Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы_1 / европа / США / 54. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта..doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
99.33 Кб
Скачать

6 Июня был принят Закон о создании федеральной службы за­нятости. 13 июня конгресс одобрил Закон о рефинансировании задолженности по жилищному кредиту.

Особое место в серии реформ, осуществленных новым правительством, отводилось отмене «сухого закона». XXI поправка к конституции, официально отменившая сухой закон была ратифицирована в декабре 1933 г. Свободная продажа алкогольных напитков, обложенных весьма большим федеральным налогом, обеспечила поступление в казну значительных дополнительных средств.

Одним из самых крупных социальных завоеваний Нового Курса стал Национальный закон о трудовых отношениях, или закон Вагнера, вступивший силу 5 июля 1935 г. В этом наиболее радикальном законе Нового курса положения о правах рабочих получили принципиально иное толкование по сравнению тем, как они трактовались в НИРА. Закон Вагнера не только декларировал права рабочих на организацию и на коллективный договор, но и гарантировал им право на вступление в избранный ими профсо­юз и на заключение с ним коллективного договора. Таким образом, правительство легализовало принцип «закрытого цеха» как высшей формы профсоюзных гарантий.

Важным нововведением закона Вагнера было существенное ограничение предпринимательских прерогатив. Отныне правительственные органы должны были пресекать такие виды «нечестной трудовой практики» предпринимателей, как преследование рабочих за участие в профсоюзном движении, создание компанейских профсоюзов, отказ от переговоров с выборными представителями рабочих по вопросам заключения коллективною договора. Закон закрепил также право рабочих на стачку и пикетирование. Контроль за осуществлением всех положений нового закона был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого были обязательны для предпринимателей и могли оспариваться ими только через суд. В 1935 г. в результате раскола в руководстве АФТ (Американской федерации труда) образовалось новое профсоюзное объединение – Конгресс производственных профсоюзов (КПП).

Другой важной социальной реформой второго этапа Нового курса было приня­тие в августе 1935 г. первого в истории федерального закона о социальном страховании. Он вводил страхование двух типов - систему пенсий по старости и пособие по безработице. Нормы пенсионного об­еспечения были едиными для всей страны а его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимате­лей и рабочих. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе. Конгресс устанавливал лишь порядок создания страхового фонда и нормы налогообложения предпринимателей, а круг получателей пособий, разме­ры и сроки их выплат определялись зако­нодательством штатов. Недостатком закона о социальном страховании было то, распространялся только на рабо­чих относительно крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих, занятых в торговле, сфере обслуживания и в сельском хозяйстве Тем не менее, наряду с законом Вагнера, он стал крупной вехой в исто­рии либерального социального законодательст­ва в США.

В апреле 1938 были выделены новые крупные ассигнования в размере 5 млрд. долл. на проведение общественных работ для безработных. Это позволило вновь довести число занятых на них рабочих до 3,5 млн. человек. Наконец, в июне 1938 г. после упорной борьбы сторонникам Рузвельта удалось провести через конгресс Акт о справедливых условиях труда, который запретил применение труда детей до 14 лет и установил единые для всей страны нормы минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочей недели. Установленные в 1938 г. Hopмы минимальной заработной платы (25 центов в час) и продолжительности рабочей недели (44 часа) предусматривалось пересмотреть в более благоприятном для рабочих направлении в последующие годы.

В 1939 г. правительство Рузвельта добилось даже некоторого дальнейшего расширения либерального соци­ального законодательства. Оно провело через конгресс ряд важных поправок к за­кону о социальном страховании. Прежде всего, установленный по закону 1935 г. Срок начала выплат пенсий по старости после создания достаточного страхового фонда был перенесен с января 1942 г. на январь 1940 г. Кроме того, в случае смер­ти пенсионера право на получение пенсии предоставлялось его вдове и несовершен­нолетним детям, а также другим нетрудос­пособным членам семьи, находившимся на его иждивении. Тем самым были сде­ланы первые шаги к введению новой фор­мы страхования - страхования на случай потери кормильца. Система страхования по безработице была распространена еще на 200 тыс. человек. Наконец, была увели­чена доля участия федерального прави­тельства в финансировании помощи нуж­дающимся нетрудоспособным гражданам, не охваченным системой социального страхования, что находилось в компетен­ции властей штатов.

Вывод. В целом Рузвельту удалось не только существенным образом обновить либерализм на основе его социал-демократизации, но и добиться реальных успехов в практическом воплощении новых идей. Преодолевая сомнения, используя смелые эксперименты, Рузвельт не побоялся спасать и улучшать американский капитализм при помощи тех мер, которые традиционно ассоциировались с социализмом. Вместе с тем благодаря поразительной политической интуиции он воспринял из социализма ровно столько, сколько понадобилось для реанимации, но не сокрушения американской системы. По прошествии времени можно утверждать, что Рузвельт справился с вызовом, брошенным капитализму марксизмом, но сделал это в высшей степени цивилизованно, на основе интеллектуального Рузвельт доказал словом и делом, что альтернатива капитализм или социализм являлась по сути ложной, что их идеалы могли быть скрещены и что общество благодаря умелой социальной инженерии вполне могло избежать, казалось бы, неминуемых катастроф, гражданских войн, кровавых революций (В.В. Согрин).

Внешняя политика США в период президентства Рузвельта. «Новый курс» Рузвельта не ограничился реформами, имевшими сугубо внутреннее экономическое и социальное значение. Не менее серьезные проблемы стояли пе­ред американским правительством и в области международной политики. Экономический кризис 1929-1933 гг. затронул в той или иной степени все капиталистические страны. Наиболее серьезным последствием этого кризиса стало обострение борьбы между ведущими империалистическими державами за рынки сбыта товарной продукции, за источники сырья и сферы при­быльного вложения капитала.

Две крупные империалистические державы - Япония на Дальнем Востоке и Германия на Европейском континенте - не скрывали, что их целью был новый передел мира, отвечающий их политическим, военным и экономическим интересам». Япо­ния к этому времени уже оккупировала часть территории Китая. В условиях потенциально взрывоопасной международной обста­новки правительство Рузвельта пришло к выводу о необходимос­ти укрепления позиций США в этом регионе. Сохранение официального нейтралитета было признано наиболее адекватно от­вечающим этой задаче. После обострения международной обстановки в регионе Золотого Рога и нападения Италии на Абиссинию (Эфиопию) Конгресс США принял в 1935 г. Закон о нейтралитете. Он запрещал поставку оружия воюющим странам, а в 1936 г. запрет был распространен и на предоставление им кредитов.

5 октября 1937 г. в речи в Чикаго президент Рузвельт призвал к установлению «карантина» вокруг агрессоров. Значительно усилились военные приготовления США. В июне 1939 г. Рузвельт предложил пересмотреть законодательство о нейтралитете, но Конгресс его не поддержал. В США были сильны две группы изоляционистов: 1)империалистический изоляционизм: сенаторы Роберт Тафт, Артур Ванденберг, конгрессмен Гамильтон Фиш и др., рассчитывавшие, что столкновение двух коалиций без США приведет к их взаимному ослаблению и даст возможность США в решающий момент продиктовать всем свои условия, а заодно уменьшить влияние СССР или его ликвидировать. 2) демократический изоляционизм – сенаторы Уильям Бора, Харейм Джонсон, Джералд Най и др. – выступали за простое невмешательство США в надвигающуюся войну. Фактически весь период с 1933 г. и до 1941 г., когда японцы напали на США, не оставив альтернативы, был периодом борьбы Рузвельта против большинства в правящем классе.

Серьезной инициативой нового правительства США в об­ласти внешней политики было решение об установлении дипло­матических отношений с Советским Союзом, принято е в пер­вую очередь исходя из собственных военно-политических и эко­номических интересов. У деловых кругов США были все основания быть заинтересованными в развитии торгово-эконо­мических связей с СССР. В июне 1933 г. глава советской деле­гации на международной экономической конференции в Лондо­не М. М. Литвинов заявил, что его правительство готово разместить за границей заказы на сумму примерно в 1 млрд долл. Это заявление представителя СССР не было оставлено без внимания деловыми кругами США, опасавшимися, что эти заказы могут оказаться размещенными в других странах.

Но не только экономическая заинтересованность в совет­ском рынке подтолкнула администрацию США к признанию Советского Союза. Перспектива установления дипломатических отношений с СССР нашла поддержку в тех политических кругах страны, которые увидели в растущей активности японского пра­вительства на Дальнем Востоке угрозу американским интересам и пришли к выводу, что нормализация отношений с СССР улучшит позиции их страны в этом регионе. В сентябре 1933 г. госсекретарь США Корделл Хэлл особо выделил японский воп­рос в качестве фактора, свидетельствовавшего в пользу призна­ния Советского Союза. 17 ноября 1933 г. было объявлено об офи­циальном признании Соединенными Штатами Советского Союза.

Более гибкий политический курс был взят правительством Рузвельта и в отношении стран Латинской Америки. В 1933 г. был провозглашен переход США к политике «доброго соседа». Ее принципы: невмешательство во внутренние дела стран Латинской Америки, заключение торговых договоров на основе взаимности, осуществление равенства наций и предоставление технической помощи. Рузвельт отозвал войска с Гаити. В новом договоре с Кубой исключена поправка Платта, использовавшаяся для обоснования интервенции. Переход к новым методам экономического проникновения стал эффективным методом борьбы США против конкуренции Англии и Германии.

8