Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7. Общественное движение / 3. Социал-демократия / Орехов. первые марксисты в Р.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
7.24 Mб
Скачать

Заключение

Зарождение и становление российской социал-демокра­тии как течения политической мысли относится к 1883— 1893 гг. В это десятилетие теория и программа россий­ских марксистов еще только вырабатывались. «Число сторонников нового направления в России измерялось единицами. Социал-демократия существовала без ра­бочего движения, переживая, как политическая партия, процесс утробного развития» 1, - писал В.И. Ленин.

Стремительное развитие капиталистических отноше­ний в стране, проникно-вение капитализма в сельское хо­зяйство, рост стихийного рабочего движения на почве •усиления капиталистической эксплуатации создавали объективные предпосылки возникновения социал-демок­ратии. Рабочий класс медленно, но верно выходил на арену политической жизни.

«С появлением марксизма в России начался поворот в развитии русской революционной мысли — от идеа­лизма в истолковании исторического процесса и утопи­ческого «крестьянского социализма» к историческому материализму и научному социализму. К этому времени и само народничество претерпело значительную эволю­цию. Поражение народовольцев не было простым эпизо­дом в освободительном движении. Оно знаменовало собой начало идейного краха мелкобуржуазного социа­лизма. Время безраздельного господства народничества в освободительном движении России кончилось. После долгих и мучительных поисков русская революционная

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 180.

159

мысль обратилась к марксизму, как единственно пра­вильной революционной теории» 1.

Пионерами российской социал-демократии по праву считаются группа «Освобождение труда» и марксистские кружки и группы, возникшие в 80-х и в начале 90-х го­дов в Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Киеве, Одессе, Харькове, Варшаве, Вильно и некоторых других городах. Их историческая заслуга за­ключается в том, что они идейно и организационно-практически подготовили переход к новому, пролетар­скому этапу освободительного движения. Петербургский «Рабочий союз» (группа М. И. Бруснева) был наиболее значительной и крупной организацией первых русских марксистов.

Своеобразие «Рабочего союза», равно как всех марк­систских кружков и групп в России в ту эпоху, заклю­чалось в том, что революционная деятельность интелли­гентов-пропагандистов и передовых рабочих развивалась в условиях так называемой кружковщины, объективно предшествовавшей появлению политической партии ра­бочего класса. «В самодержавной стране вообще, - в тех условиях, которые созданы были всей историей рус­ского революционного движения в особенности, социа­листическая рабочая партия не могла развиться ина­че, как из кружков, — отмечал В. И. Ленин. -- Круж­ки, т. е. тесные, замкнутые, почти всегда на личной дружбе основанные, сплочения очень малого числа лиц, были необходимым этапом развития социализма и ра­бочего движения в России» 2.

Более чем пятилетняя конспиративная деятельность «Рабочего союза» отчетливо делится на четыре этапа. Господствующее в литературе мнение, будто «Рабочий союз» возник в 1889 г. и прекратил свою деятельность летом 1892 г., не находит подтверждения в имеющихся в научном обороте источниках. Судя по воспоминаниям участников событий и другим документам, генезис ор­ганизации должен быть отнесен на конец 1887 г., когда возник социал-демократический кружок Г. В. Петров­ского, Г. Родзевича и Б. Лелевеля. Именно этот кружок на протяжении 1888 г. и первой половины 1889 г. объе-

1 «История Коммунистической партии Советского Союза», т. I. М., 1964, с. 178—179.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 16, с. 105.

160

динил сторонников марксизма в Петербурге. Он стал общегородским марксистским центром, установил связи с рабочими и начал среди них пропаганду, вел упорную борьбу с народовольческими кружками за овладение инициативой в революционном движении. От центра от­почковался кружок пропагандистов марксизма из числа студентов Технологического института.

Таким образом, конец 1887 — осень 1889 г. — это период формирования общепетербургского марксистско­го центра, первый этап деятельности «Рабочего союза».

Второй этап начинается с осени 1889 г. и заканчива­ется осенью 1890 г. В это время в социал-демократиче­ский центр вошли М.И. Бруснев и В.С. Голубев, кото­рые играли ведущую роль в руководстве марксистской пропагандой в петербургских рабочих кружках. С их приходом произошло объединение марксистских круж­ков в одни организационные рамки, был создан руково­дящий и координирующий орган — Центральный интел­лигентский кружок. Возросло число рабочих кружков.

Третий этап деятельности «Рабочего союза» начина­ется с осени 1890 г., когда сеть рабочих кружков перест­роилась в организационном отношении и был создан ру­ководящий рабочий центр — Центральный рабочий кружок (комитет), и заканчивается летними арестами 1892 г. среди марксистов. Этот период характеризуется активной политической деятельностью «Рабочего сою­за» — политическая манифестация рабочих на похоро­нах писателя-демократа Н.В. Шелгунова, две первомай­ские сходки, попытки руководства экономическими стач­ками на предприятиях Петербурга, издание рабочей газеты и прокламаций. Опубликованные в России и за границей речи рабочих на первомайской сходке 1891 г. имели большое значение для пробуждения классового сознания российского пролетариата и были широко из­вестны во всех уголках страны. В кружках организации прошли идейно-политическую закалку первые рабочие-марк-систы России, в дальнейшем принявшие активное участие в создании большевистской партии. Таким об­разом, «Рабочий союз» выполнил главную свою задачу, которую он перед собой ставил, - подготовить передо­вых рабочих-революционеров, которые могли бы стать авангардом пролетарского движения, способных творче­ски решать встающие перед рабочим движением практи­ческие проблемы.

161

Наконец, четвертый этап следует датировать време­нем от осени 1892 до 3 июня 1893 г. — дня провала Центрального кружка пропагандистов и рабочих круж­ков, завершившего деятельность «Рабочего союза». По­сле летних арестов 1892 г. начался упадок социал-демо­кратической организации. Восстановить прежний уро­вень работы пропагандистам уже не удалось. В рабочие кружки стали проникать пропагандисты народовольче­ского направления.

До сих пор остается нерешенным вопрос о численном составе «Рабочего союза» и, стало быть, о размахе его пропагандистской деятельности. В.С. Голубев писал, что весной 1890 г. организация насчитывала около двадцати рабочих кружков, считая по 6—7 человек в каждом, и около двадцати интеллигентов-пропагандистов 1. В сум­ме это примерно 150—160 человек. М.И. Бруснев гово­рил, что к майской сходке 1891 г. в организации было «около 150 человек, принимавших участие в работе и плативших членские взносы» (очевидно, в кассы помо­щи забастовщикам и на приобретение литературы) 2. Речь идет, по-видимому, только о рабочей части «Сою­за». Во время посещения тульских кружков летом 1891 г. Бруснев говорил, что численность рабочих в ор­ганиза-ции достигает 250—300 человек 3. Если учитывать, что только на второй петербургской маевке (июнь 1892 г.) присутствовало 100—120 человек - далеко не весь состав организации, — то слова М.И. Бруснева не могут показаться преувеличением. Хотелось бы также сослаться на собственные подсчеты. Автором этих строк ведется картотека на тех, кто в период с конца 1887 по 3 июня 1893 г. прямо или косвенно соприкасался с дея­тельностью «Рабочего союза». Она составлена на осно­ве воспоминаний участников событий, материалов след­ствия и других документов, почерпнутых в архивах быв­шего царского государственного аппарата. Картотека включает 46 интеллигентов-про-пагандистов и 170 рабо­чих. Разумеется, эти данные нельзя считать полными, так как охватить весь материал, который еще далеко не поднят надлежащим образом и даже не учтен пол-

1 См. Голубев В.С. Страничка из истории рабочего движения (Памяти Н.В. Шелгунова). — «Былое», 1906, № 12, с. 113.

2 ЛПА, ф. 4000, оп. 5, д. 40, л. 11.

3 ЦГИА г. Москвы, ф. 131, оп. 49, д. 58, т. IV, л. 73.

162

ностью, просто не под силу одному исследователю. Даль­нейшее изучение этого вопроса необходимо продолжить, и новые материалы могут существенно повлиять на об­щую оценку «Рабочего союза».

Петербургская социал-демократическая организация вела пропаганду марксизма в сравнительно узком кругу передовых рабочих. В то же время она пыталась выйти за рамки только одной пропаганды, внесла элементы агитации в стихийно развивавшееся рабочее движение, пыталась оказывать посильное влияние на него. Брус­невцы сделали шаг навстречу рабочему движению. Осознанием необходимости создания социалистической рабочей партии в России, популяризацией этой идеи в пролетарской среде они вносили реальный вклад в объ­ективный процесс слияния социализма с рабочим дви­жением.

Вся деятельность «Рабочего союза» была пронизана глубоким интернационализмом. Интеллигенты-пропа­гандисты и передовики-рабочие бросили открытый вызов царизму и политической реакции, публично заявив о своей солидарности с венгерским и польским социал-де­мократическим движением. Идея классового единства трудящихся разных стран и народов красной нитью проходила через всю деятельность кружков рабочих-марксистов Петербурга. Серьезный вклад в создание, становление и развитие «Рабочего союза» внесли поль­ские революционеры. Благодаря сотрудничеству поль­ских социал-демократов с петербургскими марксистами, непосредственному участию во всех делах организации, идея русско-польского революционного союза получила эффективное воплощение, становилась органической частью революционного мировоззрения.

Формулируя насущные задачи русских марксистов, В.И. Ленин писал в 1899 г.: «Социал-демократия не сво­дится к простому служению рабочему движению: она есть «соединение социализма с рабочим движением» (употребляя определение К. Каутского, воспроизводя­щее основные идеи «Коммунистического манифеста»); ее задача — внести в стихийное рабочее движение опре­деленные социалистические идеалы, связать его с социа­листическими убеждениями, которые должны стоять на уровне современной науки, связать его с систематиче­ской политической борьбой за демократию, как средство осуществления социализма, одним словом, слить это

163

стихийное движение в одно неразрывное целое с дея­тельностью революционной партии. История социализма и демократии в Западной Европе, история русского ре­волюционного движения, опыт нашего рабочего движе­ния, — таков тот материал, которым мы должны овла­деть, чтобы выработать целесообразную организацию и тактику нашей партии» 1. Частицей этого совокупного опыта российского социал-демократического движения является и история петербургского «Рабочего союза».

1 Ленин В. И. Полн собр. соч., т. 4, с. 189.