Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria / практикум 4.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
191.63 Кб
Скачать

1.Какие надежды возлагали авторы письма на Учредительное собрание?

2.Отражало ли это письмо надежды и чаяния всех слоев населения России? Из письма в. Г. Короленко а. В. Луначарскому

19 Июня 1920 г.

...При царской власти я много писал о смертной казни и даже отвоевал себе право говорить о ней печатно много больше, чем это вообще было дозволено цензурой. Порой мне удавалось даже спасать уже обреченные жертвы военных судов, и были случаи, когда после приостановления казни получались доказательства невиновности и жертвы освобождались...

Но казни без суда, казни в административном порядке — это бывало величайшей редкостью даже и тогда. Я помню только один случай, когда озверевший Скалой (варшавский генерал-губернатор) расстрелял без суда двух юношей. Но это возбудило такое него­дование даже в военно-судных сферах, что только «одобрение» после факта неумного царя спасло Скалона от предания суду. Даже члены главного военного суда уверяли меня, что повторение этого более невозможно.

Много и в то время, и после этого творилось невероятных бе­зобразий, но прямого признания, что позволительно соединять в одно следственную власть и власть, постановляющую приговоры (к смертной казни), даже тогда не бывало. Деятельность больше­вистских Чрезвычайных следственных комиссий представляет пример — может быть единственный в истории культурных народов. Од­нажды один из видных членов Всеукраинской ЧК, встретив меня в полтавской Чрезвычайной комиссии, куда я часто приходил и тогда с разными ходатайствами, спросил меня о моих впечатлениях. Я ответил: если бы при царской власти окружные жандармские управления получили право не только ссылать в Сибирь, но и казнить смертью, то это было бы то самое, что мы видим теперь.

На это мой собеседник ответил:

— Но ведь это для блага народа.

Я думаю, что не всякие средства могут действительно обра­щаться на благо народа, и для меня несомненно, что администра­тивные расстрелы, возведенные в систему и продолжающиеся уже второй год, не принадлежат к их числу.

Вопросы:

1. Какая проблема волновала известного писателя и заставила его обратиться к советским властям? Ваше мнение – можно ли строить общество справедливости с помощью насилия?

Из листовки Московского комитета РКП (б) с призывом к трудящимся о помощи голодающим Поволжья

Март 1922 г.

Последний час

Рабочие, крестьяне, все трудящиеся, все честные граждане Мо­сковской губернии. Больше 7 месяцев вы каждый день слышите о голоде, о мучениях 30 миллионов крестьян. Больше 7 месяцев перед вами развертываются все более страшные картины той борьбы за свою жизнь, которую ведут погибающие. Съели все остатки. Стали есть падаль, молотую солому, кору, листья, траву, коренья, ветви. Стали есть глину, землю, опилки, грызть старую кожу и овчину. Съели не только весь скот, но и навоз, оставшийся после него в хле­вах. Съели соломенные крыши. Съели собак, кошек, мышей, сусликов. Грызут все, что только поддается зубам, хотя бы ни одной пылинки в этом не было питательных веществ.

Погибающие люди нашли себе еще один вид пищи. Стали есть трупы. Выкапывают из могил. Крадут из сараев и амбаров... Уста­новлены случаи убийства и съедения родными больных, слабых, ста­риков, детей. Наши работницы, ездившие в Чувашскую область, видели детей, отгрызших себе самим пальцы от голода.

Люди обезумели от мук. Потеряли человеческий образ. Потеряли силы. Матери убивают детей, чтобы не видеть их мучений. Смертность растет и растет...

Но все то, что происходило эти 7 месяцев, ничто в сравнении с тем, что начинается теперь. Теперь, когда съедены до последней крупинки все суррогаты, когда исчерпаны все силы, уже не 60% голо­дают, а чуть ли не поголовно все население Поволжья, вплоть до бывших ранее зажиточными крестьян, стоит на последней грани между жизнью и смертью.

Приближается весна, время ярового посева. С огромными усилиями и жертвами Советская власть проводит работу сбора и доставки в голодающий край яровых семян.

Осенью Советской власти с громадным напряжением удалось собрать и привезти к сроку в Поволжье 14 млн. п. озимых семян. Озимые поля Поволжья вовремя засеяны.

Судьба ярового посева, судьба озимого урожая — все решается теперь, в этот последний решительный час. Все зависит от того — поддержим мы рабочую силу волжского пахаря или дадим ему погибнуть.

Поволжье — житница России. Поволжье давало пятую часть всего хлеба, собиравшегося в России. А последние годы, годы революции — Поволжье дало 230 млн. п. хлеба из 640 млн. п., собранных по продразверстке... в годы гражданской войны оно все свои запасы отдало Петрограду, Москве, центральным губерниям, отдало на прокормление рабочих, Красной Армии. Мы все неоплатные должники крестьян Поволжья.

Недостаток хлеба, продовольственный кризис — главная причина дороговизны. Каждого крестьянина, каждого рабочего на каждом шагу бьет голод Поволжья...

Надо не опоздать. Надо помнить, что это последний час. Надо спешить с помощью. Это помощь самим себе.

Подумай каждый: что сделал ты для спасения голодающих?..

Московские рабочие дали до сих пор немало. Они отчислили процент от заработной платы и пайка, работали на субботниках и воскресниках, взяли на свое иждивение некоторое количество детей. Крестьяне сделали гораздо меньше. А прочее население и того меньше... Но и эти рабочие и служащие дали меньше, чем, например, бесприютные, голодные, холодные безработные рабочие Англии. Там 7 тыс. коммунистов, из которых 4 тыс. безработных, собрали до 1 февраля 5 000 фунтов стерлингов. Это около 7 млрд. даже по официальному курсу, а Московская губерния к 1 февраля не собрала и 4 млрд.

На все то, что дает и государство, и заграничная помощь, и Московская губ., в приписанной нам Чувашской обл. кормится кое-как лишь 1 из 8 голодающих. (...)

Рабочие, работницы и служащие! Обсудите на ваших предприятиях вопрос об усилении на остающиеся 5 месяцев постоянной помощи. Берите предприятиями на ваше иждивение группы голодающих детей.

Берите на себя содержание столовой, питательного пункта, детского учреждения в Чувашской области.

Все честные граждане, все трудящиеся, помните: каждый, кто прочитает этот листок и не поспешит сейчас же на помощь,— убийца. На его совести будут те мученики, которых можно было спасти и которые не дождутся его помощи. Корка хлеба, четверть фунта хлеба в день спасет уже человека от смерти...

Помните об этом, спешите на помощь!

Наступил последний час. Спешите на помощь!

Московский комитет РКП (б)

Вопросы.

  1. Привлекая материалы учебников и дополнительной литературы, ответьте на вопрос – каковы причины голода в Поволжье?

  2. Как вышло советское правительство из данной ситуации?

Соседние файлы в папке Istoria