Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы / европа / германия / 49. Социально-экономическое и политическое развитие Веймарской Германии..doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
95.23 Кб
Скачать

Рурский кризис и обострение экономической и социальной ситуации в Германии, 1923 – 1929 гг.

В годы правления Национального блока во Франции продолжался экономический кризис. Цены росли, стоимость франка падала, государственный долг непрерывно увеличивался. В этих условиях французские правящие круги попытались найти выход из положения за счет Германии, ко­торая в 1922 г. заявила, что из-за тяжелого финансового поло­жения больше не может выплачивать репарации и просит от­срочки на четыре года. В ответ французское правительство, договорившись с Бельгией, решило оккупировать Рур.

В янва­ре 1923 г. французские и бельгийские войска, сославшись на Версальский договор, вступили в Рейнскую область Германии. Французское правительство уверяло, что речь идет лишь о «полицейской операции» с целью «заставить платить Герма­нию». Однако на деле в правящих кругах Франции вынашива­лись более широкие планы. Длительная оккупация Рура­ - индустриального сердца Германии - означала бы установле­ние французского контроля над немецкой экономикой и за­крепление гегемонии Франции в Европе.

Оккупация Рура лишала Германию 7% ее территории с населением в 3 млн. человек, 70% добычи каменного угля, 54% выплавки чугуна и 53% - стали.

Расчеты француз­ских правящих кругов не оправдались. Против оккупации Рура выступили Англия и США, не желавшие усиления Фран­ции. Правительство Германии призвало население к «пассив­ному сопротивлению». В Руре началась всеобщая забастовка. Поступления рурского угля во Францию прекратились. Вы­плавка чугуна и стали упала. В течение 1923 г. немецкая мар­ка полностью обесценилась. Войска Франции (на треть состоявшие из негров, дабы унизить немцев) ответили усилением репрессий. Она создает здесь Рейнскую и Пфальцскую республики. Однако, забастовочное движение продолжало расти.

Коммунисты и часть социалистов протестовали против ок­купации Рура. Их призывы стали находить отклик среди солдат французских оккупационных войск. В немецких городах Дуйсбург и Дортмунд французские солдаты с пением «Интер­национала» шли во главе демонстраций протеста. В Эссене они отказались разгонять безработных, которые заняли городскую ратушу.

Осенью 1923 г. французское правительство было вынуж­дено вывести основную часть войск из Рура. Решение вопроса о репарациях оно согласилось передать на рассмотрение меж­дународного комитета экспертов (см. План Дауэса).

Обострение экономической и социальной ситуации:

  1. Огромными темпами росла инфляция. В ноябре 1923 г. был установлен абсолютный рекорд: за 1 доллар давали 4,2 трлн марок. На ней наживались тысячи мелких спекулянтов, которые за бесценок скупали у отчаявшихся людей ценные вещи, картины и драгоценности, чтобы продать их в Бельгии за твердую валюту. Скупая запасы продуктов, они продавали их втридорога. Все это вело к росту преступности, падению общественной морали, цинизму. К концу 1923 г. рейхсканцлеру Штреземану все же удалось путем введения рентной марки, приравненной к 1 млрд. бумажных денег уменьшить рост инфляции.

  1. Невиданных размеров достигла проституция.

  1. Возросли цены на лекарство и расходы на гонорары врачам, что сделало медицинское обслуживание недоступным для миллионов людей. И это как раз в тот период, когда общее недоедание приводило к эпидемиям и болезням. Нации начало угрожать вымирание (Патрушев).

  1. Резко усилился процесс монополизации промышленности. В 1925 г. был создан самый мощный в Европе химический концерн «ИГ Фарбениндустри», в 1926 г. появился стальной промышленный гигант «Стальной трест». Однако, рационализация производства влекла за собой неуклонное сокращение рабочих мест. В социальном плане появление устойчивой безработицы влекло нарастание напряженности в отношениях между квалифицированными рабочими и массами плохо обученных людей.

На первый взгляд германская экономика 1924 – 1928 гг. выглядела неплохо: в 1928 г. был превзойден довоенный уровень производства на 3%, доля Германии в мировом промышленном производстве в 1926 – 1929 гг. составляла уже 11,6% против 9,4 у Великобритании и 6,6% у Франции.

Однако, подъем германской экономики не имел прочной основы. Массовая безработица, которая к 1929 г. возросла до 1,9 млн. человек, и слабый экономический рост были наиболее показательными симптомами ее нестабильности. Уже с 1927 г. темпы роста производства замедлились и сократился товарооборот, а в 1930 г. объем промышленного производства вновь упал до 91% от довоенного уровня. К тому же Германия по Версальскому миру потеряла почти весь торговый флот, а значит – внешние рынки, а внутренний рынок имел низкую покупательную способность. В добавок, в аграрном секторе после войны наметился длительный спад.