Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эндрю Сейдман Легкая игра 3 издание.pdf
Скачиваний:
212
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Глава 8. Теория изоляции (2009)

Суть NLH в получении превосходства над оппонентами. Каждый раз, когда мы в находимся в раздаче, то рассчитываем эксплуатировать какое-либо свое преимущество или сочетание преимуществ. Понимание и эксплуатирование этих преимуществ называется «изоляция».

Изоляция — это рейз на префлопе для того, чтобы остаться в банке с определенным игроком или игроками.

Часто мы находимся на баттоне, а перед нами делает лимп слабый игрок. Мы хотим разыгрывать банки со слабыми игроками, поэтому стремимся изолировать его с помощью рейза. Почему? Какие карты мы должны для этого выбирать? Изоляция основывается на трех преимуществах:

1)преимущество карт. Когда слабый игрок продолжает с такими руками как J6, то мы извлекаем много вэлью с JT, QJ, KJ, AJ и т.д. Если мы изолируем слишком лузово, то рискуем утратить превосходство в силе карт. Таким образом, если мы открываемся с J5o и получаем колл от J6o, то теряем преимущество карт. Впрочем, это не так уж и страшно. Обладая превосходством в позиции и мастерстве, мы вполне можем пожертвовать преимуществом карт. Однако, разыгрывая очень слабые руки, мы будем неспособны извлечь прибыль, даже если у нас огромное превосходство в классе. Как правило, не стоит изолировать с любыми двумя картами, но мы вправе задумываться о расширении своего диапазона по мере роста мастерства;

2)позиционное преимущество. Когда мы играем в позиции, то, по сути, вэлью наших рук увеличивается. Нам легче зарабатывать деньги с сильных рук, проще давить на оппонента, когда мы хотим блефовать, легче контролировать размер банка со средними и слабыми руками, наконец, проще читать руки. Таким образом, мы должны склоняться к изоляции на широком диапазоне с баттона, чтобы как можно чаще получать позиционное преимущество;

3)преимущество в классе игры. Наша способность совершать меньше ошибок, чем оппоненты, и умение заставлять ошибаться соперников, повышает вэлью наших рук. Таким образом, если мы играем против пассивного плохого или агрессивного плохого игрока, то вправе изолировать его на широком диапазоне рук, так как оппонент будет совершать много ошибок, что увеличивает постфлоп вэлью наших рук. Причем чем хуже они играют, тем лузовее мы можем их изолировать.

Вот пример. Скажем, мы случайно сели за короткий стол с лучшими игроками в мире. Мы находимся на малом блаинде с парой тузов. Тузы имеют столько преимущества карт, что даже без позиции и преимущества в классе мы всё ещё можем играть эту руку прибыльно. Карманные тузы — это хорошая рука.

Важно также отметить, что размер стека сильно влияет на каждое из трёх преимуществ, особенно, на преимущество в мастерстве и позиции. Когда в стеках остаётся много денег относительно размера банка, то превосходство в классе и позиция приобретают большее значение. Таким образом, мы ещё способны прибыльно разыграть АА со стеком в 100 бб против величайших игроков мира, но сделать это с 800 бб может оказатсья не под силу.

Аналогично, мы могли бы разграть их прибыльно со стеком в 300 бб с баттона, но не смогли

бы этого сделать со стеком в 300 бб с малого блайнда.

Мы можем распределить преимущества по степени важности. Наименее важным преимуществом является преимущество карт. Позиционное преимущество на втором месте. Самым главным для изоляции является преимущество в классе. Недавно мой ученик выкинул К4s из УТГ. Я сказал ему, что он сделал большую ошибку, так как несмотря на присутствие трёх хороших игроков по левую руку, на блайндах находились две огромные «рыбы». Затем он открылся из СО с J7s. Я снова сделал ему замечание. Он удивился: «Как может рейз из УТГ с К4s быть хорошим, а рейз из СО с J7s являться плохим?». Я объяснил ему: «Эту разницу создает превосходство в мастерстве. Возможность разыграть банк в

позиции против плохого игроков легко оправдывает риск игры с К4s ООР, в то время как игра с J7s против сильных соперников не принесет нам дивидендов»9.

Именно поэтому мы должны каждый раз задумываться о том, с кем намерены разыграть банк. Обсудим, что в действительности означает рейз с баттона. Многие игроки думают, что они открываются с баттона на широком диапазоне, чтобы украсть блайнды. Конечно, выигрыш блайндов уже приятный бонус. Однако мы открываемся с баттона на широком диапазоне, поскольку у нас есть абсолютное позиционное преимущество. Таким образом, мы вправе пожертвовать некоторым преимуществом карт, когда изолируем блайнды. Помните,

мы открываемся с баттона не для кражи блайндов, а чтобы разыгрывать банки в позиции против блайндов10. Кража блайндов — это лишь дополнительные свободные деньги. В этом смысле, мы не опираемся на вышеизложенные причины для ставок, когда открываемся с баттона для вэлью (например, с АК), для тонкого велью (J8s)11, как блеф (T7s) и как тонкий блеф (92s), но в любом случае мы рассчитываем на «мёртвые» деньги блайндов, которые должны забрать.

С какими типами рук мы должны расширять свой диапазон изоляции? Мы должны стремиться разыгрывать руки, которые дают нам хорошее постфлоп эквити. В основном, это высокие карты и карты одной масти. Например, включайте в свой диапазон руки по типу Q7s, но не 75о.

Понимание того, почему и как мы изолируем, помогает нам получать преимущество над различными типами игроков. Мы можем атаковать плохих игроков в любой ситуации, но разыгрывать хорошие руки в игре против сильных соперников. Используя изоляцию, мы должны понимать, кто играет против нас, и в каких условиях происходит сражение. Я могу разыгрывать 58% своих стартовых рук против «рыб» и 20% против регуляра12

понимание принципов изоляции даст мне преимущество в обоих случаях.

9Если они чересчур тайтовы, то разумно открываться и с J7s, а затем сдаваться на постфлопе в большинстве случаев. Если они лузово 3-бетят или отвечают, то хорошей идеей будут 4-беты, либо двойные или тройные

баррели на постфлопе.

10Применительно к игрокам, которые не будут отвечать или 3-бетить, этот тезис явно ошибочен. Если они не собираются с нами играть, то мы должны открываться, чтобы забрать блайнды. Нас не должен радовать розыгрыш банков с оппонентами, у которых только сильные руки. Это не ужасно, если мы способны определить их диапазон, чтобы в подходящих случаях ставить для вэлью или сдаваться. Например, я открываюсь с J7s, а на большом блайнде отвечает тайтовый игрок. Выходит флоп АК4 — я сдаюсь. Однако на флопе Т54 я стану баррелить, а на флопе AJ7 буду собирать вэлью на трех улицах.

11Также это можно назвать и блефом.

12Эти цифры сильно занижены. В целом, концепция верна — мы зарабатываем больше денег в игре с фишом, а не регуляром. Однако многие регуялры будут играть тайтово с блайндов. В сущности, это означает, что мы должны существенно расширить свой диапазон, сдаваясь при этом на их 3-беты или флэт-коллы.

Глава 9. Динамика стола (2009)

Мы не можем контролировать ряд обстоятельств за покерным столом. Это не значит, что мы не можем использовать их в свою пользу. Эти факторы, которые мы будем называть динамика стола, являются особенностями каждого стола и сильно влияют на наши способы розыгрыша рук. С плохим игроком на блайндах с левой стороны вы можете открывать очень широкий диапазон. Все меняется, когда плохой игрок уходит со стола, а на его место садится профессиональный шортстек. Вам срочно нужно подстраивать свою стратегию.

Какие факторы мы должны обсудить, чтобы понимать динамику стола?

1)Типы игроков. Если за столом слева от вас располагаются лузово-агрессивные игроки, то вам нужно играть более тайтово, так как за нами могут развернуться активные действия. Если за столом справа от нас находится крупная рыба, то вы должны играть лузовее, чтобы разыгрывать с ней больше банков. Если за столом шортстек слева от вас, то следует играть тайтовее, потому что он будет часто пушить на ваши рейзы. Это всего лишь несколько примеров того, как игровая динамика может изменить вашу общую стратегию13.

2)Размер стеков. Если за столом есть несколько игроков с коротким стеком, то такие руки как 33 и 67s теряют свою ценность, так как резко уменьшаются их потенциальные шансы (они поднимаются в цене, если за столом находятся игроки с глубокими стеками). С другой стороны, такие руки как КJ и АТ увеличивают свою ценность против коротких стеков, потому что их обратные потенциальные шансы снижаются, но зато эти руки не столь хороши в глубоких стеках.

3)Позиция. Ситуация, когда слева от вас располагался регуляр, а справа фиш, резко отличается от того, если справа находится регуляр, а слева фиш. При таком раскладе лучше поискать другой стол с пятью игроками. На каждом столе будут возникать различные сочетания из типов игроков, размеров стеков, позиции, так что динамика стола всегда уникальна.

Как мы можем использовать на постфлопе динамику стола? Чтобы объяснить это, я бы хотел привести распространенный пример из Лимитного холдема по низким ставкам. Представим, что УТГ открывается на длинном столе, ему отвечают 5 игроков. Мы уравниваем на большом блайнде с 55. Приходит флоп J52. Здесь мы всегда будем чекать перед префлоп-агрессором, надеясь, что он поставит и получит несколько коллов. Это позволит нам извлечь дополнительную прибыль. Допустим иной сценарий, УТГ и пять других игроков делают лимп, а баттон открывается. Мы отвечаем с 55, и нашему примеру следуют другие игроки. Снова выходит флоп J52. На этот раз правильнее будет поставить первыми. Этим мы создаем ловушку, если баттон станет повышать. В этом и заключается суть динамики стола на постфлопе.

Тот же принцип применим и к Безлимитному холдему. Мы делаем всё от нас зависящее,

13Если лузовый игрок располагается слева от нас, то мы можем вступить на тропу войны. Это означает, что мы будем продолжать лузово открываться, но не станем сдаваться на его агрессию. Это подразумевает 4- беты, баррели и хиро-коллы. У «коротыша» слева от нас мы можем начать лузово красть блайнды (если он тайтовый), и сбрасывать на его агрессию. Однако против лузового шортстека мы можем просто играть тайтовее, не забивая этим голову.

чтобы рыба осталась в банке. Я участвовал в большой дискуссии о том, следует ли 3-бетить с QJs на блайнде, когда рыба лимпит, а регуляр открывается рейзом. Я твердно убежден в том, что 3-бет в этой ситуации является плохой игрой, и колл намного лучше. Если рыба не участвует в банке, то 3-бет заслуживает рассмотрения. Однако как только рыба лимпит, мы должны сделать всё, чтобы разыграть банк вместе с ней. Если мы 3-бетим, то выбиваем фиша из раздачи, оставляя в банке регуляра. Это возвращает нас к концепции ошибок, регуляр не будет делать их много, а рыба будет. Тогда почему же мы пытаемся остаться в банке с парнем, который играет хорошо? Понимание динамики стола удерживает нас от таких ошибок.

Разберем ещё один пример, касающийся динамики стола. Регуляр открывается на баттоне, а мы на блайнде отвечаем с QJ. Выходит флоп J43. Очевидной игрой в этой ситуации является чек, так как весьма вероятно, что оппонент поставит Сбет. Затем вы можете уравнять или повысить его ставку в зависимости от имиджа и других соображений (как правило, мы будем отвечать). Несколько усложним динамику стола. Рыба делает лимп из МР, тот же регуляр открывается с баттона, мы отвечаем с QJ на блайнде. Фиш также отвечает. Снова выпадает флоп J43. В данном случае мы не должны чекать. Почему нет? Вопервых, у нас есть рука, с которой мы всерьез рассчитываем собрать вэлью с фиша. Вероятно, он ответит нам со многими руками хуже (руки-дро, валеты младше, мелкие пары). Во-вторых, образовался мультипот (в котором есть фиш, который склонен чаще отвечать), поэтому диапазон Сбет от регуляра будет уже сильнее. Очень часто мы упустим вэлью с фиша и подарим оппонентам бесплатные карты, либо прилично проплатимся регуляру чекколлами.

Возможно, вас интересует сценарий, в котором мы делаем лид, а регуляр его крутит. Обычно ответ прост — фолд. Когда вы ставите, то знаете, что рыба наверняка ответит. Ваш диапазон рук выглядит сильно для того, кто обращает на это внимание. Таким образом, если регуляр повышает, то он вряд ли имеет слабую руку или блеф. Если у него рука-дро, он должен волноваться о возможности линии бет/3-бет, поэтому, вероятно, просто уравняет, защищая своё эквити. Если у него сет, то он захочет повысить ставку, надеясь на линию бет/3-бет, не допуская бесплатной карты для флеш-дро. Потенциально сложными будут ситуации, когда у регуляра окажется сильная топ-пара или оверпара, и он просто уравняет нашу ставку. Тогда мы можем прийти к верному решению, просто спросив себя, возможна ли ставка на тёрне для получения тонкого вэлью.

Обсудим ещё один сценарий, когда регуляр открывается из МР, а рыба отвечает на баттоне. Снова у нас QJ на флопе J43. Возможно, что здесь лучше прочекать, чтобы посмотреть за действиями оппонентов. Если регуляр чекнет, то у фиша появляется шанс для блефа. Если регуляр ставит, а фиш повышает, то мы со спокойной душой выходим из банка. Если регуляр ставит, фиш отвечает, то мы обычно отвечаем на одной улице, а дальше смотрим за развитием событий на терне. Иногда мы даже будем чек-рейзить, вынуждая регуляра расстаться с лучшей рукой, а рыбу ответить с худшей рукой. Однако даже здесь можно привести аргументы за лид на флопе, если мы считаем, что регуляр вряд ли часто сделает Сбет. В таком случае мы просто ставим на флопе для вэлью. Однако в данном случае эта ставка не столько очевидна, как если бы рыба сидела слева от нас.

Общий смысл динамики стола состоит в понимании того, что лучший розыгрыш руки зависит не только от силы наших карт, карт оппонента и карт доски. Важны также типы игроков, позиции, размеры стеков, количество игроков в банке. Все эти факторы влияют на наше решение. Понимание динамики стола является ключевым навыком для принятия

наилучших решений.