Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СГУ / Контрольные / 3курс / 5семестр / мед услуг контрИМ.rtf
Скачиваний:
24
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
281.92 Кб
Скачать

2.Юридические лица как субъекты правоотношений по оказанию медицинских услуг.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.1

В зависимости от целей деятельности, закон выделяет следующие виды юридических лиц:

1) коммерческие - основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (их перечень в законе исчерпывающий):

а) хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью);

б) хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере);

в) производственные кооперативы;

г) унитарные предприятия;

2) некоммерческие - не имеют своей целью извлечение прибыли (примерный перечень в законе):

а) религиозные и общественные объединения;

б) фонды;

в) потребительские кооперативы;

г) товарищества собственников жилья;

д) учреждения;

е) ассоциации и союзы юридических лиц и др2.

Исполнителем медицинских услуг являются медицинские предприятия, организации и учреждения, основан­ные на любой форме собственности, а также медицинские учебные заведе­ния, которые в соответствии с устава­ми и положениями имеют право ока­зывать медицинскую помощь; индиви­дуальные предприниматели, имеющие специальное медицинское образование, а также разрешение органов здраво­охранения на занятие врачебной прак­тикой; иностранные юридические лица или иностранные граждане, получив­шие право на занятие медицинской деятельностью.

Для классификации медицинских учреждений можно использовать раз­ные критерии:

  • форма оказания медицинской по­мощи: амбулаторно-поликлинические учреждения, больницы, диспансеры;

  • степень интеграции или специа­лизации видов медицинской деятель­ности: поликлинические учреждения, профильные (терапевтические, хирур­гические, педиатрические и т.п.) и уз­коспециализированные (ожоговые, ге­матологические, кардиологические и т.п.) медицинские учреждения;

  • основной вид медицинской дея­тельности: учреждения первичной медицинской помощи, скорой и нео­тложной медицинской помощи, учреж­дения переливания крови, санаторно-курортные учреждения, учреждения паллиативной помощи (хосписы) и т.д.;

  • особый тип лечебных учрежде­ний: лепрозории;

  • особый (чрезвычайный) характер деятельности (например, центр меди­цины катастроф);

  • территориальный или производ­ственный принцип организации обслу­живания граждан: здравпункты, мед­санчасти, участковые, сельские, рай­онные, городские, региональные, меж­республиканские (межобластные), все­российские и т.п. учреждения.

Кроме того, медицинские учрежде­ния могут дифференцироваться по категориям в зависимости от сте­пени сложности, новизны и неординар­ности применяемых в диагностическом и лечебном процессе технологий (на­пример, научно-исследовательские ин­ституты, клинические больницы)1.

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федераль­ного закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) медицинс­кая деятельность подлежит лицензи­рованию2. Исходя из этого, несколько слов хотелось бы сказать об органах управления здравоохранения на фе­деральном уровне — Министерство здравоохранения России, на регио­нальном — органы управления субъек­тов Федерации (например, Департа­мент здравоохранения администрации Самарской области), на муниципаль­ном — органы управления здравоох­ранения муниципальных образований (например, Управление здравоохране­ния администрации г. Самары), кото­рые образуют, как, на мой взгляд, точ­но отметил И.Ю. Григорьев, "каркас системы здравоохранения РФ, кото­рый устоял перед разрушительной силой экономических реформ, но при­вел к затяжному кризису отрасли и препятствует ее дальнейшему раз­витию в рыночных условиях"1. Такие выводы И.Ю. Григорьева обоснованы тем, что организации, предприятия и учреждения, осуществляющие ме­дицинскую деятельность, лишены са­мостоятельности, что противоречит здравому смыслу и принципу демок­ратии.

Одно из полномочий данных орга­нов — лицензирование отдельных ви­дов деятельности в соответствии с за­конодательством Российской Федера­ции.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

Статья 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан предъявляет специаль­ные требования к медицинским работ­никам, работающим в организациях, на предприятиях и в учреждениях, осуществляющих медицинскую дея­тельность: право на занятие медицин­ской и фармацевтической деятельно­стью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или сред­нее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное зна­ние, а также сертификат специалиста и лицензию.

Лицензия выдается на определен­ный вид деятельности на основании сертификата специалиста. Таким об­разом, квалификация специалиста-медика, подтвержденная сертификатом, и лицензия на определенный вид деятельности предприятия, организа­ции, учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, взаимо­связаны.

По своему содержанию медицинс­кие услуги сложны, поэтому правоот­ношения по оказанию медицинских услуг следует детализировать, счита­ет А.В. Тихомиров, обосновывая это тем, что непосредственно медицинскую помощь, т.е. совокупность нужных в конкретном случае профессиональ­ных действий, осуществляет медицин­ский работник. Он ее оказывает, по­этому субъектом оказания медицинс­кой помощи является именно медицин­ский работник.

Но для того, чтобы медицинский работник имел возможность осуществ­лять соответствующие профессиональ­ные действия, нужно, чтобы у него под рукой находилось все необходимое для оказания медицинской помощи: поме­щения и оборудование санитарно и технически благополучны, аппара­тура в состоянии готовности к исполь­зованию, инструментарий и расходный материал должны быть стерильными.

Медицинскому работнику не при­ходится заботиться о наличии меди­каментов, средств для дачи наркоза, питания пациентов, оплаты счетов за электроэнергию, отопление, водо­снабжение места его профессиональ­ной деятельности.

Нужды производственного процес­са и потребности медицинского работ­ника и пациентов обеспечивает та организация, сотрудником которой он является.

Таким образом, организация, осу­ществляющая медицинскую деятель­ность, предоставляет пациенту меди­цинскую помощь, которую оказывают медицинские работники, то есть ме­дицинский работник является субъек­том оказания медицинской помощи, а организация, с которой он связан трудовыми отношениями, и является субъектом ее предоставления1.

Такое деление А.В. Тихомиров вво­дит для определения правовой грани­цы ответственности медицинского ра­ботника и организации.

На мой взгляд, третьим лицом мо­жет быть любое физическое лицо, в интересах которого заключается до­говор, согласно ст. 430 ГК РФ. При этом физическое лицо может быть малолет­ним, т.е. по общему правилу недеес­пособным, а также гражданином, при­знанным недееспособным и ограничен­но дееспособным, злоупотребляющим спиртными напитками или наркоти­ческими веществами.

В литературе существуют другие мнения, например, В.Н. Соловьев к третьим лицам причисляет медицин­ские учреждения, не являющиеся ис­полнителем по договору, например консультирование или выполнение отдельных диагностических меропри­ятий в другом медицинском учрежде­нии по направлению медицинского учреждения — исполнителя услуги, сестринский уход после оперативного вмешательства и т.д.

Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, испол­нение обязательства может быть воз­ложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его суще­ства не вытекает обязанность долж­ника исполнить обязательство лично. В соответствии со ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором воз­мездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Однако, оценивая ситуацию, когда исполнитель, не имея возможности оказать медицинскую услугу в полном объеме, направляет пациента в дру­гое медицинское учреждение для вы­полнения отдельных медицинских ме­роприятий, а заказчик производит оплату непосредственным исполните­лям, можно сказать, что предмет обя­зательства неделим (комплексный ха­рактер медицинской услуги) и дей­ствия исполнителя услуги и третьего лица нацелены на единый результат. То обстоятельство, что заказчик за услуги оплачивает отдельную цену третьему лицу, само по себе еще не свидетельствует о самостоятельной природе этого обязательства, так как определяющим моментом является ха­рактеристика предмета услуги, а не техника расчетов.

Определенная специфика в приме­нении правил об участии третьих лиц в исполнении обязательства по оказа­нию медицинских услуг обусловлена смешанным характером договора.

Ответственность перед пациентом за ненадлежащее исполнение или не­исполнение услуг в результате дей­ствий третьих лиц несет исполнитель1.

Не следует забывать и такого субъекта, принимающего участие в осуществлении медицинской дея­тельности, как страховая медицинская организация. Страховая медицинская организация не входит в систему здра­воохранения. При этом именно она заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицин­ской помощи, контролирует объем, сроки и качество медицинской помо­щи и защищает интересы застрахо­ванных граждан. Страховая медицин­ская организация несет правовую и материальную ответственность пе­ред застрахованной стороной или страхователем. Страховую медицинс­кую компанию нельзя считать заказ­чиком, так как страховая компания при заключении договоров руковод­ствуется Программой государственных гарантий обеспечения граждан Рос­сийской Федерации бесплатной меди­цинской помощью и заключать дого­вор на оказание медицинской помощи в уменьшенном объеме не может. За­конодатель не предусматривает тако­го права страховой медицинской ком­пании, как увеличение объема меди­цинских услуг.

Таким образом, третьим лицом мо­жет быть физическое лицо, по отно­шению которого был заключен договор на оказание медицинских услуг, либо юридическое лицо или предпринима­тель без образования юридического лица, к которому по направлению был направлен пациент, а также страховая медицинская компания, осуществляю­щая оплату медицинских услуг и кон­тролирующая объем, качество и сроки осуществления медицинских услуг.

Заинтересованное лицо. Не следу­ет забывать еще одних субъектов, ко­торых нельзя назвать ни заказчиком, ни исполнителем. Их особое участие предусмотрено законодательством и определяется наличием правовой связи с пациентом. Заинтересован­ность таких лиц возникает из резуль­тата оказанной медицинской услуги и влияет на права и обязанности за­интересованного лица:

  • статья 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает по­лучение согласия супруга на искусст­венное оплодотворение и имплантацию эмбриона женщине, состоящей в браке;

  • статья 51 Семейного кодекса Рос­сийской Федерации предусматривает получение согласия супругов и сур­рогатной матери на имплантацию эм­бриона в целях его вынашивания1.

Подводя итог вышесказанному, оче­видно, что медицина в современном мире играет исключительную роль в жизни человека и общества. Трудно найти человека, который совсем не сталкивался бы с ней, впервые встре­чаясь при рождении и не расставаясь вплоть до смерти. В Российской Фе­дерации существует достаточно слож­ная и многогранная система осуществ­ления медицинской деятельности.

Субъекты медицинской деятельно­сти характеризуются спецификой их прав и обязанностей. Отсутствие сво­да законов об осуществлении медицин­ской деятельности, создает сложнос­ти в реализации прав всех субъектов правоотношений. Назрела необходи­мость разработки и принятия целой группы норм осуществления медицин­ской деятельности.