Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kult_lenina.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Культ личности Ленина

1

Культ личности Ленина

Вокруг имени Ленина в советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи прославлялись в СССР, также как и Октябрьская революция, а позже и И. В. Сталин (вплоть до XX съезда КПСС).

26 января 1924 после смерти Ленина 2-й Всесоюзный съезд

 

Советов удовлетворил просьбу Петросовета о переименовании

 

Петрограда в Ленинград. Делегация города (около 1 тыс. человек)

 

участвовала в Москве в похоронах Ленина. Именем Ленина

 

назывались города, посёлки и важнейшие улицы населённых

 

пунктов. В каждом городе стоял памятник Ленину. Цитатами

 

Ленина доказывались утверждения в публицистике и научных

 

работах гуманитарных направлений. Для детей были написаны

 

многочисленные рассказы о «дедушке Ленине», в том числе

 

Михаилом Зощенко были написаны Рассказы о Ленине, частично

 

основанные на воспоминаниях его сестры Анны Ульяновой.

 

Практически все дети 7-9 лет принимались в октябрята и носили на

Значок октябрёнка.

груди звёздочку с портретом Ленина.

В основе изображения портрет Ленина работы

 

И. К. Пархоменко

Вместе с тем сам Ленин к славословиям в свой адрес относился негативно. Восленский М. С. считает, что для этого он был слишком занят, американский историк Нина

Тумаркин полагает, что Ленин опасался собственного превращения в «безвредную икону», и требовал от своих последователей исполнительности, не доверяя ритуальным славословиям. Как отмечает Восленский в своей работе «Номенклатура», если бы Ленин услышал «бесстыдные панегирики», раздававшиеся в его честь после Хрущёва, «он почувствовал бы острое омерзение».

История

До 1918 года

Предпосылки культа были заложены задолго до революции, с основанием в 1903 году большевистской партии. Ричард Пайпс подчёркивает, что партия, как творение Ленина, была неотделима от его личности. С момента основания партии Ленин имел огромный авторитет среди большевиков, как основатель РСДРП(б) и основной её идеолог.

Нина Тумаркин в работе «Ленин

 

жив!

Культ

Ленина

в Советской

А. Рылов. Картина «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году».

России» отмечает, что

большевики

 

уже

начиная

с 1903

года начали

 

подпадать под «гипнотическое воздействие» Ленина; Ричард Пайпс утверждает, что Ленин был несомненно харизматичным лидером.

Культ личности Ленина

2

Валентинов Н. В. обнаружил, что уже в 1904 году в Женеве вокруг Ленина возникла атмосфера «обожания». Суханов Н. Н. описывает большевиков весной 1917 года, как людей, поклоняющихся своему идеологическому центру во главе с Лениным, как «Святому Граалю», а самого Ленина воспринимающих, как «прославляемого великого магистра ордена». Луначарский и Потресов в своих мемуарах описывают подобное почитание большевиками Ленина как неизбежное, вследствие его харизматичности.

Однако долгое время положение Ленина в партии не только не означало ничего похожего на славословия позднесоветского периода; власть самого Ленина в РСДРП(б) также отнюдь не была абсолютной. Целый ряд ключевых решений 1917 года был принят простым большинством ЦК, иногда даже вразрез с явно выраженной волей Ленина. Так, ЦК отказался исключать из партии Зиновьева и Каменева, выступавших против подготовки Октябрьской революции, а Брест-Литовский мирный договор был одобрен ЦК только после того, как Ленин пригрозил своей отставкой.

Культ Ленина стал постепенно складываться ещё с осени 1917 года. Вскоре после Октябрьской революции Ольминский М. С. опубликовал в большевистской газете «Социал-демократ» первую романтизированную биографию Ленина. В этой биографии Ленин изображён скромным аскетом, у которого «одна только забота — о партии».

Примерно в то же время в газете «Солдатская правда» вышла ещё одна биография Ленина, написанная Крупской под редакцией самого Ленина; эта биография, по словам Нины Тумаркин, «отличается фактической точностью и сдержанностью тона», хотя в ней и были проигнорированы связи молодого Ленина с народовольцами. Автобиография, написанная целиком самим Лениным летом 1917 года по просьбе революционных солдат, отличается ещё большей сдержанностью; она рассказывает лишь о казни Александра Ульянова, исключении молодого Ленина из университета и его аресте в 1895 году.

Первый стихотворный панегирик в адрес Ленина появился уже 29 октября 1917 года в газете «Правда», и тремя неделями позднее — в «Солдатской правде». 1 мая 1918 года опубликовано напыщенное стихотворение «Вождю» Демьяна Бедного, в котором он называет работы Ленина «святой Библией труда», а врагов большевизма «иудами». В 1918 году город Талдом был переименован в Ленинск (однако никакого отношение Талдом к Ленину не имеет, а в 1929 город переименован обратно). В августе 1918 сформирован первый большевистский агитпоезд, носивший название «ленинского поезда».

Осень 1918 года

Первый подлинный всплеск славословий в адрес Ленина, начался, как подчёркивает Ричард Пайпс, только осенью 1918 года, после покушения на него Фанни Каплан. Одним из последствий этого стали бесконечные дифирамбы, раздававшиеся как в печати, так и в речах партийных лидеров, в том числе Свердлова, Зиновьева и Троцкого.

Нина Тумаркин в этой связи обращает внимание на речь Зиновьева от 6 сентября 1918 года, опубликованную в количестве 200 тыс. экз. В этой речи Зиновьев излагает заметно подкорректированную биографию Ленина, в которой отчётливо звучат религиозные нотки. Он упоминает, что Ленин «происходит из бедняков», «забыв» при этом упомянуть о его дворянстве. Личность Ленина больше напоминает описание христианского святого, а его работа «Что делать?» названа «евангелием искровцев».

Редактор большевистской газеты «Беднота» Сосновский Л. С. пошёл ещё дальше, придав Ленину черты мученика, фактически проведя параллель между ним и Иисусом Христом[прояснить]: «Ленина нельзя убить. Он

так сросся с восставшим и борющимся пролетариатом, что нужно истребить всех до одного рабочих всего мира, чтобы убить Ленина. Пока жив пролетариат — жив Ленин». Показательна также одна из публикаций этого периода, заявлявшая, что Ленин «чудом остался в живых», только благодаря вмешательству «воли пролетариата».

Как подчёркивает Ричард Пайпс, бурный поток стихийных славословий был оборван самим Лениным после того, как он оправился после покушения. Согласно мемуарам Бонч-Бруевича, ознакомившись с тем, что

Культ личности Ленина

3

писали о нём газеты, Ленин «пришёл в ужас», после чего вызвал к себе Ольминского и Лепешинского, отправив их в редакции «Правды» и «Известий» с наказом «спустить всё на тормозах».

Одной из форм славословий того времени стало регулярное избрание большевистских вождей, в первую очередь — Ленина и Троцкого — в почётные председатели и почётные президиумы разнообразных съездов (вплоть до шахматно-шашечных), присвоение иных почётных званий. Так, к моменту своей смерти Ленин был избран «почётным красноармейцем» в общей сложности двадцати военных частей.

Только за июнь-июль 1923 года уже отошедший от политики, и умирающий Ленин был избран почётным председателем Коминтерна, почётным членом президиума VI Всероссийского съезда союза рабочих металлистов и почётным кооператором России, в августе избран почётным председателем Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, в октябре — почётным членом Петросовета и почётным членом президиума торжественного комсомольского собрания, посвящённого 5-летнему юбилею этой организации. В ноябре Ленин избран почётным председателем собрания уполномоченных Центросоюза, почётным председателем VI Всероссийского съезда рабочих бумажной промышленности, I Всероссийского съезда научных работников и IV Всероссийского съезда заведующих губернскими отделами народного образования.

50-летний юбилей Ленина (1920 год)

Новый резкий всплеск дифирамбов произошёл в 1920 году в честь 50-летнего юбилея Ленина. По этому поводу появились новые стихи Демьяна Бедного и Маяковского, Невский В. И. написал опубликованную тиражом 200 тыс. экз. романтизированную биографию Ленина, густо насыщенную славословиями в его адрес.

Свои собственные панегирики опубликовали Зиновьев, Сталин, Бухарин, Сосновский; Троцкий написал по этому поводу неожиданную статью «Национальное в Ленине», в которой изображает большевистского лидера подлинным национальным лидером русского народа, и чуть ли не славянофилом.

Ещё более неожиданным стало эссе «Владимир Ильич Ленин», написанное в честь юбилея Максимом Горьким. Под видом славословий Горький фактически перешёл на оскорбления, в связи с чем Ленин выразил раздражение публикацией этой статьи в журнале «Коммунистический Интернационал», в своей записке Политбюро заметив, что в ней «нет не только ничего коммунистического, но много чего антикоммунистического». В действительности же в своём эссе Горький назвал Ленина «гильотиной, которая мыслит», также заявив: «я снова пою славу священному безумству храбрых. Из них же Владимир Ленин — первый и самый безумный».

…в эпоху преобладания религиозных настроений Ленина сочли бы святым. Я знаю: мещан это взбесит, многие товарищи усмехнутся, и весело захохочет сам Ленин…Суровый реалист, хитроумный политик, Ленин постепенно становится легендарной личностью. Это — хорошо.

22 апреля 1920 года на торжественном заседании Казанского губернского исполнительного комитета, посвящённого 50-летию Ленина, было учреждено высшее лечебно-учебное заведение — Казанский клинический институт им. В. И. Ленина (в 1923—1995 годах — Государственный институт для усовершенствования врачей им. В. И. Ленина).

Формирование полномасштабного культа с 1923 года

После третьего инсульта 10 марта 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. По описанию Ричарда Пайпса, после удара он стал способен произносить только односложные слова: «вот-вот» и «съезд-съезд». Началась ожесточённая борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко аппелировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; Нина Тумаркин подчёркивает, что в совершенно сознательном раздувании культа в 1923—1924 годах участвовали как правящая в тот момент «тройка» Зиновьев-Каменев-Сталин, так и противостоявший им Троцкий. Все

Культ личности Ленина

4

претенденты на роль преемника Ленина написали множество хвалебных статей о нём. Несколько особняком в этом ряду стояли статьи Троцкого, упорно изображавшего себя, как равную Ленину фигуру (см. также Троцкий и Ленин). Так, в одной из своих статей Троцкий рассказывал о следующем комичном случае: однажды, когда Троцкому жали ботинки, Ленин одолжил ему свои. Но для Троцкого они тоже оказались тесными.

Искренность большевистских вождей, с 1923 года активно начавших раздувать ленинский культ, представляется довольно сомнительной. Так, во время январской партконференции 1924 года Сталин предал гласности изъятый из официальных протоколов XI съезда (1922) фрагмент выступления «дециста» Сапронова, в котором Сапронов назвал Ленина «невеждой» и «олигархом». Годом позднее Сапронов публично заявлял о «гениальности» Ленина. Сам же Сталин, в 1922 году убедившись в серьёзности болезни Ленина, даже затребовал медицинскую литературу, изучив которую, заметил в кругу своих соратников: «Ленину капут». Это сталинское замечание дошло до самого Ленина, посчитавшего эту фразу оскорбительной. Если верить мемуарам Бажанова, Сталин после смерти Ленина, когда считал, что его никто не видит, прямо радовался, что для него наконец расчищена дорога к власти.

В1923 году впервые появилось понятие ленинизма, как цельного учения, идейно развивающего марксизм. Таким образом, советские власти окончательно поставили Ленина вровень с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В связи с крайней эклектичностью ленинского наследия началась так называемая «война цитат», в которой стороны обменивались противоречащими друг другу высказываниями или фактами из жизни Ленина.

В1923 ЦК РКП(б) создал Институт В. И. Ленина, под предлогом изучения ленинского наследия попытавшийся монополизировать все связанные с ним материала. Контроль над институтом стал важным инструментов во внутрипартийной борьбе за власть, поскольку имевшиеся у него материалы могли помочь найти на противника «компромат» в виде каких-либо прошлых разногласий с Лениным.

В1932, в результате объединения с Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса был образован единый Институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б) (позднее Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). В Центральном партийном архиве этого института хранится более 30 тыс. документов, автором которых является В. И. Ульянов (Ленин).

Тон официально публикуемых биографий Ленина с 1923 года всё сильнее отрывается от реальности. В этих биографиях зачастую муссировался тот факт, что дед Ленина по отцовской линии был «бедняком»; при этом обычно не упоминалось, что отец Ленина и, соответственно, сам Ленин, был потомственным дворянином. Молодому Ульянову начали приписывать совместное со своим братом Александром изучение «Капитала» Маркса; в действительности, Ленин впервые ознакомился с «Капиталом» гораздо позднее. Ричард Пайпс считает, что братья находились в плохих отношениях, и ни о каком совместном изучении ими чего-либо и речи быть не могло.

Культ личности Ленина

5

Ленин находился у власти в стране, четыре пятых населения которой составляло крестьянство. Наиболее популярным чтением у русских крестьян начала XX века традиционно оставались жития святых. Публикация романтизированных биографий Ленина и других революционеров фактически имитировала их, и легла в этом отношении на благодатную почву.

Также в 1923 году впервые появилось пропагандистское новшество: «ленинский уголок» (см. также ленинская комната). Он прямо имитировал традиционный для русских изб «красный угол», в котором размещались иконы. Впервые он был представлен на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 19 августа 1923 года. Согласно Нине Тумаркин, представленный на выставке ленинский уголок был ориентирован явно на крестьян, и пользовался среди них такой популярностью, что залы пропахли «кожей, сермягой, махорочным

чадом, сеном».

Ленин со Сталиным

Также, в 1924 году Казанский государственный университет был переименован в КГУ имени В. И. Ульянова-Ленина. Это переименование было подтверждено ВЦИК в 1925 году.

В 1930-х сёла, улицы и площади городов, помещения учебных заведений, актовые залы заводов начали заполонять десятки тысяч бюстов и памятников Ленину, среди которых, наряду с произведениями советского искусства, были и лишённые художественной ценности типичные «предметы культа». Прошли массовые кампании переименования различных объектов и придания им, вопреки пожеланию Н. Крупской, имени Ленина. Высшей государственной наградой стал орден Ленина. Иногда высказывается мнение, что подобные действия были скоординированы сталинским руководством в условиях становления культа личности Сталина с целью узурпации власти и объявлением Сталина преемником и достойным учеником Ленина.[1]

Однако сам Ленин был категорически против возвеличивания своей личности[2]. Его помощник В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал, как его срочно вызвали к Ленину, который воскликнул:

Это что такое? Как же Вы могли допустить?.. Смотрите, что пишут в газетах?.. Читать стыдно. Пишут обо мне, что я такой, сякой, все преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком, а вот здесь какая-то мистика… Коллективно хотят, требуют, желают, чтобы я был здоров… Так, чего доброго, доберутся до молебнов за мое здоровье… Ведь это ужасно!… И откуда это? Всю жизнь мы идейно боролись против возвеличивания личности отдельного человека, давно порешили с вопросом героев, а тут вдруг опять возвеличивание личности! Это никуда не годится. Я такой же, как и все.

Кроме того, известен случай, когда Ленин публично выразил своё нежелание быть объектом преклонения. Это произошло тогда, когда решили отпраздновать его день рождения. Он отсутствовал на юбилейном собрании до того момента, пока не прекратились восхвалявшие его речи. Появившись после перерыва и будучи встреченный бурными аплодисментами, он сдержанно поблагодарил присутствовавших: за приветствия и за то, что избавили его от выслушивания их. Затем Ленин выразил надежду, что со временем будут созданы более «подходящие способы» отмечать юбилейные даты, и закончил свою речь обсуждением будничных партийных проблем[2].

30 января 1924 года через 9 дней после смерти Ленина в газете Правда было опубликовано письмо Крупской, в котором она просила: «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]