
Привязка к целям и анализ «напряженности»
Следующим шагом стала привязка к целям. Вместо «механической» классификации, использовавшейся ранее (универ – дорога – курсы – и т.п.) появилась классификация на несколько ключевых направлений, в каждом из которых было 4-5 поднаправлений.
Главными
целями хронометража на этом этапе было
снижение расходов на менее приоритетные
категории (верхний график) и отслеживание
/ поддержание баланса по основным
категориям. Что означают 5 часов на
«перекуры» в понедельник – затрудняюсь
объяснить (бумажные хронометражи не
сохранились, только электронные
обобщенные выжимки из них), возможно
туда была отнесена сладкая полудрема
на каком-нибудь университетском
мероприятии. А может быть,Excelгде-то ошибся.
После начала трудовой карьеры появились квартальные и годовые цели и подцели, т.е. расходы времени отслеживались уже не по ключевым направлениям, а по целям (фактически это было переходом от «функционального» учета времени к «проектному»). Тогда же, во время работы в банке, я познакомился с BalancedScorecard(пришлось покупать книжку Нортона и Каплана наamazon.com, в России на тот момент она вроде бы еще не переводилась) и попробовал приложить эту методологию к управлению личным временем. Большого развития в моей личной работе эта идея не получила, хотя до сих пор представляется мне полезной и интересной. Вообще, тонкие и сложные формы классификации и разнесения затрат времени мне сейчас не близки («переболел» этим в первые два года хронометража), предпочитаю использовать более грубые и простые инструменты решения частных задач, а не универсальной и всеобъемлющей оптимизации личной работы.
Пример такого простого решения частных задач: появление показателя, любимого и активно применяемого до сих пор – распределения времени на категории по степени напряженности. Работа помощника Председателя Правления предполагала достаточно высокую свободу и ненормированный график, как и дальнейшая жизнь консультанта и бизнесмена. Поэтому важным элементом личной работы уже тогда стало нормирование и регулирование количества насилия над собой, без которого я не мыслю развития (см. рецензию на «Пандем» Дяченко).
На графике с неточным названием «по эффективности» виден пример отслеживания динамики напряженности времени. Обычно она отслеживалась за неделю; также иногда проводились сравнения с прошлым годом. В тогдашней системе к первой категории относилась вся работа (и профессиональная, и «культурная», и учеба), ко второй – все «обеспечение» (пешая ходьба, хозяйство, и т.п.). Сейчас (2004 г.) напряженность делится несколько по-другому, но суть осталась прежней: выжать из своего организма биологически и интеллектуально возможный максимум. А также, оптимизируя организацию работы и отдыха, повышать нормативное значение этого максимума.
Интеграция хронометража и дневника
Вести дневник я начал значительно раньше, чем хронометраж. Считаю крайне сомнительными аргументы против этого полезнейшего инструмента самоуправления. Конечно, при желании даже пуховой подушкой можно убить человека, что уж говорить об опасности перочинного ножа. Но возможность вреда от употребления инструмента – не причина уходить назад в пещеры и отказываться от него. Вспомню полезное наблюдение Алексея Бабия в статье «Хронометраж или Алгебра любви-3»:«…Я прочел уйму биографий и автобиографий великих людей, пытаясь понять их секрет. В конце концов, увидел одно, что их объединяет: именно вот это внимательное отношение к своему внутреннему миру, непрерывное и жесткое отслеживание своих мыслей, порывов, и т.д.»
В моей работе дневник, во-первых, помогает выделить время на рефлексию, важные решения мне легче принимать в процессе письменной фиксации событий и размышлений. Во-вторых, я регулярно обращаюсь к прошлым записям и узнаю про себя и окружающих много нового и интересного. Наша память – очень гибкий инструмент, легко подстраивающий воспоминания под нужды текущего дня. Дневник помогает повысить адекватность картины мира и объективность оценок.
Сначала дневник представлял собой просто заметки на полях календарей. Постепенно эти заметки расширялись, перешли в электронный вид и интегрировались с хронометражом, который велся уже не на бумаге, а целиком в Excel. Выглядело это так:
Один лист Excelвключал неделю, дни располагались по вертикали. Слева – хронометражный портрет дня с точностью 15 минут, классификаторы были и «техническими» (напр. Хеда – хозяйство / готовка еды), и проектными (Кн орг – проект «работа над ТМ-книгой», оргвопросы с издательством). Рядом с классификаторами могли ставиться пометки состояния и совмещения – [1] – это музыка (внизу дневного листа эта пометка расшифровывалась, например «Вагнер, Валькирия»), «еда» - один из режимов совмещения.
Далее следует текстовый блок – дневник (в лист Excelвставлены прямоугольники-рисунки, внутри которых текст). Технически решение крайне неудачное, трудно найти нужный текст, изменить форматирование, сделать выборку по проекту, и т.п. Хотя по сравнению с бумажным дневником от руки и это было большим прогрессом.
Справа – столбец автоматического подсчета показателей. В верхней части листа вводился в определенное поле классификатор интересующих меня в эту неделю расходов времени, и автоматически отслеживался каждый день нарастающим итогом. Например, при необходимости выделять из «текучки» время на ТМ-книгу, отслеживался расход времени по классификатору «Кн».
В целом, на этом этапе анализ расходов времени с рисованием красивых диаграмм проводился крайне редко. Хронометраж выполнял в основном функцию оперативного самоуправления (через отслеживание одного-двух «тактических» показателей в течение текущей недели) и функцию фиксации «портрета» дня, фактически являющегося частью дневника, «материализации» опыта.