Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аннотации архив / Виктор Калинников родился в 1870 году в селе Воин Орловской губернии

.docx
Скачиваний:
168
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
22.74 Кб
Скачать

В. Калинников

«На старом кургане»

Виктор Калинников (1870-1927гг.) вошел в историю хоровой культуры как композитор, педагог и общественный деятель. Окончив музыкально- драматическое училище Московского филармонического общества в 1896 году по классу композиции (у Ильинского, Кругликова, Бларамбергера) и гобоя. Виктор Калинников остался преподавать музыкально-теоретические предметы в этом учереждении. Он вел хоровое пение, сольфеджио в Сенодальном училище и в городских училищах Москвы, занимался дирижерской деятельностью - руководил оркестром Московского художественного театра, оркестром Высшего технического училища, выступал с хорами в концертах Московской консерватории.

Принимает активное участие в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, составляя и редактируя различные сборники народных песен и дирижируя хором в концертах, организуемых этой комиссией. После Октябрьской революции он является постоянным сотрудником репертуарно-издательской секции Музыкального отдела Пролеткульта и музыкальной комиссии по детскому образованию и воспитанию при театрально-музыкальной секции московского Совета рабочих депутатов. Последние пять лет жизни (1922-1927) Виктор Калинников - профессор теории музыки в Московской консерватории.

Музыкальное наследие Виктора Калинникова невелико. Видимо, его интенсивная педагогическая и исполнительская деятельность не оставляла ему досуга для творчества. Хоровое творчество Калинникова охватывает в основном первое десятилетие 20 века.

Им написано: 15 хоров a capella: "Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина "Зима" - сл. Е.Баратынского "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева "На старом кургане" - сл. И. Никитина "Утром зорька" - сл. А. Скитальца "Кондор" - сл. И. Бунина "Жаворонок" - сл. В. Жуковского "Проходит лето" "Спесь" - сл. А. Толстого

"У приказных ворот" - сл. А. Толстого "Лес" - сл. А. Кольцова ;

Среди духовных сочинений:

«Камо пойду от Духа Твоего»

Литурия

Ныне отпущаеши

Детские песни с фортепьяно («Журавль», «Котик», «Тень-потетень», «Курочка и петушок», «Солнышко», «Жавороночек», «Мальчик» (на собственный текст); обработки русских народных песен ("Ты взойди, солнце красное", "У ворот батюшкиных", "Эй, ухнем", "Вниз по матушке по Волге", "Заиграй, моя волынка") и революционных песен ("Интернационал", "Марсельеза") для смешанного хора a capella; хоровые переложения ("Рыцарский романс" Глинки, "Песня темного леса", "Море", "Спящая княжна" Бородина и др.).

Список авторов, на стихи которых писал Калинников, очень разнообразен: два стихотворения Пушкина, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, А. Федоров, Н. Соколов, А. Толстой. По-видимому, Калинников не имел излюбленного поэта, и его интересовал, главным образом, определенный характер стихотворения.

Никитин Иван Саввич (1824–1861), русский поэт, прозаик.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834–1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839–1843; отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А.В.Кольцов. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т.п.).

После первой публикации (стих. Русь – «Под большим шатром / Голубых небес...», 1853) сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва, среди участников которого были будущие душеприказчик, биограф и редактор поэта М.Ф.Де-Пуле и издатель его сочинений А.Р.Михайлов.

В 1856 вышел его первый сборник Стихотворения, вызвавший как одобрительные, так и резкие (за «несамостоятельность» – Н.Г.Чернышевский в журнале «Современник») отзывы критики.

Стремясь поэтизировать «непоэтичный» материал реальной жизни простолюдинов, Никитин начинает ориентироваться на лирику Н.А.Некрасова с ярко выраженным повествовательным началом, разговорно-бытовой лексикой, пестротой персонажей деревенского «дна» – бобылей, бедняков, обездоленных (Рассказ крестьянки, 1854; Бурлак, оба 1854; Уличная встреча, 1855; Рассказ моего знакомого, 1856), заостряя внимание на драмах повседневности – изменах, убийствах, корыстных обманах и т.п. (нередко в жанре песни – Ссора, Измена, обе 1854; Отвяжися, тоска..., 1855).

По словам критика А.М.Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.

В начале 1860-х годов Никитин открывает в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие одним из культурных центров города. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в лирике поэта отчетливо звучат гражданственно-публицистические и гневные социально-критические ноты (Соха, Бесталанная доля, Медленно движется время..., Опять знакомые виденья, Хозяин, Тяжкий крест несем мы, братья..., Падет презренное тиранство... и т.п., распространявшиеся нелегально и впервые опубл. в 1906).

В 1858–1860 Никитин работал над повестью Дневник семинариста, предвосхитившей Очерки бурсы Н.Г.Помяловского. В 1861 – один из учредителей в Воронеже воскресной школы, Общества распространения грамотности. Последние месяцы жизни поэта окрашены трагически-светлой, взаимной и неосуществленной любовью, поисками утешения и опоры в писаниях православного подвижника Тихона Задонского.

На слова Никитина, одного из ярчайших русских крестьянских поэтов, преемника Кольцова, литературного учителя И.З.Сурикова, С.Д.Дрожжина и других художников-самородков, развивавшихся в русле некрасовской школы, написано более 60 романсов и песен, в т.ч. композиторами В.С.Калинниковым (На старом кургане), Э.Ф.Направником (Русь), Н.А.Римским-Корсаковым (Встреча зимы). Ряд стихов Никитина, положенных на музыку, стали популярными народными песнями (Песня бобыля на музыку С.Монюшко – «Богачу-дураку / И с казной не спится; / Бобыль гол как сокол, / Поет – веселится...»; Ухарь-купец – «Ехал из ярмарки ухарь-купец...», обе 1858). Тип сильного русского характера, намеченный здесь, поддержан героем поэмы Никитина Тарас (1861), предвосхищающей основные мотивы поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо.

Умер Никитин в Воронеже 16 (28) октября 1861.

« На старом кургане»

В свое время это был популярнейший романс Василия Сергеевича (брата Виктора Сергеевича), особенно среди молодежи, которая усматривала в стихотворении аллегорическое изображение угнетенных тяжелой действительностью прогрессивных сил России.

Философско-гражданская тематика стихотворения выражена И. Никитиным в аллегорическом образе терзающегося в неволе, рвущегося к свободе и гибнущего в борьбе с действительностью сокола (борца народа), а также в образах вечно живой природы.

В произведении Виктора Калинникова эти поэтические образы получили еще более глубокое художественное решение средствами музыкально-хорового искусства.

Хор написан для четырехголосного смешанного состава, в трехчастной форме в темпе Andante(умеренно, шагом).

В первой части хора имитационные вступления партий увеличивают протяженность мелодии, создают впечатление долгого ее развития. Удлиненные фразы без общего дыхания, спокойный темп, ми минор и динамика (р- рр) углубляют содержание текста, подчеркивают длительность тысячелетней неволи и безысходность положения узника- борца(сокола).

Способствуют раскрытию художественного образа и вокально - хоровые тембровые краски хоровой партитуры. Нисходящая мелодия у басов на фоне выдержанных октавных звуков в унисон у сопрано и теноров носит мрачный, суровый характер.

Этот характер суровой скорби усиливается, становится объемнее при повторном проведении темы вторыми басами, в октаву с первыми тенорами,

В этих сочетаниях голосов слышится ужасающая уверенность в неизменности, вечности заточения узника. И в то же время это звучание в сочетании с поэтическим текстом - «Сидит он уж тысячу лет» вызывает внутренний протест против тирании и не справедливости.

Приведенное же далее, поочередно в трех партий (альта, тенора и сопрано) еще пять раз фраза- «Все нет ему воли» - рождает чувство сострадания, желание помочь пленнику, изменить существующее положение.

Однако короткие реплики басов, и альтов - « Нет ему воли»- и последний тонический аккорд на pp и фермата у всего хора как бы утверждают безысходность положения неволи пленника.

Вторая часть, ярко контрастирующая по музыкальному материалу с крайними частями (изложение - гармоническое). Она включает кульминацию произведения. Начинается в темпе Allegro (скоро), на нюансе mf октавным унисоном всего хора, звучащим как призыв к свободе.

Важная роль в раскрытии музыкально- поэтического образа в этом постоении принадлежит партии басов. Их мужественная, энергичная тема проводится дважды, олицетворяя решимость пленника-героя к смертной схватке с жизнью за свободу.

В кульминации хора (на секстаккорде второй низкой ступени ми минора) на фоне ff у всего хора как вопль душевной и телесной боли, вырывается яркое сопрановое звучание. Нисходящее поступенное движение мелодии половинными акщентированными длительностями, постепенное ослабление динамики до р и замедление темпа (sempre rit)- все эти музыкально- хоровые средства выразительности создают вместе с поэтическим текстом-«Каплями кровь из груди вытекает» зримую картину скатывающихся капель крови- гибеля героя за свободу.

Далее в музыке глубоко выразительная пауза - как минута молчания всего хора на целом шестидольном такте с ферматой, как дань уважения к памяти погибших в борьбе за свободу.

Но жизнь, а значит, и борьба продолжается. Об этом говорит композитор, выделяя последние две строчки стихотворения: «Летят в синеве облака, а степь широка, широка», в отдельное построение - укороченную третью часть: репризу.

Третья часть (заключение) построена на теме первой части. Мелодия проходит имитационно у верхних голосов с начало у сопрано затем у теноров, рождая светлые образы природы.

Хор на нюансе p, в темпе первой части, замедляющемся в конце произведения(rit. sempre), звучит спокойно, широко, вселяя надежду и уверенность в грядущие победы справедливости и красоты на земле.

Диапазон партий:

Использование удобного диапазона партий с частым включением примарных тонов голосов, придает естественность и благородство звучанию хора.