Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аннотации архив / Давиденко Александр Александрович родился в Одессе

.docx
Скачиваний:
121
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
20.02 Кб
Скачать

Давиденко Александр Александрович родился в Одессе. О его родителях, умерших совсем молодыми, известно очень немного. Мальчик был предоставлен самому себе. Вечно голодный, Шура проводил большую часть времени на улицах Одессы, в порту; с грузчиками и матросами. Именно трудовой люд станет главным героем его произведений. Постоянные нужда и лишения, вероятно, были главной причиной, побудившей родственников отдать Шуру в духовное училище.

В 1919 году Давиденко - в рядах Красной Армии. Демобилизовавшись из армии в 1921 году, юноша начинает заниматься в Харьковском музыкальном институте, одновременно работая санитаром на железной дороге. Но недолго длится учеба в Харькове – в 1922 году Давиденко уже в Москве. Здесь он поступает в консерваторию ( класс композиции Р. М. Глиэра) и одновременно в Хоровую академию, где учится у А. Д. Кастальского.

1925 год. В Московской консерватории – конкурс на лучшее музыкальное произведение памяти В. И. Ленина. Давиденко исполняет музыкальный плакат «Про Ленина» - это было первое произведение, обратившее на себя внимание необычностью замысла, стилистической свежестью и талантливостью.

Конкурс и выступление на нем Давиденко послужили началом организации «Производственного коллектива» студентов – композиторов Московской консерватории (сокращенно – «Проколл»). Этот молодежный кружек возник по инициативе Давиденко и его ближайших товарищей – Б. Шехтера и В. Белого. Среди участников коллектива были М. Коваль, В. Фере, Н. Чемберджи, Г. Брук, З. Левина, Д. Кабалевский, А. Хачатурян и др.

Наиболее крупной коллективной работой кружка была оратория «Путь Октября» (1927).

Коллективной работой кружка явился сборник «Песни каторги и ссылки» - обработка ряда известнейших революционных песен для голоса (хора) с сопровождением для фортепиано.

В творческом наследии Давиденко мы не найдем произведений инструментальной музыки. Его привлекали исключительно вокальные жанры, более всего песня, хор, оратория, опера. В песнях и хорах Давиденко нашли свое отражение события революционного прошлого России, тематика гражданской войны и социалистического строительства. Уже говорилось о том, что героем произведений почти всегда является народ – угнетенный и страдающий, гневно протестующий и подымающийся на борьбу, наконец, торжествующий победу и строящий новую жизнь.

Песни:

«Конной Буденного» (стихи Н. Асеева), «Первая конная» (стихи Н. Асеева), «Нас побить, побить хотели» (стихи Д. Бедного), «Песня о наркоме и его друзьях» (стихи А. Жарова), «Все мы теперь краснофлотцы» (стихи А. Жарова), «Пулемет Максим» (стихи М. Голодного), « Песня о героях» (стихи Н. Владимирского), «Первомайская пионерская» (стихи Д. Алтаузена), «Маленький барабанщик» ( обработка немецкой революционной песни).

Хоры:

«Море яростно стонало» ( написанный на слова известной революционной песни), «Бурлаки» (стихи Н. Некрасова), «Улица волнуется» (текст И. Грузинова), «Подъем вагона» (из не оконченной оперы «1919 год» на текст И. Исполнева).

В 1933 году Давиденко совместно с Б. Шекером заканчивает оперу «1905 год»

Эдиет Петр (даты жизни не сообщаются) – участник молодежных революционных кружков 1905 г. Печатался в газете «Новая жизнь», участвовал в составлении сборника «Песни революции».

В период мировой войны служил в Балтийском флоте, в 1917 участвовал в работе Кронштадтского Совета рабочих и солдатских депутатов. Стихи не собраны. Видимо погиб в эпоху Гражданской войны – возможно, во время Кронштадтского мятежа.

Оратория «Путь Октября» (1927). Произведение создавалось к десятой годовщине Октябрьской революции. Написанная для хора и солистов с участием фортепьяно, трубы, гармоники и ансамбля ударных инструментов. Состоит из трех «звеньев». Первое «звено» посвящено 1905 году; второе – 1917–му; третье – десятилетию 1917 – 1927 годов. В сочинении принимали участие почти все проколловцы.

«Музыкальное действие» (так назван был «Путь октября») представляет собой своеобразный «монтаж» из песен, хоров и ритмической декламации на тексты М. Горького, В Маяковского, А Блока, Н Асеева и других поэтов.

Хор «На десятой версте от столицы» - это рассказ о том, как на братскую могилу жертв, Кровавого воскресенья (9 января 1905 года) приходят товарищи погибших.

В основу содержания хора положен текст известной песни эпохи первой русской революции.

Чтобы усилить драматизм, выразительность сурового и печального рассказа, Давиденко прибегает к различным приемам. Во-первых, использован не весь текст стихотворения – четыре куплета из одиннадцати, тем самым заострил и сконцентрировал напряженность содержания. Кроме того, он вообще отказывается от самого принципа куплетности. Драматическая выразительность и возможности для динамизации материала, у трехчастной формы более значительны, нежели у куплетной. Во – вторых, этому способствует активное применение полифонических приемов – подголосочных ( в крайних частях) и имитационных (фугато в среднем разделе). В – третьих, оттолкнувшись от начальной интонации революционной песни, Давиденко усиливает ее интервально, ладово и ритмически.

Первая часть - начинается и заканчивается с двух фортепьянных аккордов с форшлагом напоминающих крик птиц.

Первый раздел хора, представляет собой развернутый период (двадцать два такта), использует лишь один куплет текста. Расширение последней фразы объясняется включением имитационных элементов.

И внедрением внутрь периода трехтактового вокализа (т.е. без текстовый фрагмент).

Четыре фразы периода, в своих кадансах приходят в шестую, третью, вторую ступень основной тональности произведения - ми бемоль минор.

Лишь последняя – пятая – кончается тоникой.

В начале второй части мы видим две пары секвенционно развивающихся вопросо-ответных предложений.

В конце последнего звучит DD.Безусловно, что данный аккорд призван подчеркнуть в конце фразы, весь ее ужасающий смысл («Мертвецы приютилися счетом девяносто рогожных мешков» и одновременно заострить напряженнось ожидания последующего.

На смену повествовательному характеру, приходит активное движение. Тема проходит в фортепианной партии (на «р») с доминантового тона тональности ми минор. Вступления голосов здесь подаются в сексту.

Полифоническое изложение резко сменяется - гомофонным. Мощный хоровой возглас в октавный унисон своим внезапным появлением «пересекают» эту первую волну фугато.

Далее фугато дается в совместном звучании хора и фортепиано,

ее течение прерывается в аналогичном месте гармонической фактурой. Данный эпизод – кульминация всего произведения.

Можно обратить внимание на тот факт, что на протяжении всего произведения Давиденко использует натуральный минор и натуральную доминанту. Стремится избежать автентических кадансов, заменяя их на плагальные. Но мы здесь видим гармоническую доминанту. С ее помощью кульминация многократно возрастает, и данные аккорды совершенно естественно становятся вершинной точкой кульминации.

Кроме этого кульминация подчеркнута высокой тесситурой и громкой динамикой(ff). Мощный возглас всего хора прерывается трагическим вскриком – стоном одинокого женского голоса.

В третьей части (реприза) возвращается тема первого раздела, но в музыке слышится не смирение, а решимость отомстить за погибших. О чем говорит более развернутая фактура инструментального сопровождения.

Третья часть заканчивается дополнением «Отомстить! Отомстить!». Заключительное «Отомстить!» звучит на «рр», но с неизменной напряженностью.

Произведение написано для четырехголосного хора.

Диапазон хоровых партий:

В тесситурном плане произведение написано очень удобно.

Если говорить о степени сложности каждой отдельной партии в интонационном плане, то следует отметить,что они также поставлены в одинаковые условия. Трудности могут возникнуть во второй части, при пении хроматических ходов и скачков:

Что же касается крайних частей, то трудностью станет продолжительное пение на одном звуке:

Что касается звуковедения, то оно не всегда будет одинаково, в связи со сменой образа и для достижения определенного изобразительного эффекта.

Основной тип звуковедения – legato – непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию. Особенно сложно петь legato партиям Альта и Тенора, так как в их мелодическом рисунке очень часто встречается пение на одном звуке.

Для того, чтобы преодолеть пение по слогам и добиться именно связного пения, надо объяснить хору, что петь следует не ноты, а смысл, то есть делать фразировку, стремится к значимым словам внутри фразы, предложения, части.

Что касается marcato,

которое встречается в кульминации. Четкие снятия по руке дирижера.

Работа над словом и вокалом всегда тесно связна с работой над дыханием. Для исполнения этого произведения необходимо смешанное – цепное и общехоровое дыхание.

Общехоровое дыхание используется при окончании мысли, раздела, либо в том месте, где требуется резкий контраст в характере:

При интонировании альтерированных ступеней необходимо четко представлять ладовые тяготения.

Скачки должны исполнятся предельно точно, для этого необходимо «предслышать» их внутренним слухом и только потом исполнять. При нисходяших скачках важно не потерять высокую позицию звука.

В вертикале - сложностью являются аккорды, включающее в себя секунду, возникающие вследствие использования полифонической фактуры.

Секунда должна четко прослушиваться в общем звучании хора.