Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аннотации архив / Гречанинов Але.docx
Скачиваний:
181
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
52.8 Кб
Скачать

Гречанинов Александр Тихонович

(13 (25) октября1864, Калуга — 3 января 1956, Нью-Йорк) — русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении — поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».

Биография

Александр Гречанинов родился в Калуге, вкупеческойсемье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись вгимназиивсего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своейавтобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее»фортепиановпервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал толькооркестрионигитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», былаектения.

«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, асентиментальныемещанскиеромансывроде„Над серебряной рекой, на златом песочке“ или „Под вечер осенью ненастной“. У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, „дьячил“, как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняяобеднябыли обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже былсолистом. Потом я стал петь и в церкви наклиросе(в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса…»

— ( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в1881 годуГречанинов поступил вМосковскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано — уНиколая Кашкина, по классу контрапункта — сначала уЛарошаиГуберта, а затем — уСергея Танеева, который, приметив у молодогостудентасклонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихиЛермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

В 1890 годуГречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классуВасилия Сафонова, тогдашнего директора — и для продолжения обучения композиции — переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора ипедагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в1893 годуПетербургскую Консерваториюпо классу композиции Римского-Корсакова экзаменационнойкантатой«Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся вМоскву, где преподавал в музыкальнойшколе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хоромв частной школе Т. Л. Беркман.