Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кельзен ЧИСТОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ ГАНСА КЕЛЬЗЕНА.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
1.01 Mб
Скачать

17. Каузальная наука и нормативная наука

Определяя право как норму (или, точнее, как систему норм, как нормативный порядок) и ограничивая задачу правоведения познанием и описанием правовых норм и установленных ими отношений между определенными фактами, мы противопоставляем право природе, а правоведение как нормативную науку – всем тем наукам, которые направлены на познание причинно-следственных связей в реально протекающих процессах. Таким образом, мы получили надежный критерий, позволяющий четко противопоставить природу обществу и естественные науки –общественным.

Согласно одному из многочисленных определений, природа есть некоторый порядок вещей (или система элементов), связанных между собой как причина и следствие, т.е. в соответствии с так называемым "принципом причинности". Так называемые "законы природы" с помощью которых естественная наука описывает свой предмет, формулируются в соответствии с этим принципом. Возьмем, например, суждение: "При нагревании металлы расширяются". Здесь нагревание и расширение соотносятся между собой как причина и следствие.

Если имеется общественная наука, отличающаяся от естественной, она должна описывать свой предмет на основании принципа, отличного от принципа причинности. Общество как предмет такой отличной от естествознания науки есть нормативный порядок человеческого поведения. Однако нет достаточных оснований для того, чтобы нельзя было и человеческое поведение понимать как элемент природы, определяемый принципом причинности, т.е. объяснять его как природное явление, выявляя причину и следствие. Не вызывает сомнений, что подобное объяснение хотя бы в какой-то степени возможно и что оно фактически имеет место. Но если какая-либо наука описывает и объясняет человеческое поведение подобным образом и называется общественной потому, что ее предмет — поведение людей по отношению друг к другу, то нельзя считать, что такая общественная наука существенно отличается от естественных.

Однако если проанализировать наши суждения о человеческом поведении, то станет ясно, что мы связываем акты человеческого поведения между собой, а также с другими фактами, основываясь не только на принципе причинности (т.е. выявляя причину и следствие), но основываясь также и на другом, совершенно отличном от него принципе, для которого в науке пока нет общепринятого названия. Только если нам удастся доказать, что такой принцип существует в нашем мышлении и применяется науками, предмет которых – поведение людей по отношению друг к другу как оно определяется нормами (т.е. нормами, определяющими человеческое поведение), мы будем вправе рассматривать общество как порядок, отличный от природы, а науки, которые для описания своего предмета используют этот другой принцип, – как существенно отличные от естественных наук. Только если понимать общество как нормативный порядок человеческого поведения, его можно представить как предмет, отличный от причинно обусловленного порядка природы, а общественную науку можно противопоставить естественной. Только если право есть нормативный порядок поведения людей по отношению друг к другу, его можно противопоставить природе как социальное явление, а правоведение можно противопоставить естествознанию как общественную науку.