Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
заочка / ист гос и права / лекции для заочников ИГПР.doc
Скачиваний:
470
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
3.6 Mб
Скачать

2. Основные положения крестьянской реформы

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы.

19 февраля 1861 г. царь Александр II подписал Манифест. Он состоял из ряда отдельных законов. Наиболее важным из них был закон «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в котором излагались основные условия отмены крепостного права.

В Манифесте указывалось, что крестьяне за пользование земельным наделом выполняют в пользу помещика повинности. Такое состояние крестьян Манифест объявлял переходным, а крестьян именовал временнообязанными.

Основные положения реформы:

1. крестьяне безвозмездно получали личную свободу и права свободных сельских обывателей;

2. помещики сохраняли право собственности на все земли, но обязаны были наделить крестьян на условиях пользования;

3. наделение землей осуществлялось в добровольном порядке, в случае разногласий – в соответствии с законодательством. При этом составлялись «Уставные грамоты», для организации работы создавался институт мировых посредников;

4. за пользование землей крестьяне платили повинность (работой или деньгами);

5. крестьяне имели право выкупить предоставленные им земли. Право выкупа усадебной земли было безусловным, а полевой надел мог быть выкуплен только с согласия помещика. До принятия решения о выкупе крестьяне находились во временнообязанном состоянии с сохранением административно-полицейских функций помещика.

Обязательный перевод на выкуп и отмена временнообязанного состояния произошли только в 1881 году.

Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Параграф 1 этого закона гласил: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

На крепостных крестьян распространялось общее постановление «Законов гражданских, о правах и обязанностях семейственных». На основе этого закона крестьяне имели право «вступать в брак», «распоряжения в их семейных делах» не требовало дозволения помещиков.

Статья 22 разрешала крестьянам как отдельно, так и целым обществом на основании общих постановлений входить во всякие законом дозволенные договоры, обязательства, подряды.

Крестьяне как «свободные сельские обыватели» получали по ст. 29 Положения следующие права: участие в сходах, в составлении мирских приговоров, в общественных выборах. Имели право переходить в другие состояния и общества, поступать па военную службу по собственному желанию, наниматься в рекруты, отлучаться от места жительства. Крестьянам было дано право отдавать своих детей в «общие учебные заведения», однако они практически ограничивались лишь сельской школой.

Крестьяне получили право производить свободную торговлю, открывать и содержать фабрики и другие промышленные заведения.

Статья 24 указывала на право крестьян обращаться «по искам, жалобам, ходатайствам в суд» как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Однако за помещиком сохранялось право присутствовать «буде пожелает и без особого на то о них уполномочия при следствиях, производимых над крестьянами»... Следовательно, закон сохранял за помещиком судебные права в отношении своих бывших крепостных крестьян. Однако ст. 25 Положения особо подчеркивала, что «крестьяне не могут быть подвергнуты никакому наказанию иначе, как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ним» правительственных и общественных властей.

Имущественные права крестьян закреплялись в гл. 2 «Общих положений...» Манифеста. Так, ст. 31 устанавливала право собственности крестьян лишь на движимое имущество, а земля по-прежнему оставалась собственностью землевладельца; ст. 33 закрепляла право приобретения в собственность движимого и недвижимого имущества, передачу в залог свободным сельским обывателям; ст. 38-39 регулировали порядок наследования. Если у крестьянина не было наследников, то оставшееся после его смерти имущество, как вымороченное, поступало в распоряжение того сельского общества, в пределах которого находилось его имущество.

Сельское общественное управление составлял сельский сход, избиравший сельского старосту и других должностных лиц. Определением ст. 48 сельский сход созывался старостой, устанавливалась его компетенция (назначение сборов, раскладка податей, оброка, разрешение семейных наделов, назначение опекунов и попечителей и т. д.). Решения сельского схода выносились большинством голосов. Предусматривалось создание волостного суда, который избирался полостным сходом в составе от 4 до 12 судей. Ему были подсудны споры и тяжбы между крестьянами при наличии иска на сумму не свыше 100 руб. Волостной суд имел право приговаривать к общественным работам сроком на 7 дней, аресту до 7 дней, денежному штрафу до 3 руб., а также телесному наказанию розгами до 20 ударов. Приговоры суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, согласно ст. 109 считались окончательными.

Определенный интерес представляет положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и содействии правительства к приобретению крестьянами в собственность полевых угодий. В целях реализации- этого закона царским правительством предусматривался ряд организационных мер.

Для разрешения на местах споров, связанных с поземельными отношениями, в уездах назначались мировые посредники.

Поземельные отношения между помещиками и крепостными крестьянами оформлялись в течение двух лет специальными документами, «уставными грамотами», в которых фиксировалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, размер повинностей.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать их усадебную оседлость.

В Манифесте подчеркивалось, что за пользование усадебной оседлостью крестьяне по закону обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности (работой или деньгами, ст. 11), а с согласия помещиков они могли приобретать в собственность полевые земли. Статья 8 говорит о том, что правом выкупа усадебной оседлости обладают как крестьянские общества, так и каждый крестьянин-домохозяин в отдельности.

Размер выкупной суммы за усадебную оседлость мог определяться добровольным соглашением помещика с крестьянами и.на основе правил, изложенных в законе.

Выкупная сделка, по которой помещик продавал, а крестьянин приобретал в собственность усадебный и полевой надел, утверждалась правительством. После этого все обязательные поземельные отношения между помещиком и крестьянами прекращались, а крестьяне именовались крестьянами-собственниками. И. И. Ленин в статье «Пятидесятилетие падения крепостного права» писал: «За свои, потом и кровью политые крестьянские земли, крестьяне были обязаны платить выкуп, т. е. дань вчерашним рабовладельцам. Сотни миллионов рублей дани крепостникам выплатили крестьяне, разоряясь все более и более».

Выкупная сумма исчислялась из размера денежного оброка, назначенного с крестьян в пользу помещика по «уставной грамоте».

Глава 6 «О выкупных платежах» гласила, что «...крестьяне, получившие в собственность земли при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за его землю оброка, по шести копеек на рублю с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной». Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение 49 лет со дня выдачи ссуды по 6% ежегодно.

«Сбором выкупных платежей ведал староста или же специально избранный сельским сходом сборщик. Законом устанавливались ежегодные сроки взноса выкупных платежей в казначейство. Особые меры предусматривались за возмещение недоимок». Закон назначал к недоимщику опекуна, которому предоставлялось право не разрешать неисправному хозяину отчуждать что-либо из его доходов до пополнения недоимки. Возможна была продажа части имущества полевого надела недоимщика.

Закон предусматривал замену денежной повинности уплатою оброка, а сроки уплаты оброка записывались в Уставную грамоту и оставались неизменными в продолжение 20 лет.

Характерно и то, что помещику предоставлялось право уплаты оброка за полгода вперед. Все это свидетельствует о том, что реформа 1861 г. была проведена в интересах помещиков. Выкупные платежи не соответствовали действительной стоимости земли, а различные повинности, взимавшиеся с крестьян, крайне тяжело отражались на их положении. Поэтому реализация «Положений 19 февраля 1861 г.» в силу своего грабительского характера протекала в обстановке непрерывной борьбы и разрешить имевшиеся противоречия между крестьянами и помещиками в земельных делах не смогла.

В. П. Ленин, анализируя процесс отмены крепостного права в России, писал: «Крестьяне за землю, которую они получили по реформе 1861 г., должны были платить значительно дороже ее действительной стоимости. По случаю освобождения крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причем содрали вдвое и втрое дороже действительной цены на землю».

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в пользование крестьян.

Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении. Вся земля в тридцати четырех губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности устанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.

Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и «временнообязанными». В этот переходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины (тридцать - сорок дней в год) и денежного оброка.

Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда все они были переведены в состояние собственников.

Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел - с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения сторон (помещик-крестьянин) прекращались и крестьяне становились собственниками.

Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах - крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

Крестьяне выплачивали двадцать пять процентов выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение сорока девяти лет. Полицейский и фискальный аппарат правительства должен был обеспечить свое-временность этих выплат. Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую поло-вину выплатит община. Можно было уйти из "общества", найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных - фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем, введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие:

а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли; в) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; в) крестьяне оставались обособленным сословием.