Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия в беларуси.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
58.08 Кб
Скачать

2.Основные этапы развития философии на территории Беларуси

Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется только в развитых классовых обществах. Произошло это в VII-VI вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае на довольно высокой ступени их цивилизационного развития. В этих регионах к тому времени уже сложились государственные образования, а в Древней Греции сформировались и зачатки науки как системы рационалистического знания.

С начала зарождения философия стремилась к объяснению мира естественными причинами. Это постепенно сужало сферу господствовавшей в тот период мифологии (от греч. mythos - миф: пересказ, предание, слово) - мировоззрения, основывавшегося на образно-чувственных, синкретических представлениях о явлениях природы и общественной жизни, а также на их всеобщем обожествлении, одушевлении и религии (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрения, основывавшегося на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. в ту или иную разновидность сверхъестественного.

Что касается белорусов, то мы - народ молодой не только по сравнению с греками, индусами и китайцами, но и с другими народами. Наши предки - кривичи, дреговичи, радимичи - вступили в эпоху государственности только в IX-X вв.

Мировоззрение древних славян в догосударственную эпоху составляло цельную систему, основанную на языческих верованиях - мифах, культе и нравственном кодексе поведения. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., так описывает их мировоззрение: «Они считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, схваченным или болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания».

К последней четверти X в. в Киевской Руси складывается целая система богов и мифологических образов, которым поклонялись наши предки. Например, мужским божествам: Велесу (Волосу) - покровителю скотоводства и богатства, Сварогу, Сварожичу, Дажбогу и Хорсу - божествам огня и солнца, Стрибогу - богу ветров, Роду - покровителю семьи и дома; женским: Ладе и Леле - покровительницам брака и веселья, Мокоши - богине женского рукоделия. Главным же божеством, как указывают и археологические, и письменные источники, считался Перун - громовержец, бог воинской славы. Недаром киевский князь Владимир своей религиозной реформой сделал его главным богом.

Кроме этих «главных богов» для славянской мифологии характерен целый ряд других божеств. Купала, главный персонаж праздника летнего солнцестояния, и Купальница - древние Перун и богиня Зоря. По сохранившемуся до наших дней у болгар поверию, солнце (Перун) сбивается в эти летние дни со своего пути, а богиня Зоря приходит ему на помощь, она не только ведет Перуна по небесной дороге, но и каждое утро умывает его росою. День Зори-Купальницы и сегодня посвящается собиранию трав, имеющих, по народной молве, особую целебную силу. Из собираемых в канун Купалы трав особенным уважением пользуется в народе купаленка (желтоголов) и иван-да-марья. С последней связано стародавнее белорусское предание о купавшихся под дождем Перуне-громовнике и Зоре:

Иван-да-Марья

На горе купалыся;

Дзе Иван купався –

Берег колыхався,

Дзе Марья купалась -

Трава расцилалась…

Кроме целебных трав в ночь на Ивана Купалу белорусское народное поверие советует искать цветок, который принесет счастье - «папараць-кветку». Лето охраняла богиня «Цёця» - дородная красавица, убранная в яркие наряды, с венком из колосьев на голове и с яблоками-грушами в руках. За ней на землю приходил трехглазый «Жицень» (осень) - мужчина с всклокоченной бородою и косматой головой. Функция Жиценя состояла в том, чтобы проверить, убран ли урожай. Если же он замечал неубранное поле, то жди на следующий год на этом поле неурожай. Ходит он по полям до тех пор, пока не встретит «Зюзю» (бога зимы).

Таким образом, мировоззрение славян в дохристианскую эпоху представляло собой сочетание обыденных знаний, получаемых в результате повседневной практической деятельности, с религиозно-мифологическими, фантастическими понятиями о причинах и силах, определяющих жизнь природы и общества. Древний язычник видел мир как единый живой космос, выделял в нем добрые и злые силы, верил в различные магические действия, гадания и жертвоприношения.

Мы знаем, что в Древней Греции философии предшествовали мифология и религия. Можно допустить, что если бы древнерусскому языческому мировоззрению история предоставила длительный период развития в изоляции от других культур и религий, то его эволюция, может быть, и привела бы, как в Греции, к философии. Однако в силу известных культурно-исторических причин Киевская Русь со своеобразным мифологическим сознанием и религией вступила в контакт с более развитыми религиями и, что называется, «готовой философией». Поэтому процесс возникновения философской мысли в Киевской Руси начался не с мифологическо-языческого мировоззрения, а с появления на Руси христианства. И хотя языческая мифология не исчезла, на формирование философии она влияния не оказала. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые квалифицируют языческую мифологию наших предков как «народную философию». Перевод с древнерусского Д.С. Лихачева.

С крещением Киевской Руси в 988 г. (Полоцка - в 992) в мировоззрении восточных славян происходят изменения. После установившихся контактов с Византией из нее привозят много литературы, преимущественно богословско-философского характера. Появляется (пусть и небольшой) слой образованных людей, которые знакомятся с византийской ученостью, философией.

Огромную роль в культурно-политическом и духовном развитии в Беларуси в то время играют Полоцкое, Смоленское, Туровское и Пинское княжества, которые в конце IX - начале X века становятся центрами распространения христианства. Таким образом, начальный период становления философской мысли на древ-небелорусских землях корнями уходит в глубокую старину и тесно взаимосвязан с принятием христианства.

Естественно, что становление философской мысли на древнебелорусских землях тесно соприкасается с византийским хри-стианским богословием и философией, которое усвоили образованные и просвещенные люди того времени или, как их тогда называли, «книжники» и «философы». Известно, что ученики, окончившие Высшую Магнаврскую школу в Византии, получали право преподавания и звание «философ», которые было равнозначным званию учителя.

В сочинениях видных представителей византийской патристики Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста возникло, а затем и оформилось выделение христианской философии (q которой они пишут как о нашей философии), и светской, языческой (читай - античной) философии (внешней, не нашей философии). Из этого обстоятельства следовало, что звания философа, премудрого книжника, великого учителя удостаивались не просто грамотные люди, а только те, которые умели вести разговор и писать «по тонку» (изящным языком), могли истолковать «темные слова» (трудные для понимания места из Библии).

Эта древнерусская богословско-философская экзегетика, а именно так можно обозначить данный тип отечественной средневековой философской рефлексии, совпадала содержательно с европейской философской культурой Раннего Средневековья, являлась изначальной формой ее философствования. Отсюда вытекает главный для той эпохи - аскетическо-духовный смысл философии, в соответствии с которым формируется образ философа-монаха, а само слово «философия» всегда пишется с эпитетом «духовная», т.е. монашеская духовная жизнь. Поэтому Нил Синайский, живший на рубеже IV-V вв., называл монашеский образ жизни духовной философией и считал обязанностью каждого христианина философствовать во Христе.

Таким образом, сам факт принятия христианства означал выбор не только основных моделей отношения к философии, но и выбор моделей философствования, получивших распространение в христианстве вообще, и в византийском христианстве в особенности.

В богословско-философских рассуждениях отечественных просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч-аллегорий, повествований и молитв они излагают сложные богословско-философские понятия добра и зла, свободы и смирения, духовного и материального смысла жизни человека и смысла вселенской истории, раскрывают причины и цели существования мира. Поэтому не только приобщение народа к книжному слову, а наставление его на христианский путь преодоления личностного зла и духовно-нравственного совершенствования - таков главный лейтмотив их трудов.

Статус и содержательная специфика белорусской философии также определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:

  • отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем - ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи);

  • ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока;

  • трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.);

  • невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;

  • отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культур- ной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.;

  • становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем, способах их обоснования и решения ведущими белорусскими мыслителями.

Поэтому понятие «белорусская философия» в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически- территориальную специфику философствования. Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами:

Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию» (К. Туровский), что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества, формированием комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей, обращением к древнегреческим текстам с целью подлинного и глубинного понимания Священного Писания. Наряду с официальной христианской культурой, особую заслугу усматривают в народной фольклорной культуре, оказавшей заметное влияние на духовную жизнь людей.

Второй этап - гуманистическое и реформационное движение (XVI - первая половина XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, М. Тишкевич, М. Чаховиц, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует ее в идею общего блага, которое, по его мнению, достижимо в обществе с помощью закона и права. Реформационное движение, направленное на пересмотр основных догматов католицизма, было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма (неприятие догмата о трех ипостасях Бога). Одним из ее теоретиков был С. Будный, который критиковал не только учение о триединстве Бога, но и утверждения церкви о божественном происхождении Христа, существовании загробного мира и т.д. Вместе с тем он писал, что берет основы или начала познания не из философии, а из Священного Писания, а диалектика как метод познания есть дар Божий, вещь, данная человеку от природы, а не изобретение философского ума («Абарона урада»).

Третий этап - доминирование схоластической философии (конец XVII - первая половина XVIII вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллегиумы в ряде городов белорусских земель). Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Проблемы, традиционные для европейской схоластической философии, анализировались в трудах таких мыслителей, как М. Смотрицкий, В. Тылковский, Л. Залусский и др. Наряду со схоластикой в эту эпоху видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии, оказавшей заметное влияние на белорусских мыслителей (С. Полоцкий). Полной альтернативой схоластике стал атеизм К. Лыщинского.

Четвертый этап - господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII - первая половина XIXвв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Образование и воспитание - основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания), «променистых» (патриотов национальной культуры) и филоретов (друзей добродетели), актуализировавших социально- философскую проблематику (права и свободы человека, диалектика личности и общества, пути восстановления государственности и т.д.). Эти значимые для белорусской мысли темы рассматривались в трудах К. Нарбута, И. Стройновского, Я. Чечота, А. Нарушевича, Б. Добшевича, А. Мицкевича, Т. Зана и др.

Пятый этап - национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина XIX - начачо XX вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.). Философски значимой становится тема национального самосознания и национальной идентичности в работе И. Абдираловича «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светагляду» и философском очерке В. Самойлы-Сулимы «Гэтым пераможаш!».

Шестой этап - доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. XX в.), в рамках которой проводились исследования в области:

- истории философии (Г. Александров, И. Лущицкий, А. Бирало, А. Майхрович, С. Подокшин и др.);

- философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин и др.);

- теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин и др.)

- социальной философии (Е. Бабосов, Г. Давидюк и др.);

-философии культуры (Н. Крюковский и др.).

В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.