Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая работа.Коцюрба Карина.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
810.5 Кб
Скачать

1.1.3 Флюид.

Флюиды являются чрезвычайно важным компонентом метаморфических превращений, поскольку именно присутствие или отсутствие флюидов определяет саму возможность метаморфических реакций. Понятие "флюид" используется для жидкости, которая становится газом с высокой плотностью и со многими свойствами жидкости в сверхкритических условиях, характерных для метаморфических процессов. Наиболее важными составляющими метаморфогенных флюидов являются вода и углекислый газ, в меньших количествах могут присутствовать углеводороды, азот, а иногда и водород. В силикатных системах главным компонентом является H2O, в то время как в карбонатах преобладающим будет CO2. В то же время температура метаморфизма также влияет на состав флюида. Существует общая тенденция повышения доли CO2 с температурой. В чем же заключается роль флюида при метаморфизме? Прежде всего, многие метаморфические минералы, например, слюды, хлориты или амфиболы, содержат в кристаллической решетке воду. Соответственно, их образование невозможно без присутствия флюида в породе. Но главное все-таки не в этом. Присутствие воды резко ускоряет процессы перекристаллизации в силу того, что вода даже в небольших количествах действует как сильный катализатор. Кроме того, поскольку метаморфические реакции проходят в твердофазном состоянии, что во многих случаях означает растворение одних минералов с одновременным ростом других, то флюид необходим для переноса необходимых компонентов. О роли флюидов в процессах метаморфических превращений может свидетельствовать, прежде всего, сохранность высокотемпературных минеральных ассоциаций. Допустим, что порода претерпела метаморфизм при 800њС. Что же помешало замещению высокотемпературных минеральных ассоциаций при ее остывании до 400њС? Именно отсутствие флюида в системе. И только в тектонических зонах, по которым циркулируют флюиды, происходит полное или частичное замещение более ранних, высокотемпературных минеральных парагенезисов. Процесс этот называется диафторезом.

2. Условия проявления и результаты контактового метаморфизма.

2.1 Условия проявления контактового метаморфизма.

Контактовый метаморфизм проявляется вблизи интрузивных массивов, кристаллизовавшихся на малых и средних глубинах (до 10—12 км), которые внедряются в осадочные или ранее существующие изверженные породы и вносят в земную кору избыточное тепло (термометаморфизм). На больших глубинах контактовые ореолы сливаются с полями регионально-метаморфических пород и не фиксируются.

Контактовому метаморфизму подвергаются также ксенолиты захваченные магматическим расплавом. Мощность контактовых ореолов, составляет обычно несколько десятков, реже — сотен метров, и даже вблизи крупных гранитных батолитов не превышает 2—3 км.

При этом интрузии занимают какое-то пространство, раздвигают, сдавливают и уплотняют вмещающие породы (динамометаморфизм).       Выделяющиеся из магмы газы и пары, вступая в реакции с боковыми породами, способствуют образованию новых минералов (пневматометаморфизм), а гидротермальные растворы обусловливают явление метасоматоза. Таким образом, при внедрении магмы действуют все факторы метаморфизма.      Вблизи контакта магмы и вмещающей породы образуется пояс (ореол), сложенный метаморфическими породами. Чем сильнее воздействие магмы, тем шире этот ореол. Контактовый метаморфизм распространяется не только на вмещающие породы, но его воздействие захватывает и краевую часть магматического тела. Это явление называетсяавтометаморфизмом (самометаморфизмом), термин в данном случае показывает, что магма сама испытывает метаморфизм. Происходит это в связи с тем, что давление и явления, связанные с трением при внедрении магматического тела, распространяются в равной мере как на боковые породы, так и на магматическое тело.      Газы и пары также изменяют и магматическую и вмещающую породу вблизи их контакта. Метаморфизм вмещающих пород получил название явления аллометаморфизма. Таким образом, контактовый метаморфизм совершается по обе стороны от контакта — на внешней (экзоконтактовый метаморфизм) и на внутренней (эндоконтактовый метаморфизм) стороне. Ширина зоны контактового метаморфизма очень различна. У интрузивных тел типа даек она измеряется миллиметрами и сантиметрами, у крупных тел батолитового типа — сотнями метров и даже километрами. Так, например, зона метаморфизма у одной гранодиоритовой интрузии в Банате (Румыния) достигает 2 км, а у гранитного массива в Эльзасе — 1,2 км. Интрузии основного состава образуют меньший ореол метаморфизма, чем кислые интрузии, так как они в меньшем количестве содержат летучие компоненты и, по-видимому, обладают меньшей энергией при внедрении.      Степень изменения пород при контактовом метаморфизме неодинакова: вблизи контакта породы, естественно, изменены сильнее, нежели на периферии зоны. Таким образом, создаются полосы различной степени метаморфизма — так называемые метаморфические фации. Характер метаморфической фации зависит не только от положения магматического очага, но и от состава и физического состояния вмещающих пород. Например, метаморфизм песчаников протекает совершенно по-иному, чем метаморфизм известняков. В то же время породы пористые и трещиноватые метаморфизуются сильнее, чем плотные.      Иногда можно обнаружить участки более метаморфизованных пород среди поля менее измененных пород. По-видимому, это связано или с особым составом первоначальных пород в этих участках или с какими-то более благоприятными условиями проникновения газов и паров. Способность некоторых пород метаморфизоваться более других носит название выборочного метаморфизма.