Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КРИМИНАЛИСТИКА - СТУДЕНТУ-2015-2016 / КРИМИНАЛИСТИКА-ЛЕКЦИИ, УЧЕБНИКИ и Учебная литература / Расследование преступлений теория, практика, обеспечение прав личности.rtf
Скачиваний:
299
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
7.98 Mб
Скачать

Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров - следственное действие. Целью этого следственного действия является получение доказательственной информации по уголовному делу. Оно может проводиться и для предотвращения реализации угрозы потерпевшим, свидетелям или их родственникам и близким лицам. Данное следственное действие является комплексным. О его производстве следователь выносит постановление. Санкционирует это следственное действие суд (п. 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). На обращение в суд следователь получает согласие руководителя следственного органа, а дознаватель - надзирающего прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Исполняет это следственное действие - прослушивает переговоры, контролирует их и записывает - уполномоченный следователем орган.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно может прекратиться по постановлению следователя и раньше, если необходимость в его проведении отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

О результатах осмотра фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Контроль и запись переговоров допускается лишь по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 1 ст. 186 УПК РФ).

Основанием контроля и записи переговоров является наличие достаточных данных, позволяющих полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемых, обвиняемых и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела (ст. 186 УПК РФ).

Круг лиц, чьи переговоры могут подвергаться контролю и записи, практически не ограничен. Главное состоит в том, что в этих переговорах могут содержаться сведения, имеющие значение для раскрытия и расследования конкретного уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении.

А.П. Гуляев полагает, что "закон "Об оперативно-розыскной деятельности"" (ст. 8), в отличие от ст. 186 УПК РФ, допускает проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем и записью телефонных переговоров, на основании судебного решения и при наличии информации не только по тяжким и особо тяжким преступлениям, но и другим совершаемым или подготавливаемым уголовно наказуемым деяниям, по которым производство предварительного следствия является обязательным.

Под эту категорию подпадают, в первую очередь, преступления в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в сфере компьютерной информации и ряд других, при раскрытии и расследовании которых контроль и запись переговоров может дать важные доказательства по делу"*(299).

Данное суждение противоречит ч. 2 ст. 186 УПК РФ. Это означает, что здесь должна применяться ст. 7 УПК РФ, которая гласит: "1. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу. 2. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимает решение в соответствии с настоящим Кодексом. 3. Нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств".

Применение закона по аналогии, если этим ограничиваются права обвиняемого, подозреваемого на защиту, недопустимо. Это привело нас к выводу, что данный А.П. Гуляевым комментарий к ст. 186 УПК РФ не может использоваться в практической деятельности.

В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об установлении контроля и записи телефонных и иных переговоров обязательно должны быть указаны:

уголовное дело (его номер), при производстве которого необходимо применение данной меры;

основания, по которым производится данное следственное действие; квалификация преступления, свидетельствующая о тяжком или особо тяжком преступлении;

фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные или иные переговоры подлежат контролю и записи;

срок осуществления контроля и записи;

наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи (ч. 3 ст. 186 УПК РФ).

По форме постановление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части отражается наименование постановления, дата и место его вынесения, наименование органа и должностного лица, его вынесшего, звание, чин, фамилия и инициалы, уголовное дело, его номер, фабула дела и квалификация преступления.

После вводного слова "установил" излагаются основания производства контроля и записи телефонных и иных переговоров. Затем дается ссылка на ст. 186 УПК РФ и после вводного слова "постановил" излагается резолютивная часть постановления.

В резолютивной части указывается:

ходатайствовать перед судом (наименование суда) о производстве контроля и записи телефонных переговоров, осуществляемых лицом (указывается фамилия, имя, отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю), указываются номера служебных и домашних телефонов, с которых могут осуществляться переговоры, подлежащие контролю и записи, указывается срок, в течение которого осуществляется контроль и запись переговоров;

указывается наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Постановление подписывают лицо, его вынесшее (следователь), и прокурор, давший согласие на обращение в суд с ходатайством о контроле и записи переговоров.

Решение о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров принимается судьей районного суда по месту производства предварительного следствия единолично после изучения представленных следователем материалов. Оформляется такое решение постановлением. Решение принимается в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов.

Лицо, чьи телефонные и иные переговоры контролируются и записываются, при принятии решения судьей не присутствует (п. 16 ч. 4 ст. 474 УПК РФ).

Законодатель разрешил контролировать и записывать телефонные и иные переговоры без судебного решения, по постановлению следователя, поддержанного руководителем следственного органа, или дознавателя, санкционированного прокурором, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников или близких лиц по письменному заявлению указанных лиц (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).

В этом случае следователь, направляя свое постановление для исполнения в орган, наделенный правом выполнять решение по контролю и записи переговоров, к сопроводительному письму прикладывает заявление лица, обратившегося с просьбой о прослушивании его переговоров с указанием номера его телефона.

В.В. Кальницкий считает, что и в этом случае должно быть получено судебное решение*(300). С этим суждением вряд ли можно согласиться. Судебное решение необходимо только в случаях отсутствия заявления лица, чьи переговоры контролируются и записываются (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).

А.П. Гуляев считает, что "по аналогии с ч. 2 ст. 186 УПК РФ контроль и запись переговоров допустимы по письменному заявлению не только названных в этой норме участников и лиц, но и других - экспертов, защитников, представителей, адвокатов, если в отношении них имеются такие же угрозы, которые обозначены в данной статье"*(301). С этим суждением вряд ли можно согласиться по следующим соображениям. Потерпевший, свидетели - участники процесса - незаменимы в обозначенном качестве, поэтому они и нуждаются в большей более оперативной защите. Другие участники процесса вполне заменимы. Они, конечно, нуждаются в защите, но прослушивание их телефонов, запись и контроль переговоров с учетом их специфики возможны только по судебному решению.

Получив постановление судьи с разрешением контроля и записи переговоров, следователь со своим сопроводительным письмом направляет его в учреждение, наделенное правом осуществлять эти технические мероприятия. Такими органами могут быть учреждения связи или оперативно-розыскные подразделения, перечень которых обозначен в ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".