Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИСАА Билеты / Билет №6

.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.02.2016
Размер:
17.12 Кб
Скачать

6. Проникновение в Месопотамию восточных семитов (аккадцев) и образование государства Саргона Древнего. Лугальзагеси, покорив большую территорию, не попытался создать единое государство. Борьбу с противниками он не довел до конца: победив Киш, не уничтожил лугалей Киша, победив Лагаш, не отстранил Уруинимгину. Шумер при Лугальзагеси представлял собой некий военный союз номов. В это время Лугальзагеси столкнулся с новым. Это был человек, которого называют Саргон Древний; он происходил из жителей северной части Нижней Месопотамии; называл себя Шаррумкен. Считали, что он стал личным слугой лугаля Киша, а после поражения, которое нанес Кишу Лугальзагеси, получил собственное царство. Саргон не связал свою судьбу с какими бы то ни было вековыми общинными или номовыми традициями; он возвысил почти неизвестный городок Аккаде. Саргон опирался на народное ополчение. Традиционной тактике боя Саргон и его преемники противопоставили тактику больших масс легковооруженных подвижных воинов, действовавших цепью или врассыпную. Саргон и Саргониды придавали большое значение лучникам.

События, которые в Лагаше привели к перевороту, показывают, что в обществе накопилось много недовольства, и Саргон пользовался этим.

Саргон начал с того, что распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию, затем предложил Лугальзагеси породниться с ним через дипломатический брак; Лугальзагеси отказал. Саргон перешел к военным действиям и быстро разгромил своего противника. Саргон в короткий срок завоевал важнейшие города Нижней Месопотамии, в том числе и Лагаш. Позже его войска совершали и другие походы — в Малую Азию и в Элам.

Номы при Саргоне сохранили каждый свою внутреннюю структуру. Но отдельные энси превратились в чиновников, ответственных перед царем. Они же объединили управление храмовыми хозяйствами. Представителей сохранившихся знатных номовых родов Саргон и его преемники держали при своем дворе. Саргон имел свое постоянное войско (причем воины были поселены вокруг г. Аккаде), а также опирался на ополчение. Саргониды предпочитали выдавать работникам пайки и уменьшили число наделов, и это позволяло повысить норму его эксплуатации. Саргон заботился о поддержании сухопутных и водных путей. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго. Саргон всячески подчеркивал свое уважение к богам, особенно к богу-покровителю Аккаде и к Энлилю ниппурскому, делал храмам большие подарки. Свою дочь он посвятил в жрицы-эн, по-аккадски энту; с тех пор стало традицией, чтобы старшая дочь царя была энту. Тем не менее отношения между жречеством и царями, особенно при потомках Саргона были холодными. В общем царь обладал теперь деспотической властью, т.е. не только его собственная власть не вручалась ему никаким другим, но и рядом с ним не существовало никакой законной власти. Народ это очень скоро ощутил и понял. По преданию, старейшины городов поднимали мятеж еще при самом Саргоне, а сыновья Саргона Римуш и Маништушу, правившие друг за другом после него, встретились с сопротивлениями по всей Нижней Месопотамии.

При Саргоне, и при его потомках шумерский язык оставался официальным языком надписей и делопроизводства, и лишь на втором месте рядом с ним употреблялся аккадский. По преданию, Римуша убила тяжелыми каменными печатями знать. Однако брат его Маништушу продолжал ту же политику. Ему тоже пришлось жестоко подавлять мятежи в собственном государстве. Воспользовавшись тяжелым положением городов Маништушу принудительно скупал землю у граждан за номинальную цену. Сделки Маништушу по скупке земли записаны на большом каменном обелиске, который дошел до нашего времени. Так как в эти сделки вовлекалось большое число людей, текст надписи дает нам возможность установить структуру нижнемесопотамского общества XXIII в. до х.э. вне государственного сектора. Выясняется, что и в это время общинники жили семейными общинами — «домами», включавшими от одного до четырех поколений и возглавлявшимися патриархами; каждая домашняя община владела своей землей, причем внутри ее индивидуальные семейные ячейки получали каждая свою долю. Продавать такую долю, всю или частично, можно было только с разрешения общины в целом.

Походы, которые еще Саргон совершал в соседние страны (Сирию, Малую Азию, Элам), продолжали и его сыновья. Маништушу совершал походы далеко на восток, он дошел до эламского города Аншан в глубине Ирана. В Эламе в это время процветала цивилизация, весьма сходная с шумеро-аккадской раннединастической. Царям Аккаде, несмотря на ряд походов не удалось полностью покорить Элам, и племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете заключил с эламитами письменный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но сохранил внутреннюю независимость.

Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до х.э.) был наиболее могущественным из потомков Саргона, но и его царствование началось с мятежа. Быстрые и решительные действия молодого царя привели егок победе над восставшими. При Нарам-Суэне были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые еще его дедом Саргоном. Он окончательно отбросил все старые традиционные титулы и стал называть себя «царем четырех стран света»; и в самом деле, столь обширного государства древность до него не знала. Нарам-Суэн сохранил управление номами — и государственными хозяйствами в них — через энси, но на должности энси он назначал либо своих сыновей, либо чиновников; так, в Лагаше в качестве энси он поставил простого писца. Серьезные последствия имело то, что Нарам-Суэн поссорился с жречеством. Любой энси должен был теперь на своей печати именовать себя так: «Бог Нарам-Суэн, царь четырех стран света, бог Аккаде, я — такой-то, энси такого-то города, твой раб». Социальная опора Аккадской династии к концу правления Нарам-Суэна максимально сузилась. Общинники были разорены войнами, карательными походами против городов собственной страны, принудительной скупкой земли; старая знать была в большинстве своем фактически истреблена; средний слой государственных работников лишен значительной части наделов и переведен на пайки; жречество испытывало недовольство, очевидно по идеологическим соображениям. На стороне царя осталась только созданная Саргонидами бюрократическая знать. Тут началось вторжение с Иранского нагорья племени кутиев (видимо, родственного современным дагестанцам).

Соседние файлы в папке ИСАА Билеты