Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Подборка статей сайта Improvement.ru_доп / Архангельский Глеб Интервью на радио <Финам ФМ>

.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
142.21 Кб
Скачать

Глеб Архангельский. Интервью на радио «Финам ФМ»

ЛИХАЧЕВА: 9:07 в столице. Доброе утро на Финам FM. Меня зовут Елена Лихачева. Здравствуйте! Первым камнем преткновения в карьере моего сегодняшнего гостя стало выращивание шампиньонов. Он вдруг понял, что то, чем он сейчас занимается - не его. «Нет худа без добра», он изменился. Теперь он учит нас с вами съедать каждое утро одну невкусную лягушку. Или, нарезать слона на небольшие бифштексы. У меня сегодня в гостях Глеб Архангельский. Доброе утро!

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Доброе утро.

ЛИХАЧЕВА: Давайте не будем, все-таки, вводить совсем уж в заблуждение наших слушателей. Сначала рубрика «Статус», из которой они поймут, чем Вы на самом деле занимаетесь.

СТАТУС: Глеб Архангельский. Генеральный директор компании «Организация времени». Холост.

КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ: В 2001 году окончил Санкт-Петербургский Государственный Университет. Кандидат экономических наук. Зав. кафедрой «Тайм-менеджмент» Российской Финансово-промышленной Академии. В 2004 создал компанию «Организация времени». Автор делового бестселлера «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать», «Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений» и других. Руководитель проектов внедрения тайм-менеджмента в крупнейших корпорациях. Интересуется архитектурой, классической музыкой, древнерусским певческим искусством. Играет в покер, курит сигары.

ЛИХАЧЕВА: Глеб, доброе утро. Спасибо, что пришли, нашли время прийти к нам сегодня в Вашем, наверняка, очень непростом и плотном графике. Давайте Вы сразу скажете, что такое «съедать лягушку каждое утро» и «нарезать слона на бифштексы».

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Это самые любимые, всенародно любимые тайм-менеджерские техники. «Съедать лягушку по утрам» - это значит, выполнять какое-нибудь одно маленькое неприятное дело, которые у нас у всех скапливаются и не дают спокойно жить. Недоприбитый плинтус, не могу никак дойти до стоматолога…

ЛИХАЧЕВА: Откуда Вы знаете про плинтус у меня на кухне?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А Вы знаете, у всех. За 8 лет… Я в любой аудитории спрашиваю - на тренингах, на выступлениях - «есть ли у кого-то недоприбитый плинтус?». 5-10% обязательно поднимают руки. Я не знаю, почему это.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо, что Вы меня успокоили. Ну и пусть будет у нас неприбитый!

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: И Бог с ним, бывает. Или какая-нибудь недописанная служебная записка, или надо позвонить клиенту и сказать, что в срок не будет. Все это - «лягушки». Почему мы их так называем? Они маленькие. Они объективно не сложные. Но, поскольку они неприятны и отвратительны, они откладываются иногда месяцами, или даже годами. И это одна из очень простых тайм-менеджерских техник: начинать день с того, чтобы съесть такую лягушечку. Я это сам практикую в машине, по дороге на работу. Делаю телефонный звоночек какой-то, или пишу какой-то неприятный документ. И дальше это - заряд бодрости на весь день. Потому, что самое страшное сегодня ты уже прошел. Все, ничего худшего с тобой за этот день уже не произойдет. Ты сам себе это худшее устроил.

ЛИХАЧЕВА: Так. А слон на бифштексы?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А слон на бифштексы - это, наоборот, что-то очень большое и глобальное. Например, получить второе высшее образование. Внедрить 1С Предприятие 8. Написать дипломную работу. Диссертацию защитить. Выучить иностранный язык. И так далее. Здесь проблема в том, что каждый маленький шаг не дает заметного результата. От того, что Вы выучили три новых английских слова, у Вас знание английского ни на миллиграмм не прибавилось.

ЛИХАЧЕВА: На миллиграмм-то прибавилось.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Незаметно.

ЛИХАЧЕВА: Но не на килограмм.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Незаметно, да. Еще Альберт Эйнштейн говорил, что многие люди любят колоть дрова. Потому, что вслед за действием сразу виден результат. А когда результат отложен - а по слонам он всегда отложен… Где там еще этот выученный английский, повысившаяся капитализация на рынке труда, из-за которой мы получим больше зарплату и будем чаще в рестораны ходить? Это все очень далеко. И один из способов борьбы - нарезать слона на маленькие бифштексы. То есть, каждый день назначать себе некую, очень измеримую, четкую порцию работы. Например, посмотреть фильм на языке, написать страничку дипломной работы. Сделать 40 отжиманий - если говорить о здоровом образе жизни, тоже слон, очень типичный. Вот это - прием борьбы с другим типом неприятных задач, со слонами.

ЛИХАЧЕВА: Скажите, а у русских людей какая самая большая проблема со временем?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: У русских самая большая проблема - самозомбирование в области времени. Русские люди, почему-то, придумали себе миф, что они не организованы, не пунктуальны, что у них широкая душа, которая куда-то не помещается, и так далее. Хотя я должен сказать, в моей коллекции самый старый ежедневник - 1851 год. Издание Императорского Генерального Штаба.

ЛИХАЧЕВА: Вы собираете ежедневники?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да, я собираю всякие интересные штуки исторические, которые касаются времени. Глядя на этот ежедневник, я понимаю, что люди вполне себе планировали время, и вовсе не задавались вопросом: «А что это? Мы же не немцы! Как это мы можем его планировать?».

ЛИХАЧЕВА: И когда это началось все?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Первые свидетельства - это 18 век. Первая книжка по документообороту - 1832 год.

ЛИХАЧЕВА: Нет-нет-нет, простите, я недостаточно, наверное, правильно выразилась. Когда началось это разгильдяйство?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Самозомбирование?

ЛИХАЧЕВА: Да, самозомбирование, такое разгильдяйское отношение ко времени. Если Вы говорите, что у нас, в принципе, все было, как у других людей. Достаточно организованные. В какой момент мы соскочили с этого?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Вот это - интересный социологический вопрос. Я даже не задумывался, в какой момент так получилось. Потому, что в советские годы тоже... Я думаю, знаете, как: была сделана в советские годы прививка маразма. Все знали, что план - это маразм; все знали, что к 7-му ноября нужно рывком «к зияющим высотам» чего-то построить, а потом оно, недостроенное, не работает.

ЛИХАЧЕВА: И вообще, никому не нужно?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: И никому не нужно, в конце концов. Я думаю, что именно там была сделана прививка того, что планирование - это что-то такое чуждое, навязанное сверху и какое-то изнасилование коллективное. И потом пошли лихие годы, и как-то все забылось - что планировать надо, что организовываться надо. Потом уже нам приходилось, где-то с 99-го года мы начали тайм-менеджерское сообщество российское создавать. Начали как-то возвращать эту культуру. Прививать и показывать: «Ребята, все давно было».

ЛИХАЧЕВА: И если мы начинаем планировать, то это не значит, что мы возвращаемся в советские дремучие годы.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Да. И это не значит, что мы себя пытаемся превратить в какой-то концлагерь «Бухенвальд», выстроить себя строем, ходить ровно по клеточкам, по квадратикам. Это просто значит, что мы разумно относимся к своей жизни и к тому времени, которое нам отведено в этой жизни.

ЛИХАЧЕВА: Но Вы знаете, мне кажется, сама жизнь, само время сейчас подсказывает именно эту мысль. Те, кто не умеет обращаться со своим временем, просто вылетают из обоймы. По крайней мере, это характерно. Я это наблюдаю здесь, в мегаполисе, буквально каждую минуту и каждый день. Поэтому...

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Абсолютно. Все эти стрессы, все эти песни и пляски с дауншифтингом, все эти зеленые лица, в 11 вечера выходящие из офиса... Естественно, человек не может быть успешен, если он с этим не справился. Если читать жизнеописания великих людей, причем не только в бизнесе, но и художников, композиторов, писателей, то оказывается, что у всех была довольно жесткая самодисциплина именно в плане организации. То есть, в какое время, что я делаю, сколько я себе ставлю рабочих задач... Какой кусок симфонии я должен написать за сегодняшний день. Это все было.

ЛИХАЧЕВА: Да. Или нынешний юбиляр, Гоголь. Как человек поступал, когда «что-то не идет муза ко мне!», не пишется, не идет вдохновение. Что он делал? Садился, брал листочек, и писал сорок раз: «мне не пишется сегодня, мне не пишется сегодня».

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: «Мне сегодня не пишется», совершенно верно.

ЛИХАЧЕВА: И может быть, на сорок первый: «что это? давай попишем!» Как-то, может быть, произойдет что-нибудь потом!

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Более того, когда Гоголь излагал эту технологию своему другу, он ему писал: «батенька, не ждите вдохновения, вдохновение - гостья редкая, и даже великие, такие, как Александр Сергеевич Пушкин, не всегда были обуреваемы вдохновением!» Так что работать надо, товарищи. А не только вдохновение ждать, как русские люди любят делать.

ЛИХАЧЕВА: Какие-то хорошие, правильные, на Ваш взгляд, тенденции в обращении со временем у русских людей, по крайней мере, москвичей, которые живут в мегаполисе и вращаются, вместе с Вами и с нами, в офисной среде, Вы наблюдаете? Мы потихонечку меняемся?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Конечно. За последние 8 лет я это очень активно наблюдаю в бизнесе. Если 8 лет назад мы говорили «управлять временем», люди делали квадратные глаза и говорили: «Что вы! Где вы! Мы не немцы! Мы, тра-ля-ля, стихийные русские». Сейчас это вопросов в бизнесе, в среднем, не вызывает. Более того, для меня очень позитивный сигнал: последние год-два начинают активно госорганы подтягиваться. Я все больше провожу мастер-классов, семинаров в аппарате Государственной Думы, в Минэкономразвития недавно проводил мастер-класс. И я вижу абсолютное понимание, что да, организовываться надо, надо снижать бюрократизм безумный, когда переставление запятых длится годами и не приводит ни к какому результату...

ЛИХАЧЕВА: Наконец-то они тоже, видимо, озадачились?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Совершенно верно. Понятно, что это гораздо более консервативная среда, они к этому пришли позже, чем бизнес. Но, тем не менее, очень даже живыми глазами и живо воспринимают. Когда я в МЭРТ, сидя на месте Владимира Владимировича Путина и министра экономического развития, в зале коллеге сказал: «ребята, задача нашей сегодняшней встречи - чтобы через 50 лет исчезли очереди в паспортных столах, исчезли паспортные столы, исчезло понятие паспорт, и вообще все через интернет происходило» - я встретил абсолютное понимание. Другой вопрос, насколько быстро это будет происходить, потому что среда консервативная, много людей, достаточно далеких от каких-то технологических инноваций. Но то, что тренд пошел - это абсолютный факт.

ЛИХАЧЕВА: А что будет вместо паспорта? Чип в голове?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: А зачем?

ЛИХАЧЕВА: Мне просто интересно.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Штаты живут же без паспорта. Что хочешь: водительские права, какая-нибудь медицинская страховка. Нет такого, что у тебя должна быть одна ксива обязательная, без которой ты - не человек. Ты можешь свою личность подтвердить, в общем-то, любым путем. Мне кажется, это - правильный путь.

ЛИХАЧЕВА: Вы сейчас упомянули тех же самых пресловутых американцев. Почему-то мы всегда себя сравниваем именно с этой нацией. Скажите пожалуйста, а чье отношение ко времени Вас устраивает на все 100%? Другими словами, какая нация, по Вашему мнению, обращается со временем правильно? Давайте, Вы ответите на этот вопрос буквально через две минуты.

Соседние файлы в папке Подборка статей сайта Improvement.ru_доп