- •Содержание
- •Введение
- •Обзор литературы и источников
- •Возникновение марксистского центра в петербурге (конец 1887 — начало 1890 г.)
- •1. Генезис «рабочего союза» (кружок г. Петровского, г. Родзевича и б. Лелевеля)
- •2. М. И. Бруснев и реорганизация марксистских кружков
- •3. Студенческие волнения 1890 г. И кружок марксистов
- •На пути пропаганды марксизма
- •1. Л. Б. Красин
- •2. Центральный рабочий кружок
- •3. Первый опыт экономической агитаций. «шелгуновская демонстрация» и первая маевка
- •4. Связи с московским и тульским подпольем
- •5. М. И. Бруснев в москве
- •Заключительный этап деятельности «рабочего союза»
- •1. Социал-демократические рабочие кружки в 1891—1892 гг.
- •2. Вторая маевка: под лозунгом свержения самодержавия
- •3. Интеллигенты-пропагандисты осенью 1892 — летом 1893 г.
- •4. Распространение нелегальной литературы
- •Заключение
- •Приложения
4. Связи с московским и тульским подпольем
В начале марта 1891 г. в Петербург приехал студент Московского университета П.М. Кашинский «с целью связать сношения с петербургской социал-демокра-тической организацией» 2. В московском студенческом кружке слышали о марксистах Петербурга. Дело в том, что родной брат Болеслава Квятковского, входившего упомянутый московский кружок, Ян Квятковский, учился в то время в Технологическом институте и, по всей видимости, хорошо знал марксистов-технологов 3. Он и устроил в Петербурге встречу П.М. Кашинского с Л.Б. Красиным.
По справедливому замечанию Ш.М. Левина, изучавшего московское революционное движение 80—90-х годов, Кашинского следует причислить к тому переходному типу русских революционеров эпохи упадка «Народной воли» и становления марксистских организаций, которые соглашались с основными тезисами социал-демократии, но ошибочно полагали, что в России без применения террора невозможно достичь политической свободы 4.
Л.Б. Красин впоследствии вспоминал, что Кашинский был известен ему как «довольно образованный и склонявшийся к марксизму студент», знакомый с «Ка-
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 9, с. 250.
2 Бруснев М.И. Возникновение первых социал-демократических организаций (Воспоми-нания). — «Пролетарская революция», № 2 (14), с. 28—29.
3 Łukawski Z. Polacy w rosyjskim ruchu socjaldemokratycznym w latach 1883-1893. Kraków, 1970, s. 56.
4 См. «История Москвы», т. IV. М., 1954, с. 453.
93
питалом», работами Ф. Энгельса и западноевропейскими социал-демократиче-скими изданиями 1. В те времена этого казалось достаточным, чтобы пойти на сближение и сотрудничество. Рассчитывая наладить постоянные связи с Москвой, «Рабочий союз» решил опереться на П.М. Кашинского. И когда Л.Б. Красин; удаленный из Петербурга за участие в «Шелгуновской демонстрации», 20 апреля 1891 г. направился в Нижний Новгород для отбытия воинской повинности, переговоры от имени петербургской организации продолжились в Москве. Это было в конце апреля — начале мая 2. Кашинский обещал дать средства на переезд в Москву Ф.А. Афанасьева, посылавшегося туда по решению Центрального рабочего кружка для революционной работы. В его задачу входило также создание к осени, когда соберутся студенты, инициативной группы пропагандистов. Афанасьев должен был подыскать подходящих людей среди рабочих и таким образом подготовить почву для создания социал-демократиче-ской организации, связанной с «Рабочим союзом» единством действий 3. Задуманный план обсуждался в деталях, когда Кашинский в конце июня гостил у братьев Красиных в Нижнем Новгороде 4.
Дальнейшую работу по внедрению в московское подполье вел уже М.И. Бруснев. В начале лета 1891 г. он закончил учебу в институте и вынужден был заняться поисками заработка. Но в Петербурге места ему, по-видимому, найти не удалось. Пришлось искать работу в других городах. Н.Д. Богданов вспоминал о заседании ЦРК, на котором Бруснев трогательно прощался со своими друзьями по революционной борьбе 5. Может быть, именно тогда было принято решение воспользоваться отъездом Бруснева для налаживания контактов с передовыми рабочими в других городах. Он должен был посетить Москву, Нижний Новгород, Тулу и Киев (по адресу, полученному от Ю.Д. Мельникова — основателя киевских социал-демократических
1 См. Красин Л.Б. Указ. соч., с. 80.
2 ЦГАОР, ф. 102, 3 дел., 1891 г., д. 292, л. 63.
3 См. Красин Л.Б. Указ. соч., с. 81.
4 См. там же; ЦГИА г. Москвы, ф. 131, оп. 49, д. 58, т. III. л. 375—377, 421.
5 См. Богданов Н.Д. Указ. соч., с. 233; Карелина В.М. Указ. соч., с. 15.
94
кружков). В Москве Бруснев видел Ф.А. Афанасьева и Е. Хренова 1, которые уже завели сношения с рабочими—ткачами и металлистами и образовали кружки, где занятия вел сам Афанасьев 2. Кашинский находился в это время в отъезде.
Далее путь Бруснева лежал в Тулу, где проживал высланный из Петербурга член «Рабочего союза» Н.И. Руделев. Тогда еще никто не знал, что это провокатор, завербованный московской охранкой 3. «В Туле в это время было несколько рабочих и интеллигентов-народовольцев, возвратившихся после ссылки. Хотя они, по-видимому, ничем не занимались, все же вокруг них была народовольческая атмосфера, явно враждебная новому нарождавшемуся течению - социал-демократическому» 4, — писал М.И. Бруснев.
Это свидетельство можно дополнить другими источниками. В одном документе московской охранки сообщалось: «В Тулу были высланы некоторые рабочие... которые и сошлись с кружком местных рабочих, устроив свою кассу и значительную нелегальную библиотеку, причем попытались сорганизовать и самостоятельно какую-либо ассоциацию. Но кроме рабочих, придерживающихся социал-демократических взглядов, в тульских кружках есть также рабочие-террористы, пользующиеся значительным авторитетом среди товарищей» 5. Во главе кружка, по тем же данным, стояли рабочий Егор Ананьев, известный охранке с 1887 г. по участию в народовольческом движении (так называемое дело о тайной типографии в Туле) 6, Николай Руделев, Ефим Марущак и Иван Шамякин.
По утверждению Руделева, в Тулу М. И. Бруснев
1 Рабочий из Череповца, вызванный Ф.А. Афанасьевым в Москву.
2 См. Бруснев М.И. Возникновение первых социал-демократических организаций (Воспоминания). — «Пролетарская революция», 1923, № 2 (14), с. 29.
3 См. Меньщиков Л.П. Охрана и революция. К истории тайных политических организаций, существовавших во времена самодержавия, ч. 1, 1925, с. 157—158, 399—400.
4 Бруснев М.И. Возникновение первых социал-демократических организаций (Воспоминания). — «Пролетарская революция», 1923, № 2 (14), с. 29.
5 ЦГИА г. Москвы, ф. 131, оп. 49, д. 58, т. II, л. 48 и об.
6 В 1893 г. Е.Ф. Ананьев принял активное участие в деятельности рабочих кружков в Ростове-на-Дону (см. «Историко-революционный сборник», т. II. Л., 1924, с. 222—231).
95
приезжал летом 1891 г. («в июне или июле»), представился ему как «Федор Васильевич» и далее сказал, что «принадлежит к петербургской рабочей организации, цель которой заняться развитием рабочих и чтобы рабочие составляли кружки, организовали бы кассы и помогали бы развитию других окружающих их рабочих для того, чтобы вести борьбу против капиталистического режима... Цель своего приезда в Тулу Бруснев объяснил мне желанием, чтобы я занялся организацией в Туле рабочего кружка на тех же началах, как петербургская организация. Причем он обещал с своей стороны дать книг и даже, если нужно, то поместит кого-нибудь в Туле, человека более развитого, для того, чтобы он мог развивать рабочих в этом направлении» 1.
По сведениям тульского губернского жандармского управления, в сентяб-ре—октябре 1891 г. на квартире рабочего Василия Ломоносова была устроена слесарная мастерская на артельных началах, превратившаяся в нечто похожее на нелегальный рабочий клуб. Кроме упомянутых в мастерской работали Вик-тор Новацкий, Петр Петрашкевич, Савичев, бывали там Дмитрий Некрасов, Дмитрий Смирнов, акушерки Мария Шульгина и Варвара Апушкина 2.
Петербургские социал-демократы списались с членом ЦРК первого состава Г.А. Мефодиевым, высланным полицией в Ревель за участие в «Шелгуновской демонстрации», где он работал на заводе с 26 мая по 10 ноября 1891 г., и предложили переехать в Тулу на помощь Руделеву, куда он и прибыл 14 но-ября 3. «С приездом Мефодиева дела в Туле пошли хорошо, образовалась сеть кружков наподобие петербургской» 4, - писал М.И. Бруснев. Действительно, сложилось руководящее ядро в составе: Егор Ананьев - от железнодорожных мастерских, Гавриил Мефодиев — от патронного завода, Григорий Прокофьев — от оружейного завода, Сергей Басов - от Городского района и Николай Баконин — от технического училища. Они взяли на себя все заботы по устройству сходок, рас-
1 ЦГИА г. Москвы, ф. 131, оп. 49, д. 58, т. IV, л. 64 об.
2 Там же, л. 48 об.
3 Там же, л. 111 об.
4 Бруснев М.И. Возникновение первых социал-демократических организаций (Воспомина-ния). — «Пролетарская революция», 1923, № 2 (14), с. 29.
96
пределению литературы и поддержанию связей с Москвой, Петербургом и Харьковом. В.В. Буянов и Руделев поселились на одной квартире, вокруг них сгруппировалось до 20 человек (поименно известны Н. Полосатов, Красулин и Н.В. Руднев). Около Г.А. Мефодиева собирался кружок рабочих в составе более 10 человек. Здесь читались запрещенные издания, выяснялись различия между народовольчеством и марксизмом. Сходки рабочих происходили также у Г.П. Можайского, высланного в Тулу за участие в деятельности «Северного союза русских рабочих» 1.
Из Тулы М.И. Бруснев направился в Нижний Новгород к Л.Б. Красину, затем вернулся в Москву, где установил контакт между П.М. Кашинским и Ф. А. Афанасьевым, а сам поехал в Петербург, чтобы «ликвидировать там свои дела с организацией», договориться о явках и прочих технических деталях связи с «Рабочим союзом» 2. 14 декабря 1891 г., как видно из документов московской охранки, М.И. Бруснев прибыл в Москву из Смоленска на постоянное жительство 3, так как получил место помощника начальника вагонного отделения в мастерских Московско-Брестской железной дороги 4.
Таким образом, в 1891 г. петербургский «Рабочий союз» располагал двумя опорными пунктами: в Туле и Москве. Что касается Нижнего Новгорода, куда был выслан Л.Б. Красин, то последнему удалось там войти лишь в круги местной революционной интеллигенции, а
1 См. Добротвор Н. На заре революционного движения в Туле (Краткий очерк). — «Рево-люционное былое» (Тула), 1923, № 2, с. 11 — 12.
2 Бруснев М.И. Возникновение первых социал-демократических организаций (Воспоминания). — «Пролетарская революция», 1923, 2 (14), с. 30. Архивные документы позволяют достаточно точно датировать поездки М.И. Бруснева. В Нижнем Новгороде он был, вероятно, в середине ноября, так как на фотографии, подаренной Брусневу Г.Б. Красиным, написано: «Брусневу от Германа Красина, Нижний, 17 ноября 1891 г.» (ЦГАОР, ф. 63, оп. 11, д. 363, т. I, 165). В Петербурге Бруснев пробыл, по свидетельству Н.П. Сивохина, «недели две или немного больше» (ЦГИА г. Москвы, ф. 131, оп. 49. д. 58, т. VI, л. 88 об.).
3 ЦГИА г. Москвы, ф. 131, оп. 49, д. 58, т. III, л. 264; ср. «История Москвы», т. IV, с. 453; «Очерки истории Московской организации КПСС». М., 1966, с. 16.
4 ЦГИА г. Москвы, ф. 131, оп. 49, д. 58. т. II, л. 47 об.
97
контактов с рабочими он не имел 1. «...Нося на плечах солдатскую шинель, трудно было думать в то время о непосредственной работе среди заводских рабочих» 2, - вспоминал Л.Б. Красин. Зато его пропаганда в кругах нижегородской интеллигенции оставила заметный след. Очевидцы свидетельствовали об убедительных, полных юношеского задора спорах Красина с народниками зимой 1891/92 г. 3 В центре складывавшейся нижегородской марксистской группы стояли П.Н. Скворцов, Л.Б. Красин, П.П. Румянцев, будущий член ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» М.А. Сильвин и др. Л.Б. Красин поддерживал систематические связи с петербургскими марксистами, а также с М.И. Брусневым и П.М. Кашинским в Москве, обменивался с ними нелегальными изданиями и информацией 4.