Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / ОТЖ / 2 семестр / Семинары / отж 6 семинар.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
202.24 Кб
Скачать

Конкурсы среди читательской аудитории издания

Рассмотрим некоторые задачи, для решения которых печатные СМИ используют конкурсы среди читательской аудитории.

1. Достижение (поддержание) продаж тиража (в розницу и по подписке) и аудитории издания.

Сюда можно отнести разнообразные розыгрыши призов среди читателей, правильно решивших кроссворды, ребусы, шарады, шахматные задачи или награждения читателей, приславших лучший анекдот (историю на заданную тему, фотографию и т. п.). Размер аудитории поддерживается за счет формирования группы постоянных читателей из любителей подобного времяпрепровождения и за счет тех, кто желает увидеть свою "работу" или ждет список победителей, публикуемые в одном из последующих номеров издания.

Для привлечения подписчиков могут быть использованы различные лотереи и розыгрыши. Так, газета "Вести" (Ленинградская область) разыгрывала участки земли (6 соток), а читатели журнала "Спортс Иллюстрейтед" (США), заплатившие 80 долларов за годовую подписку, принимали участие в розыгрыше коллекционной видеокассеты с фильмом о Майкле Джордане [6]. Для участия в конкурсе "Мисс "Комсомольская правда" кроме фотографии и письма о себе претендентки должны были прислать в редакцию ксерокопию квитанции о подписке [11].

2. Изменение характеристик аудитории издания.

Как правило, эта задача решается в том числе разработкой и проведением конкурсов, направленных на определенную целевую группу. Благодаря конкурсам на спортивную тематику газете "Костромские ведомости" удалось привлечь детскую и юношескую аудитории [4].

3. Увеличение (поддержание) объема сбыта рекламных услуг.

Решение этой задачи может быть достигнуто, во-первых, решением задач 1 и 4 (т. е. за счет повышения конкурентоспособности издания как рекламоносителя) и, во-вторых, за счет расширения ассортимента - продажи такой дополнительной рекламной услуги, как спонсорство конкурса или розыгрыша. А.Н. Назайкин отмечает, что "эффект подобных игр очень высокий. Именно с их помощью удается договориться с рекламодателями, которые не хотят публиковать обычные рекламные объявления" [13].

4. Повышение эффективности рекламных услуг.

Эту задачу можно рассматривать как подпункт задачи 3. Используются конкурсы, акцентирующие внимание читателей на рекламных объявлениях или стимулирующие использование читателями рекламы. Газета "Совершенно секретно. Версия" проводила акцию "Конкурс-2000. Покупатель нового столетия". Каждый читатель, покупая товар или оплачивая услугу по рекламным объявлениям газеты "Версия", мог прислать в редакцию чек или другой документ, подтверждающий покупку. При достижении суммы покупки 20 000 рублей он становится участником конкурса, а затем и шоу розыгрыша призов, которое состоялось в январе 2000 года в одном из развлекательных центров Москвы. Помимо призов всем участникам были вручены памятные дипломы "Покупатель нового столетия". В розыгрыше представлено более 200 призов стоимостью от 150 до 2000 долларов и суперприз

5. Обеспечение издания дополнительной информацией.

Использовать конкурсы можно как для приобретения дополнительного источника информации для редакционного содержания, так и для получения некоторых маркетинговых данных.

Журнал "Маркетинг и маркетинговые исследования в России" проводил директ-маркетинговый тест для читательской аудитории. 20 тысяч потенциальных подписчиков были условно разделены на четыре подгруппы, которым были направлены специальные предложения о подписке. Первой группе были направлены по почте двухцветные листовки со счетом, второй группе - листовки и четырехцветный буклет с образцами статей издания, третьей группе - листовка и купон, заполнив который читатели смогли бесплатно получить номер журнала, четвертой группе - дополнительная листовка с правом на участие в лотерее подписавшимся до определенного срока или на определенную сумму. Итоги этого конкурса-теста позволили выяснить, какие способы привлечения подписчиков наиболее результативны, и применять их в дальнейшем [10].

6. Формирование определенных уровней известности и лояльности к газете.

Ко Дню защиты детей еженедельник "Подробности" (Екатеринбург) объявляет конкурс детских рисунков на определенную тему. А затем 20 победителей конкурса при большом стечении публики раскрашивают настоящий городской рейсовый автобус.

5 вопрос. Спортивная журналистика – это социально-значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию. Кроме того, это и совокупность всех продуктов деятельности спортивного журналиста, предмет изучения и преподавания, а также содружество порождаемых профессий. Спортивная публицистика – произведения спортивной тематики, оказывающие влияние на сознание спортивной общественности и поднимающие темы, актуальные для современности. Публицистика и журналистика – неразрывно связанные между собой явления, поскольку оба ориентируют и влияют на общественное мнение. В контексте изучения специализированного направления журналистика и публицистика станут для нас синонимами.

В своей работе «Спортивная пресса как тип» П. Воронков выделяет пять таких функций: эскейпизм, функция эмоциональной мены, информационная, аналитическая и воспитательная[9]. К общим он относит последние три функции. Действительно, спортивная пресса, как и любая другая, стремится информировать читателя (зрителя, слушателя), подаёт факты в обработанном, аналитическом варианте, а также даёт положительный или отрицательный пример материалами, воспитывая аудиторию, которая является регулярным потребителем подобной информации. Установка на эскейпизм и функция эмоциональной мены, по мнению исследователя присущие только спортивной журналистике, по описанию представляют собой единую развлекательную функцию. По мысли автора работы, спортивная газета – «то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить о проблемах», «обеспечивает удержание экспрессии, «энергии на минус», альтернативный вариант выхода плохих качеств личности»[10]. Исследователь считает спортивную прессу идеальной, считая конечной её целью «содействие установлению мира на земле»[11]. С этим соглашаться наивно.

Функция эмоциональной мены как уникума для спортивной журналистики не состоятельна. Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные и активные болельщики.

Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку и получать сугубо положительные эмоции от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации. Спорт приходит к ним в часы досуга. Обычно это потребители общественно-политических изданий или радио- телеканалов, читающих (смотрящих) на спортивную полоску (спортпрограммы). Для них неважно то или иное поражение российских спортсменов. Это не приносит никаких эмоций - полоса пролистывается, телевизионный канал выключается, об отрицательном событии в мире спорта тут же забывается. Если появляются положительные эмоции, то внимание на программе или статье задерживается, а житейские проблемы на время забываются. Так осуществляется развлекательная функция. Следует заметить, что это единственный случай, когда задачи спортивной журналистики расходятся с задачами спортивной публицистики. Развлекательная функция журналистики не способствует заметному влиянию на формирование общественного мнения.

Для заинтересованных людей и активных болельщиков всё гораздо сложнее. Они переживают и радость победы, и горечь поражения. Спортсмены, тренеры и чиновники, о которых пишут спортивные журналисты, по-разному реагируют на информацию. Реакция зависит от положительной или отрицательной оценки прессы. Сами журналисты реагируют на материалы коллег с точки зрения конкуренции или обычного перенимания положительного опыта. Активные болельщики – категория особая. Для них окружающий мир является лишь преградой, отвлечением от спортивной информации, которую они черпают отовсюду, но преимущественно из специализированных спортивных СМИ. Активные болельщики не мыслят себя без продуктов спортивной журналистики. Их настроение зависит только от результата, который показала любимая команда или спортсмен. Они наиболее подвержены воздействию мыслей спортивного журналиста. Эта группа ощущает на себе проявление информационной, аналитической, воспитательной, пропагандистской функций спортивной журналистики, тогда как пассивные болельщики ограничиваются информационной и развлекательной функциями.

6 ВОПРОС. Спецификой журналистского фольклора является то, что часто он выплескивается на страницы газет или попадает в эфир, а также в художественную литературу. Журналистские байки и анекдоты использовали в своем творчестве писатели и публицисты Петр Придиус[7], Валерий Кузнецов[8], Евгений Петропавловский[9], Светлана Шипунова[10].

С другой стороны, журналисты иногда публикуют материалы с сочиненными ими же самими сюжетами, которые, в свою очередь, затем фольклоризуются. Например, в «Кубанских новостях» 1 апреля опубликовали материал о тайной встрече губернатора Кубани с Фиделем Кастро". Позже рассказывали, что эта шутка стоила редактору газеты его поста и что одна журналистка приняла розыгрыш за чистую монету и отослала «новость» на Би-Би-Си [4]. Пожалуй, самой резонансной была первоапрельская шутка газеты «Кубанский курьер», где в 1993 г. был напечатан материал о том, что якобы в центре Краснодара, на Шуховской башне в цистерне незаконно разводят крокодилов; когда все раскрылось, цистерну транспортировали на вертолете и уронили в воды Краснодарской ТЭЦ. До сих пор некоторые люди уверяют, что видели там огромных рептилий[12]. Публиковались также сведения о том, что на Всесвятском кладбище тайно захоронен В.М. Пуришкевич, а в туалете одного из старинных особняков на ул. Фрунзе в краевом центре (там находится мастерская скульптора Александра Аполлонова) некий казачий генерал в Гражданскую войну обронил шашку с алмазами[13]. Эти истории журналистам действительно рассказывали представители коренной краснодарской интеллигенции, затем они были растиражированы прессой и из газет перешли в городской фольклор[14].

Специфика «журналистского» сегмента поля постфольклора в том, что он открыт для влияния извне и сам влияет на другие сегменты. Зачастую в журналистскую среду возвращается то, что когда-то из нее вышло.

Фольклор быстро заполняет любую нишу, оставленную журналистским официозом, проникая во все сферы СМИ. И не только потому, что все чаще появляются табуированные темы. Язык фольклора – открытая система, которая за счет своих присущих качеств анонимности (под маской штампов «глас народа», «люди говорят») вскрывает и высмеивает слабые стороны журналистики: взаимоотношение СМИ и читателей (зрителей), рядовых сотрудников и руководителей, редакторов и чиновников, старожильных журналистов и новичков.

Как правило, в журналисткой среды формируется внутренний субкультурный пласт со своими персонажами (героическими и сатирическими), вторичной семиотической системой, журналистский фольклор – это своего рода СМИ внутри СМИ.

Интересно, что журналистика, как актуализация мировоззрения социальных групп, сама тесно взаимодействует со сферой фольклора. Зачастую рубрики местных газет напоминают «Указатель сказочных типов» (по системе А. Аарне): «Сказки о животных» («Окно в природу», «Живой уголок»), «Чудесный помощник», «Правда выходит наружу» (широкий круг материалов на разную тематику), «Добрые советы» (газетные колонки, которые ведут юристы, врачи и т.д.), «Сказки о судьбе» (житейские истории, очерки о людях «виды видавших»).

В журналистской среде формируется своеобразный сленг, остающийся непонятным обывателю.

Музыка́льная журнали́стика (англ. Music journalism) — это прежде всего аналитика и критические изыскания, проводник в мир искусства[1], а не светская хроника и обзоры новинок [2][3][4]. Но как жанр это направление журналистики во всем мире деградирует[5] и фактически гламуризовано. Даже на радио, где помимо набора профессий — ведущий, диджей, продюсер, — формально есть и музкритик [6]. В наше время такого рода критика — удел энтузиастов [7] хотя и считается одной из актуальных и общественно востребованных в современной культуре [8].

Отечественная музыкальная журналистика

До становления периодической печати как таковой музыкально-критическая мысль была представлена в философских трактатах: только в XVIII веке музыкальная критика оформилась как отдельно-позиционированная сфера деятельности, музыкально-критическая мысли и музыкальное просветительство канализированы были с помощью такого инструментария как журналистика.

Субъект журналистики есть сегодняшний день, процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Рецензирование нового, переоценка былого — объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это интересно потребителю (то есть читателю). Необходимо «держать руку на пульсе». И быть при этом компетентным. Непростое сочетание.

История отечественной музыкальной критики суть профессионалы в музыке и просвещенные дилетанты (Борис Асафьев, Вячеслав Каратыгин, Цезарь Кюи, Юрий Арнольд, Александр Серов).

[править]

Музыкальная журналистика дореволюционной России

Музыкальная периодика России начала XX века обильна и разнообразна:

«Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов» (Тюмень);

«Баян» музыкально-литературный журнал (Тамбов);

«Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний»;

«Музыка, еженедельное издание» (Москва);

«Русская музыкальная газета» (Санкт-Петербург);

«Русская музыкальная грамота» (Москва)

«Сцена и музыка» (Москва);

«Тульский гармонист» — ежемесячный иллюстрированный журнал.

[править]

Музыкальные издания Советской России

«Балет»;

«Музыка и быт»;

«Музыка и Октябрь»;

«Музыка и революция»;

«Музыкальная жизнь» (Москва, «Советский композитор»);

«Советская музыка» (Москва, Муз-гиз);

«Советская эстрада и цирк» (Москва. «Искусство»);

«Радио и ТВ»;

«Театр»;

«Театральная жизнь».

[править]

Музыкальная журналистика современной России

Музыкальными критиками в нашей стране могут именоваться считанные единицы среди тех, кто пишет про музыку: прочим достаточно понятия «музыкальный журналист» [12]

Академические издания

Подавляющее большинство статей в печатных СМИ этой группы являются чисто научными, а не журналистскими: лексические нормы не коррелируют с требованиям журналистики, в основе которой — доходчивость, постулирующая необходимость общения с потребителем на его языке. Не стоит игнорировать и т. н. индивидуальность подхода: субъективный взгляд (журналистика — профессия творческая). Научное «мы» даже не будучи явно прописано, всегда подразумевается. А это не совместимо с авторским «я», непременным условием современной журналистики. Академические издания далеки от дилетанта.

«Музыкальная жизнь» издается с 1957 (статьи об академической музыке изложены более языком);

«Музыкальное обозрение» — газета с мизерным тиражом. Статьи напоминают материалы газеты «Культура».

«Российский музыкант» (консерваторская многотиражка) выходит ежемесячно в теение учебного года (9 выпусков в год).

«Советская музыка» издается с 1933 года (с 1992 года под названием «Музыкальная академия»). Издание было ежемесячным (с 1949 года с нотным приложением), с 1992 года стало ежекартальным.

Академическую музыку освещают и другие издания: публикуются репортажи о том или ином событии, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают скромную долю газетной площади, хотя события эстрадной музыки анонсируются на фронтальных полосах и обложках.

Соседние файлы в папке Семинары