Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсач уголовное право.doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
208.9 Кб
Скачать

2.2. Ответственность за незаконное усыновление по ук рф

Во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления международное право исходит из признания первостепенного значения максимального обеспечения интересов ребенка. При этом отмечается, что современное состояние международного усыновления детей характеризуется опасными тенденциями криминализации и коммерциализации данного процесса, трансформации его в подобие регулируемого капиталистическими законами спроса и предложения рынка, характерной чертой которого является однонаправленный отток детей из бедных и развивающихся государств (к которым, кстати, Европейское сообщество относит и государства СНГ) в развитые страны1.

Мировое сообщество всецело осуждает все преступления, совершенные с целью осуществления усыновления, а также коммерческие тенденции и методы, включая использование психологического или финансового давления на уязвимые семьи, ведение переговоров об усыновлении непосредственно с семьями, зачатие детей с целью их дальнейшей передачи на усыновление, фальсификацию документов об отцовстве и усыновление через Интернет.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в КонвенцииООН о правах ребенка, принятой 20.11.1989 Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (ратифицированаПостановлениемВерховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1), вДекларациио социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровне (принята 03.12.1986 Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН), в ГаагскойконвенцииООН от 29 мая 1993 г. «О защите детей и сотрудничестве в сфере международного усыновления» (подписана Российской Федерацией 7 сентября 2000 г.).

При совершении преступлений, связанных с незаконным усыновлением, организационные преступные группы нередко маскируются под внешне законную деятельность коммерческих организаций, туристических фирм, иностранных агентств по усыновлению детей, благотворительных фондов и общественных организаций2. Данные обстоятельства целесообразно учитывать при разработке и реализации комплекса ОРМ, направленных на получение ориентирующей и доказательственной информации по преступлениям указанной категории1.

Объектом незаконного усыновления являются общественные отношения, обеспечивающие интересы ребенка, его нормальное развитие и воспитание; кроме того, это отношения, возникающие в связи с созданием семьи согласно положениям действующего законодательства, с ее нормальным функционированием, а также с установленным порядком усыновления. Потерпевшими по преступлениям данной категории выступают несовершеннолетние, т.е. физические лица, не достигшие возраста 18 лет2.

Анализ диспозиции ст. 154УК РФ показал, что законодатель не рассматривает наступившие последствия квалифицирующим признаком данного состава преступления. Однако, принимая во внимание тот факт, что родовым объектом незаконного усыновления выступают интересы несовершеннолетних, их нормальное нравственное, физическое и социальное развитие следует сконструировать анализируемый состав преступления по типу материального, где в качестве наступившего последствия указать вред, причиненный интересам несовершеннолетнего.

В противном случае, например если государственный служащий, в чьи функциональные обязанности входит обеспечение соблюдения правил усыновления, за определенное вознаграждение нарушает эти установленные предписания, но делает это в интересах усыновляемого ребенка, нельзя такие действия квалифицировать как общественно опасное деяние. В данной ситуации нельзя утверждать, что должностное лицо совершило преступление, направленное против несовершеннолетнего, так как от его действий пострадали только интересы службы. В приведенной ситуации наглядно видно, что объект преступления выполняет важную разграничительную функцию, а это, в свою очередь, еще раз подтверждает необходимость производства следственных действий в целях установления (доказывания) наличия данного элемента состава преступления1.

В уголовном законе объективная сторона указанного преступления характеризуется понятием «действия», однако участие в незаконном усыновлении возможно и в форме бездействия, затягивания сроков процедуры усыновления, непроведения проверки необходимых документов и др. Данные обстоятельства также представляют общественную опасность и подлежат доказыванию в ходе производства по уголовному делу. В связи с этим используемые законодателем определения нуждаются в корректировке и уточнении2.

В этой ситуации использовать термин «деятельность», как было зафиксировано в УКРСФСР, не представляется возможным, так как это понятие предполагает определенную систематичность, связанность составляющих ее деяний. Наиболее оптимальным представляется применение традиционного для бланкетной диспозиции положения «нарушение правил», поскольку порядок усыновления, передачи детей под опеку (попечительство) в приемные семьи регулируется соответствующими нормативными правовыми актами3.

При осуществлении уголовно-процессуального доказывания необходимо учесть момент окончания незаконного усыновления. В связи с этим можно говорить, что среди ученых по данному поводу единство мнений не достигнуто. Одни авторы считают, что указанное преступление необходимо признавать оконченным «с момента, когда совершенные незаконные действия завершились передачей несовершеннолетнего усыновителю (удочерителю)»4. Другие ученые полагают, что названное общественно опасное деяние будет оконченным с момента официального принятия решения официальным органом - органами опеки и попечительства1. Третьи авторы настаивают, что «окончено преступление с момента повторного совершения действий, нарушающих порядок и условия устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом не требуется, чтобы процедура оформления требуемых документов была полностью завершена, а дети переданы предполагавшемуся опекуну или на воспитание в приемную семью»2.

Представляется, что точка зрения, изложенная первыми авторами, более обоснованная и аргументированная по следующим причинам. Для констатации наличия объективной стороны рассматриваемого преступления необходимо, чтобы незаконное усыновление было совершено неоднократно, т.е. виновным не менее двух раз совершены какие-либо действия, указанные в диспозиции ст. 154УК РФ. При этом двукратное совершение одних и тех же действий не является обязательным условием осуществления уголовного преследования; неоднократность будет усматриваться и в случае совершения, например, сначала незаконного усыновления, а затем незаконной передачи подростка под опеку или в приемную семью.

Неоднократность будет иметь место и в ситуациях, когда лицо, ранее судимое по ст. 154УК РФ (разумеется, при непогашенной и неснятой судимости), вновь совершило какое-либо действие, предусмотренное ст. 154 УК РФ. Кроме того, необходимо учесть, что установление факта совершения данного преступления из корыстных побуждений позволяет исключить потребность доказывания признака неоднократности.

Таким образом, можно заключить, что действующим уголовным законом регламентируется возможность осуществления уголовного преследования за совершение следующих двух видов действий, связанных с незаконным усыновлением: неоднократных действий, совершенных вне зависимости от их мотивации; единичного факта совершения действий, выполненных из корыстных побуждений.

Систему наиболее распространенных нарушений названных правил, подпадающих под действие ст. 154УК РФ, составляют следующие деяния: усыновление ребенка при отсутствии согласия его родителей на усыновление; усыновление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, без его согласия, когда оно должно было быть получено; получение согласия родителей ребенка на усыновление за вознаграждение до или после рождения ребенка; принятие решения об усыновлении в отношении ребенка, не подлежащего усыновлению; усыновление ребенка без согласия органов опеки и попечительства; составление подложного акта по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка; признание усыновителями лиц, не соответствующих тем требованиям, которым должны отвечать усыновители; аккредитация в РФ иностранных органов и организаций по усыновлению при отсутствии у них на то законных оснований; предоставление иностранным усыновителям информации о ребенке до истечения трех месяцев со дня поступления сведений о нем в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; установление (разрешение) межгосударственного усыновления без выяснения возможности усыновления ребенка внутри страны или его родственниками; уклонение от постановки на учет усыновленного ребенка в консульское учреждение РФ при межгосударственном усыновлении1.