Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы / европа / германия / 49. Социально-экономическое и политическое развитие Веймарской Германии..doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
95.23 Кб
Скачать

Германия в годы мирового кризиса 1929 – 1933 гг.

На­ступление в 1929 г. глубочайшего в исто­рии капитализма мирового экономическо­го кризиса повлекло за собой в Германии поистине катастрофические последствия.

Кризис вызвал громадные разрушения в экономике страны. Падение промышлен­ного производства, начавшись в середине 1929 г., продолжалось безостановочно и со все нарастающей силой в течение несколь­ких лет. Летом 1932 г., когда кризис дос­тиг наивысшей точки своего развития, общий объем промышленной продукции Германии составил только 59 % от уровня докризисного 1929 г. Необычайно возрос­ла недогрузка промышленных предприя­тий. В начале 30-х годов не использова­лось более половины производственных мощностей германской индустрии.

В наиболее монополизированных от­раслях тяжелой промышленности сокра­щение производства было наиболее силь­ным. И если германская электротехничес­кая и химическая промышленность, отли­чавшиеся высоким уровнем техническо­го оснащения, имели возможность даже в условиях кризиса в какой-то мере сохра­нить внешние рынки сбыта своей продук­ции, то в таких отраслях, как черная ме­таллургия, горнорудная промышленность и судостроение, положение было крайне тяжелым. За три года кризиса выплавка чугуна и стали в Германии упала втрое, а продукция судостроения - даже вчетверо.

Сильнейшее падение производства вызвало небывалую массовую безработи­цу. К концу 1932 г. общее число полнос­тью безработных достигло 7,5 млн. чело­век. Вместе с неработающими членами семей это составляло не менее 20-25 млн. человек, которые в большинстве своем лишились всяких средств к существова­нию, так как пособия по безработице по­лучали в годы экономического кризиса только 15% общего числа безработных. Безработица становилась и тяжелой соци­ально-психологической проблемой. Поте­рявшие работу люди чувствовали себя лишними, бесполезными изгоями.

Примерно столько же рабочих было занято неполную неделю. Да и те, кто по­-прежнему был занят в течение полного рабочего дня, получали гораздо меньше, чем до наступления кризиса.

Катастрофически ухудшилось в годы кризиса и положение миллионов мелких собственников города и деревни. Почти вдвое упало жалованье служащих. Мелкие торговцы и ремесленники жестоко пост­радали от громадного падения цен, от уча­стившихся крахов банков и акционерных компаний. Резко обострился аграрный кризис, все более росло число принуди­тельных продаж за долги крестьянских дворов. Все это вело к массовому разоре­нию представителей средних слоев. Люм­пенизация широких масс населения приобрела в условиях кризиса невиданные размеры.

Тенденция ужесточения курса эко­номической политики, роста ее консерва­тивности проявлялась в условиях Герма­нии особенно сильно, так как по сравне­нию с США, Англией и Францией ее фи­нансовые ресурсы были гораздо меньше. После первой мировой войны Германия была лишена колониальных владений, у нее не было крупных зарубежных инвес­тиций. Напротив, вплоть до начала 30-х годов Германия ежегодно выплачивала крупные репарационные взносы.

Поэтому в первые же месяцы экономи­ческого кризиса в Германии обозначился реальный поворот к консерватизму и ре­акции в экономической политике. Это от­четливо проявилось уже в сентябре 1929 г. Когда социал-демократические министры финансов и труда Р. Гильфердинг и Р. Вис­сель, поддержанные прусским правитель­ством, выдвинули план одновременного повышения взносов предпринимателей и рабочих в фонд социального страхования, монополистические круги обрушили на этот план, настоящий шквал критики и, наоборот, потребовали сокращения соци­альных расходов и снижения налогов. В конце того же года президент рейхсбанка Ялмар Шахт вообще отказался выделить кредиты на выплату пособий по безрабо­тице и потребовал реформы финансовой политики.

Коалиционное правительство, создан­ное в 1928 г. во главе с социал-демокра­том Г. Мюллером, больше уже не удов­летворяло крупный капитал. Канцлер не мог справиться с тяжелой ситуацией, а изначально непрочная солидарность ка­бинета разваливалась на глазах. Уже в декабре 1929 г. министр финансов Гиль­фердинг вынужден был подать в отстав­ку. 27 марта 1930 г. Мюллер вручил прези­денту прошение об отставке кабинета. Это был конец последнего правитель­ства Веймарской республики, которое еще управляло преимущественно парла­ментскими методами.

Военный министр Грёнер и статс-­секретарь его ведомства генерал Курт фон Шлейхер пришли к убеждению, что канц­лером должен стать человек, не связанный партийными обязательствами и лояльный президенту. Они предложили Гинденбур­гу кандидатуру лидера фракции Центра в рейхстаге Генриха Брюнинга. Его назначили канцлером.

Политика правительства Брюнинга была направлена на то, чтобы вывести страну из кризиса путем жесткой эконо­мии государственных социальных расхо­дов. Уже в апреле 1930 г. канцлер сумел провести через рейхстаг законы о повы­шении косвенных налогов и пошлин на импорт основных продуктов питания. В июне того же года он представил финансово-­социальную часть плана экономии. Значи­тельно сокращались пособия по безрабо­тице, право на их получение теряли лица моложе 17 и старше 65 лет, вводились на­лог на холостяков, повышенный подоход­ный налог и специальный кризисный на­лог, понижалось . жалованье служащих и чиновников.

Рейхстаг отклонил эту программу, прежде всего голосами социал-демократов. Тогда в дело вступила 48-я статья консти­туции. Программа была утверждена чрез­вычайным декретом президента. Президент Гинденбург своим декретом объявил о роспуске рейх­стага и назначил на сентябрь 1930 г. но­вые выборы. Курс правитель­ственной социально-экономической поли­тики вызывали возмущение в широких массах населения. Летом 1930 г. были проведены крупные стачки шахтеров Ман­сфельдских медных рудников в Саксонии и металлистов в Рурской области. Участились случаи сопротивления мелких собственни­ков города и деревни распродаже их иму­щества за неуплату долгов и налогов.

Выборы 1930 г. усилили позиции левых партий. Их электорат увеличился на 1 млн. голосов. Особенно успешными были выборы для коммунистов и нацистов: 77 мест вместо 54 на выборах 1928 г. и 107 вместо 12 соответственно. НСДАП стала второй по численности фракцией в рейхстаге после СДПГ.

Канцлер Брю­нинг тем временем упорно продолжал курс жест­кой экономии, за который получил прозви­ще «канцлер Голод». В октябре 1930 г. была вновь снижена заработная плата и повышены до 6,5 % заработка страховые взносы рабочих и служащих. Одновремен­но предприниматели получили налоговые льготы и прямые государственные дота­ции. Такая же политика последовательно проводилась и в течение всего 1931 г. Начиная с 1930 г., Гер­мания почти все время управлялась по­средством президентских декретов о чрез­вычйном положении на основании 48-й cтатьи Веймарской конституции (т.к. Брюнинг не имел поддержки в рейхстаге).

С осени 1931 г. крупнейшие организации промышленников Германий начинают все более решительно требовать прихода Гитлера к влас­ти. Предстоя­ли президентские выборы, которые могли оказать решающее влия­ние на дальнейшее развитие ситуации.

Первый тур 13 марта принес успех нацио­налисту Гинденбургу (49,6 %), нацисту Гитлеру (30,1 %) и комму­нисту Тельману (13,2 %). Во втором туре 10 апреля победу с 53 % голосов одержал Гинденбург. Гитлер и Тельман получили соответ­ственно 36,8 % и 10,2 %. Используя этот благоприятный момент, Брюнинг предпринял решительное наступление на позиции оп­позиционных партий. Самой громкой акцией стал запрет нацист­ских штурмовых отрядов СА, но эта мера вызвала волну возмущения. В мае 1932 г. канцлером стал Франц фон Папен. Он являлся членом партии Центра, хотя за согласие возглавить прави­тельство был исключен из ее рядов. Теневой фигурой нового кабинета стал министр обороны генерал К. Шлейхер, осу­ществлявший ранее контакты между руководством Рейхсвера и го­сударства. Канцлер добился от Гинденбурга роспуска Рейхстага.

Триумф на выборах одержа­ла НСДАП, получившая голоса 13,8 млн. избирателей и впервые создавшая наибольшую фракцию Рейхстага - 230 депутатов. Переговоры Шлейхера с Гитлером о возможности создания коали­ционного кабинета не дали результата. Лидер НСДАП не желал связывать себя какими-либо обязательствами и рвался к единолич­ной власти. Используя свое преобладание в Рейхстаге и вступив в тактический блок с коммунистами, нацисты инициировали выне­сение вотума недоверия правительству фон Папена. Новые выбо­ры 6 ноября 1932 г. показали, что число мандатов у НСДАП уменьшилось: некоторой неожиданностью стал переход части избирателей НСДАП на сторону НННП (немецкая национальная рабочая партия), получив­шей 51 место. У нацистов осталось 196 мандатов.

В то же время резуль­таты выборов 1932 г. не давали оснований говорить о начале неко­его кризиса Н СДАП. Нацистская партия завоевала устойчивую репутацию лидера и пользовалась полным доверием миллионов немцев.

Агония режима Веймарской республики проходила в последние два месяца 1932 г. После формирования нового состава Рейхстага президент предоставил полномочия канцлера Шлейхеру. Этот ка­бинет не имел шансов на доверие парламента. В си­туации нарастающего правительственного кризиса 30 января 1933 г. президент Гинденбург предложил Гитлеру пост рейхсканцлера. До полного установления нацистской диктатуры оставалось еще бо­лее года, но судьба Германии была практически решена.