Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом Айвазян К. М..docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
133.77 Кб
Скачать

Глава 3. Эмпирический анализ исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

    1. Организация и методы исследования

Достижение цели исследования требует проведения опытно-экспериментальной работы.

Базой проведения исследования является ГБУЗ СК «КПБ» и в МБЛПУ «Малокарачаевская центральная районная больница» Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской республики.

В исследовании приняли участие 20 сотрудников Кисловодской Психиатрической Клиники и 14 сотрудников «Малокарачаевской центральной районной больницы».

На первом этапе систематизировалась и изучалась литература по теме исследования; определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, цели, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; ознакомление с базой практики и контингентом испытуемых; разрабатывалась программа эмпирического исследования; подбирался диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.

На втором этапе проводилось тестирование с помощью следующих методик: методика диагностики нейродинамического уровня интегральной индивидуальности Методика диагностики структуры (А. И. Щебетенко), методика исследования СЖО (Д. А. Леонтьева), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), методика исследования эмоционального выгорания (В. В. Бойко).

На третьем этапе подведены общие итоги; сформулированы основные выводы экспериментального исследования; оформлена рукопись выпускной квалификационной работы.

Поскольку в основе работы лежит теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, мы имели возможность системно изучить интересующие свойства психики.

Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности исследовался с помощью методики диагностики структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности А. И. Щебетенко. Диагностируются основные свойства общего и специального типов нервной системы человека. В этом опроснике выделяются следующие показатели:

Показатель 1. Сила/слабость процесса возбуждения.

Одно из основных физиологических свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение.

Показатель 2. Уровень чувствительности нервной системы. (Высокая и низкая чувствительность).

Согласно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну, сила нервной системы характеризуется также чувствительностью анализаторов (органов чувств): более слабая нервная система является и более чувствительной, то есть он способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Такой подход снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, то есть приписывание одному полюсу свойства положительного, другому – отрицательного значения. На каждом полюсе признается, таким образом, наличие и положительных, и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Показатель 3. Сила/слабость процесса торможения.

Торможение – активный, противоположный и неразрывно связанный с возбуждением нервный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Показатель 4. Уравновешенность/неуравновешенность нервных процессов.

Свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Неуравновешенность характеризуется преобладанием одного из нервных процессов, уравновешенность – их равностью.

Показатель 5. Подвижность/инертность нервных процессов.

Одно из первичных свойств нервной системы, характеризующееся быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов обнаруживается в противоположном симптомокомплексе проявлений.

Показатель 6. Преобладание второй/первой сигнальной системы.

1-я и 2-я сигнальные системы – это способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система).

Личностный уровень интегральной индивидуальности изучался с помощью методики диагностики СЖО Д. А. Леонтьева и опросника эмоционального выгорания (В. В. Бойко). Опросник СЖО позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Выделяются следующие показатели:

Показатель 7. Цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Показатель 8. Процесс жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

Показатель 9. Результативность жизни.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Показатель 10. Локус контроля Я.

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Показатель 11. Локус контроля Жизнь.

При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Основной методикой исследования является опросник эмоционального выгорания (В. В. Бойко), позволяющий изучить личностный уровень интегральной индивидуальности. Он состоит из 84 вопросов и в его рамках выделяется 12 показателей:

Показатель 12. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растёт, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Показатель 13. Симптом «неудовлетворённости собой»

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают её вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные фак-торы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

Показатель 14. Симптом «загнанности в клетку»

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Проявляется в чувстве безысходности, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

Показатель 15. Симптом «тревоги и депрессии»

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложнённых обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному «выгоранию» как средству психологической защиты. Чувству неудовлетворённости работой и собой порождают мощные переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Показатель 16. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестаёт улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идёт о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнёрами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнёру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности.

Показатель 17. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»

Проявляется в том, что у профессионала эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину. При этом в эмоционально сложных ситуациях звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

Показатель 18. Симптом «расширения сферы экономии эмоций»

Такое проявление эмоционального «выгорания» имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне области профессиональной деятельности – в общении с родными, приятелями и знакомыми. На работе специалист так устаёт от контактов, разговоров, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального «выгорания».

Показатель 19. Симптом «редукции профессиональных обязанностей»

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Показатель 20. Симптом «эмоционального дефицита»

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

Показатель 21. Симптом «эмоциональной отстранённости»

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Профессионала почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнёрам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

Показатель 22. Симптом «личностной отстранённости или деперсонализации»

Проявляется в широком диапазоне настроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием для профессиональной деятельности.

Показатель 23. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется на уровне условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита («выгорание») самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Социальный уровень интегральной индивидуальности изучался с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Показатель 24/25. Адаптивность/дезадаптивность.

Этот показатель характеризует направленность на достижение цели. Адаптивность выражается в соответствии целей и достигаемых результатов, удовлетворенности достигнутым и стремлении к большему. Дезадаптивность наступает в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель, или же при наличии двух и более равно значимых целей; это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации.

Показатель 26/27. Принятие себя/непринятие себя.

Принятие себя характеризуется осознанием собственных черт характера, в том числе достоинств и недостатков, без приписывания себе несвойственных качеств или отрицания недостатков. Принятие себя не означает отказ от работы над собой, а по большей степени адекватную самооценку и начало саморазвития. Непринятие себя – обратный показатель. Человек, отказывающийся видеть себя таким, какой он есть, не может продвигаться дальше и часто такой выбор является почвой для более серьезных последствий, в том числе одной из весомых причин невротического расстройства или эмоционального выгорания.

Показатель 28/29. Принятие других/непринятие других.

Этот показатель созвучен с предыдущим. Отличие заключается в том, что человек может принимать или не принимать не только себя, но и окружающих. В зависимости от выбора могут строиться его отношения с социумом – позитивные, продуктивные и крепкие в случае адекватной оценки других людей (принятие других) или могут носить тревожный, негативный характер или не складываться совсем (непринятие других).

Показатель 30/31. Эмоциональный комфорт/эмоциональный дискомфорт.

Эмоциональный комфорт - состояние уверенности, спокойствия, удобства, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги. Эмоциональный дискомфорт – состояние, переживаемое как неприятное, тягостное, способное нарушить обычную, нормальную деятельность - тревога, беспокойство, страх, аффективная напряжённость, неуверенность в себе, чрезмерная озабоченность, подавленность, мрачные предчувствия.

Показатель 32/33. Внутренний контроль/внешний контроль.

Людям, подверженным внутреннему контролю, свойственно верить в то, что они могут управлять своей судьбой, они не снижают уровень своих ожиданий после множественных неудач и сохраняют ощущение контроля над окружающей средой, даже если их поведение несколько раз остается невознагражденным. Людям, подверженным внешнему контролю, свойственно верить в то, что их судьба зависит от удачи, случая или власть имущих. Они не начинают чувствовать себя более способными управлять событиями своей жизни даже после достижения успеха и склонны объяснять успешный результат удачей или случайностью. Слишком высокий уровень внешнего контроля может быть связан с апатией и отчаянием, когда человек считает, что не имеет никакой власти над своей жизнью, в то время как чересчур высокий уровень внутреннего контроля может означать, что человек принимает на себя ответственность за все, что с ним происходит, — несчастные случаи, неудачи в бизнесе, шалости своих детей и так далее. Возможно, наиболее здоровым и желательным является уровень, приблизительно средний между этими крайними значениями с некоторым уклоном в сторону внутреннего контроля.

Показатель 34/35. Доминирование/ведомость.

Доминирование - иерархия социальных отношений, предполагающая борьбу за приоритетные позиции. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, обольщать, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать. Ведомость - зависимость, тенденция полагаться на чужое мнение, не конкурировать, не соревноваться с другими людьми, такие люди стараются оставаться в тени и следовать указке руководителей без возражений.

Показатель 36. Эскапизм.

Индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий. Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, небезопасной средой обитания или небезопасным окружением, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряжённой работой». Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.