м в Западной Сибири обнаружили первое крупное месторождение газа — Березовское, за ним последовало Игримское, в 1960-м открылось миру Шаимское нефтяное месторождение, содержащее лучшую в Сибири бессернистую нефть.

Углеводороды здесь искали и раньше — в начале тридцатых академик Иван Михайлович Губкин говорил о перспективности поисков нефти в Западной Сибири: по версии отечественных геологов, остатки растений и животных накапливались на дне древних морей, болот и озер, затем перекрывались слоями глины и песка; на них накладывались новые пласты органического вещества. Погребенные на больших глубинах органические массы в условиях высоких температур и под давлением верхних слоев превращались в нефть, природный газ и газовый конденсат. Однако буровые скважины, заложенные еще до войны в южных районах равнины, этих предположений не подтвердили.

Впрочем, потом предсказания Губкина нашли подтверждение — только на территории Тюменской области с пятидесятых годов обнаружено более 500 месторождений нефти и газа, и, по прогнозам, еще немало предстоит открыть. Основные нефтеносные площади Западной Сибири располагаются в Среднем Приобье. Здесь выделяются три района: Сургутский (Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Федоровское и другие месторождения), Нижневартовский (Самотлор, Мегион, Советское) и Южно-Болыкский (Мамонтовское, Правдинское). Средняя глубина залегания тюменской нефти 1 700-2 500 метров, меньше, чем в среднем по российской нефтедобыче, а само сырье при этом высокого качества, содержит мало серы и парафина.

В северной части Западной Сибири (преимущественно в Ямало-Ненецком АО) открыта очень крупная газоносная провинция. Наиболее заметными месторождениями являются Ямбургское, Уренгойское, Медвежье, Заполярное, Тазовское, Губкинское. Открыты газовые месторождения и за пределами тюменского региона — в юго-западной части Томской области (Мыльджинское и Северо-Васюганское). Прогнозные запасы газа в Западной Сибири оцениваются в 40-50 триллионов кубометров.

Но открытые месторождения нужно было еще освоить. И если пользу нефти для экономики страны никогда не отрицал даже самый глупый советский чиновник, то против газовых разработок в 1963 году ополчился сам Никита Сергеевич Хрущев. Он направил в Президиум ЦК КПСС (так тогда называлось Политбюро) записку, в которой усомнился в целесообразности быстрого развития газовой промышленности, утверждая, что "природный газ надо беречь для потомков и использовать только на бытовые цели и для нужд химии". После этого на свет появилась строгая директива о приостановке всех работ по строительству газовых магистралей, поиску и разведке новых месторождений.

Однако против этого предложения выступил начальник Главгаза СССР Алексей Кириллович Кортунов. Он и еще четыре союзных министра оперативно направили Хрущеву записку, в которой доказывали недопустимость снижения темпов добычи газа, прикрываясь любимой идеей Никиты Сергеевича "догнать и перегнать Америку". "Антигазовой" директиве дали задний ход.

Леонид Ильич Брежнев в пику своему предшественнику решил делать упор на развитие углеводородной добычи в Сибири. И в октябре 1965-го впервые в советской истории появилось союзное Министерство газовой промышленности во главе с Кортуновым, близким соратником председателя Госплана Николая Константиновича Байбакова. Газовая отрасль развивалась на удивление быстро. В 1967 году советский газ начал поступать в Западную Европу, в 1969-м было подписано первое стратегическое соглашение о транзите и поставках газа с итальянским концерном ENI. Вслед за Италией крупнейшими получателями советского газа стали ФРГ, Австрия, не говоря уже о соцстранах. Так газ и нефть из Западной Сибири стали важнейшими факторами не только советской экономики, но и политики.

На волне этого энтузиазма в конце 1960-х началось освоение несметных газовых богатств Западной Сибири, нефтяные реки потекли несколькими годами ранее. При этом успешно реализовывались идеи Кортунова, выдвинутые им в 1966 году: строительство сверхдальних газопроводов из труб большого диаметра и создание сверхмощных газовых промыслов на базе скважин больших диаметров и полностью автоматизированных блочно-модульных технологических установок производительностью до 30 миллиардов кубометров в год.

Идеи министра Кортунова быстро реализовались при освоении крупнейших в мире газовых месторождений — Медвежьего, Юбилейного, Ямсовейского, Уренгойского, Ямбургского, Заполярного, Бованенковского. В короткие сроки добыча газа в Западной Сибири вышла на уровень 600 миллиардов кубометров в год, параллельно оперативно строили трубопроводы. В начале 1970-х стали осваивать гигантскую Надымскую газовую провинцию в Ямало-Ненецком АО. При строительстве газопровода Медвежье-Надым-Пунга впервые в мире использовались трубы большого диаметра (1 420 мм) при давлении 75 атмосфер. В сентябре 1972-го появилось и общесоюзное Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности во главе все с тем же Кортуновым.

Открытие колоссальных запасов нефти и газа в Западной Сибири сделало освоение этих суровых земель необратимым. Самотлор, Уренгой, Сургут, Надым, Нижневартовск — эти географические названия получили известность не только по всей стране, но и по всему миру. Земля оленеводов стала стремительно заселяться. С 1959-го по 1989 год население самых богатых нефтегазовых регионов, ЯНАО и ХМАО, увеличилось соответственно в восемь и десять раз. После сооружения в 1976 году нефтепровода Самотлор-Куйбышев (ныне Самара) нефть из Тюмени пошла в страны Центральной Европы по нефтепроводу "Дружба". На конец девяностых протяженность магистральных нефтепроводов только в Тюменской области составила 10 тысяч километров, а газопроводов — 26,5 тысячи.

До сих пор основная добыча углеводородов у нас в стране опирается на природные ресурсы именно Западной Сибири, с ее морозами, болотами и комарами. За счет экспорта нефти и газа одна лишь Тюменская область обеспечивает больше шестой части валютных поступлений сегодняшней России. Прибыльное дело соратников Ермака по добыче "мягкой рухляди" обернулось удивительным настоящим и непредсказуемым будущим "сибирских эмиратов".

 Познание закономерностей формирования элементного химического состава почв, аккумуляции в них элементов, способности отдавать последние растениям и водам — важная научная и практическая задача. Ее решение позволяет выяснить роль почв в поддержании природно обусловленного потока элементов в биосфере и противостоянии его антропогенному изменению, оценивать природные биогеохимические особенности территорий и особенно устойчивость их почвенного покрова к антропогенному воздействию. Полученная информация становится основой рекомендаций по улучшению снабжения биологически важными микроэлементами растений, животных и человека, а также защиты их от поллютантов, прежде всего от тяжелых металлов. Изучение элементного химического состава почв, растений и вод показало, что Западная Сибирь представляет сложный в биогеохимическом отношении регион. Здесь имеются обширные территории с пониженным и повышенным естественным содержанием макро- и микроэлементов в объектах природной среды. Они приурочены к различным природным зонам и геоморфологическим структурам и различаются между собой по составу и количеству элементов движущихся по пищевой цепи.

Актуальной задачей является детальное изучение геологического строения неокомского клиноформного комплекса Западной Сибири с целью выявления неантиклинальных ловушек углеводородов, зон с улучшенными фильтрационно-емкостными свойствами (ФЕС), корреляции пластов-коллекторов и гидродинамических экранов в межскважинном пространстве, обоснования межфлюидных контактов как основы для цифрового геологического моделирования продуктивных отложений и подсчета запасов.

Актуальность изучения неокомской толщи определяется тем обстоятельством, что она является основным нефтегазоносным комплексом (НГК) Западной Сибири, в котором добывается большая часть углеводородов. Согласно современным оценкам этот комплекс остается в значительной степени недоразведанным. При определении пространственного положения и ФЕС литологических ловушек в сложнопостроенном неокомском комплексе основными контролирующими факторами являются фациальные и палеогеоморфологические условия формирования песчаных тел-коллекторов.

Важным моментом в понимании геологического строения неокомского НГК стало разделение его на шельфовые и глубоководные ачимовские отложения. Клиноформное строение ачимовской толщи является практически общепризнанным, поэтому для корректного моделирования резервуаров фундаментальной задачей является корреляция разрезов скважин и прогнозирование зон распространения коллектора, основанная на данных сейсморазведки. Развитие и совершенствование технологии МОГТ-3Д, а именно, улучшение качества полевых материалов, методов обработки и применение специальных методик их интерпретации и визуализации увеличивает пространственную разрешающую способность сейсмических исследований. В результате этого удается выделять отдельные циклы осадконакопления не только в ачимовском комплексе, но и в шельфовых пластах, детализируя их геологическое строение, что становится особенно важным на этапе промышленной разработки месторождения.

Соседние файлы в папке мо - копия