Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М.А.Булгаков.docx
Скачиваний:
72
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
42.72 Кб
Скачать
  1. Драматургия Булгакова.

Пьесы Булгакова - мастерски выполненные произведения по всем законам драмы. Кажется, что все необходимые категории математически выверены автором. Но страсть Булгакова к мистификациям, фокусам, превращениям приводит драматурга к созданию очень театральных, эффектных, «фокуснических» пьес. Непременный атрибут его драматургии - призрачное, фантасмагорическое пространство. Пространство, которое может в любую минуту трансформироваться. Образ свечи как символа тайны жизни, судьбы, человеческой души преследует Булгакова постоянно. Время действия в пьесах - часто ночью. Именно ночью совершаются чудеса и происходят ужасные преступления. Еще один почти постоянно «кочующий» из пьесы в пьесу образ - вьюга, метель. Символ смятения в умах, в душах. Смятенное время, смятенная эпоха. И наконец - часы. Они то бьют, то останавливаются, но все время присутствуют в поле нашего зрения. Знак истории, мгновенности человеческой жизни.

Не очень жизнерадостный драматург нарисовался, если разобраться в символике его пьес. Ночь, часы, метель… Как будто и не было блистательного фельетониста и острослова Булгакова. Действительно, булгаковская драма подчас мрачна и безысходна.

Пьеса «Зойкина квартира» самая фееричная, смешная и язвительная одновременно. Булгаков здесь выступает в качестве журналиста-публициста, который остро чувствует все знаки и приметы своего времени и эпохи. Кроме того, «Зойкина квартира» - самая московская пьеса. В ней - булгаковская Москва, которую автор ненавидел и обожал до одурения. Москва, которой он упивался и воздух, атмосферу которой он так лирично и пронзительно передал в «Мастере и Маргарите».

И для прозаика, и для драматурга Булгакова пространство имеет особое значение. Он любит играть с ним, творить из него чудеса. Призрачное, готовое к перевоплощению пространство характерно для его драматургии в принципе. Два акта из трех разворачиваются в квартире Зои Пельц. Второй акт - в «мерзкой комнате» - магазине китайца Газолина. Там торгуют опиумом. Однако квартира Зои - не замкнутый и обособленный мир. Она напоминает стеклянный аквариум. В ней как будто не существует никаких стен. Город врывается в квартиру и на протяжении всей пьесы дает о себе знать. То музыкой из соседних окон. То гудками автомобилей. То замысловатым калейдоскопом посетителей этих апартаментов. Зойкина квартира и есть сама Москва. Такая же скандальная, шумная, разъяренная. Получается, что внесценическое пространство Москвы становится как бы сценическим. Материальные знаки внешнего мира - звуки, голоса наполняют квартиру Зои, становясь ее частью. Пространство квартиры так же иллюзорно и лживо, как и все в этом бесноватом городе и мире. Перед нами обманка, фантасмагория, мираж. Здесь и происходят разного рода «волшебные» превращения. Квартира богатой барыни становится швейной мастерской. (Ремарка: «Гостиная в квартире Зои превращена в мастерскую. На стене портрет Карла Маркса. Манекены, похожие на дам, дамы, похожие на манекенов. Швея трещит на машинке. Волны материи».)

Излюбленным приемом Булгакова-драматурга был «театр в театре». На этом приеме построена пьеса «Кабала святош». А что как не представление разыгрывают пред нами Зойка и Аметистов? Блестящее, искусное. С переодеваниями и эффектами. Они - режиссеры-профессионалы. Им послушно повинуются актеры, они творят свой собственный мир и действительность. Творят такими, какие нужны им в данный момент. А сама пьеса оказывается спектаклем, срежиссированным драматургом. Каждый акт погружается во тьму. Каждый акт - это отрезок времени, избранный Булгаковым и выхваченный им ярким лучом прожектора. Хоть и задано в начале пьесы реальное, историческое время, тем не менее время в пьесе существует по театральным законам.

«Зойкина квартира» - сатирическая комедия-фарс. Фарс в двадцатом веке часто оборачивается трагифарсом. Фарс - это смех с болью, веселье гибнущего. Вроде бы все кровавое и ужасное случается в пьесе понарошку. В «Зойкиной квартире» не настоящая кровь течет, а клюквенный сок. Но у Булгакова в фарсе слышна драма, пронзительная, страшная. Недаром квартира Зои временами напоминает жутковатый балаган.